[TIFLO] Как отбирали льготы у народа

Как отбирали льготы у народа
Сумасшедший дом средней руки
- ПОПРАВКА ? 666. Кто настаивает?
- Отклоняется.
- ? 667:
- Отклоняется.
- ? 999:
- Отклоняется.
Так, в режиме <сумасшедшего дома средней руки>, в последнюю
неделю
июля работал думский Комитет по бюджету и налогам. И
неудивительно:
к собственно шестисотстраничному законопроекту (вместе с
пояснительными материалами), который теперь именуется
Федеральным
законом ? 122 о льготных выплатах, только правительство
представило
три блока поправок объемом более 300 страниц. Общее же
количество
поправок превысило 6000. Для того чтобы обсудить их в режиме
нормальной парламентской работы, потребовалось бы более 1000
часов
работы бюджетного комитета. Он, горемычный, действительно
заседал до
глубокой ночи. Однако в силу немыслимой гонки законопроекта на
обсуждение каждой поправки выделялось в среднем не несколько
минут,
как положено, а лишь несколько секунд.
Что же сулит населению России в 2005 году этот закон, наспех
склепанный подобно бракованному телевизору советского периода в
предпоследнюю ночь перед новогодними праздниками?
Посаженные на <информационную диету> российские граждане
постоянно
слышат от представителей правительства, что принятие закона
стало
прорывом в социальных реформах, а от парламентских единороссов -
что
закон сохранил все существующие социальные гарантии и льготы.
Слышат, но не очень верят: согласно одному из социологических
опросов, даже в части замены льгот денежными компенсациями закон
поддерживают лишь 25% населения, тогда как против выступают 58%.
Действительно, под давлением массовых акций протеста и социально
ориентированных депутатов правительство пошло на существенные
уступки. Удалось, в частности:
сохранить в Трудовом кодексе положение о минимальной
заработной
плате, обязательной во всех регионах страны. Увы, эта
минимальная
зарплата составляет по-прежнему 600 рублей, тогда как в
единственном московском приюте для бездомных животных на
содержание одной бродячей собаки в месяц выделяется 1800, а
бродячей кошки - 1050 рублей. (Пока статья готовилась к
печати,
Госдума успела повысить МРОТ до 720 руб. с 1 января 2005 г. -
Ред.). Предложенная мною поправка о том, чтобы минимальная
заработная плата сравнялась с прожиточным минимумом не позднее
2007 года, 3 августа была провалена фракцией <Единая Россия>;
запретить снижение зарплаты работникам бюджетной сферы в 2005
году. В условиях разрушения Единой тарифной сетки это
существенно,
хотя, честно говоря, понижать зарплату дальше некуда;
восстановить в <законных правах> ликвидированную в первом
чтении
Федеральную программу развития образования (правда, понизив ее
статус до обычной федеральной целевой программы), а также
возможность для образовательных учреждений и научных
организаций
зарабатывать внебюджетные средства и в известных пределах
распоряжаться ими;
ввести так называемый социальный пакет для инвалидов всех
категорий, участников Великой Отечественной войны и других
социально незащищенных групп населения. Правда, как он будет
работать, никому не ведомо, ибо в отличие от медицинских
социальные эксперименты проводятся сразу на людях, причем в
масштабе всей страны.
Потеряют все
ОДНАКО упорно распускаемые государственными СМИ слухи о том, что
во
втором чтении закон приобрел <человеческое лицо>, явно
преувеличены.
В результате его принятия, как и прежде, теряют или рискуют
потерять:
15 миллионов учителей, врачей, ученых, работников культуры и
социальной сферы - все федеральные гарантии в области оплаты
труда. За исключением тех, кто работает в федеральных
учреждениях,
ответственность за их зарплату полностью <сбрасывается> в
регионы.
<Утешительный приз> в виде рекомендаций трехсторонней
комиссии,
которые должны учитываться региональными властями, в стране,
где
не исполняются даже законы, выглядит просто смешно;
большинство из 22 миллионов семей с детьми - всякие надежды на
повышение детских пособий, перекладываемых на бюджеты
субъектов
РФ, а во многих регионах - и на их своевременную выплату;
9,5 миллиона ветеранов труда и столько же тружеников тыла -
льготы, за исключением коммунальных, которые предполагается
ликвидировать через год-два другим законом - новым жилищным
кодексом.
Когда радикальные <законописцы> из высоких правительственных
кресел
на всех каналах убеждают население, что все льготы и социальные
гарантии в следующем году сохранятся, нет ничего лучше, как
заглянуть в текст принятого закона. Цитирую пункт 1 статьи 153:
<В
рамках длящихся правоотношений для лиц, у которых возникло до 1
января 2005 года право на компенсации в натуральной форме или
льготы
и гарантии, носящие компенсационный характер, закрепленные в
отменяемых настоящим Федеральным законом нормах, настоящий
Федеральный закон не может рассматриваться как не допускающий
реализацию возникшего в указанный период права на эти
компенсации,
льготы и гарантии в форме и размерах, предусмотренных настоящим
Федеральным законом>.
Вы что-нибудь поняли, читатель? Наверняка если среди вас
найдутся
два юриста, по поводу этого текста они будут иметь не три, как
обычно, а не менее четырех мнений. Попытка же перевести этот
текст с
юридического на русский приводит к следующим выводам:
1) закон ничего не гарантирует, он лишь не запрещает
предоставлять
гражданам прежние социальные гарантии (по-видимому, регионам и
местному самоуправлению, поскольку федеральная власть с себя
такую
ответственность снимает);
2) это разрешено в отношении льгот и гарантий, носящих
компенсационный характер - новое понятие, которое законодательно
нигде не определено и, следовательно, может трактоваться
произвольно;
3) сохранить прежние льготы и гарантии дозволено в форме и
размерах,
предусмотренных настоящим Федеральным законом (т. е. тем самым,
который их и отменяет!);
4) наконец, вся эта потрясающая казуистика действует только <в
рамках длящихся правоотношений>, т. е., по-видимому, когда
человек
стоял на очереди, работал в данной должности или в данном месте
по
трудовому договору и т. п. Сохранит ли, например, сельский
учитель
право на 25%-ную надбавку при переезде на новое место работы в
другое село, никому не известно.
Чуть лучше написан пункт 2 той же статьи 153. Он обязывает
региональные и местные органы власти при издании нормативных
правовых актов в связи с принятием данного закона не снижать
уровень
зарплаты и других социальных гарантий по сравнению с их
размерами до
31 декабря 2004 года. Казалось бы, все замечательно. Однако,
поскольку более 40 полномочий в следующем году с федерального
уровня
передаются в регионы и местному самоуправлению, никто не
обязывает
их издавать такие нормативные правовые акты, а следовательно, и
сохранять действовавшие гарантии!
<Черного пуделя> добела не отмоешь
СРЕДИ массы других антисоциальных положений нового закона
отметим
лишь два.
Во-первых, с 2005 года <как класс> ликвидируются ветераны труда.
Правда, не методом <раскулачивания>, а методом <социальной
стерилизации>: новый закон установление этого звания просто не
предусматривает.
Во-вторых, отныне не только пенсии, но и иные формы социальной
поддержки инвалидам будут устанавливаться уже в зависимости не
от
группы инвалидности, но от степени утраты трудоспособности.
Потенциально пострадать от этого могут не только 10,5 миллиона
существующих инвалидов, но в еще большей степени те, кто будет
получать инвалидность вновь или проходить
переосвидетельствование.
Опуская подробности этого специального и сложного вопроса,
отмечу
лишь следующее. В России появится и с каждым годом будет
нарастать
категория инвалидов III группы без степени утраты
трудоспособности,
находящихся в положении полных социальных изгоев: практически
без
возможности трудоустройства; без прав безработного
(соответствующие
статьи из Федерального закона <О социальной защите инвалидов в
исключены); получающие взамен всех социальных гарантий: 500
рублей,
а в следующем году, с учетом социального пакета, - даже 50
рублей!
***
КОРОЧЕ, как и предполагали оппозиционные депутаты думского
Комитета
по образованию и науке, выпустившие еще в июне заявление <Погром
в
законе>, черного пуделя добела отмыть не удалось. В следующем
году
страну ожидает социальное четвертование. Правда, теперь всего
лишь
наполовину. Впору, пожалуй, исправить и русскую пословицу:
вместо <В
пользу бедных> говорить <В пользу богатых> - и не ошибешься.
Олег СМОЛИН, первый заместитель председателя Комитета
Государственной думы по образованию и науке
"АиФ Долгожитель", ? 24 (60) от 23.12.2004
С уважением - Тахир Исламов, г. Екатеринбург
E-mail: Islam***@r*****.ru
Выпуск листа на новом месте: 317
-*Информационный канал Subscribe.Ru
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.people.tifloresource
Написать в лист: mailto:culture.people.tifloresource-list@subscribe.ru
Отписаться: mailto:culture.people.tifloresource--unsub@subscribe.ru?subject=culture.people.tifloresource
http://subscribe.ru/ http://subscribe.ru/feedback