Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Тифлоресурс

За 2004-12-12

[TIFLO] Санкт-петербуржская школа для слепых

Журнал "Школьный вестник" N2, 2002г.

Василий Мезрин

директор Санкт-Петербургской школы-интерната N 1 для слепых и слабовидящих детей
им. К.К. Грота

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ШКОЛЕ - 120 ЛЕТ

Первая в России школа по обучению слепых детей с честью и достоинством носит
имя её основателя - Константина Карловича Грота. За 120 лет школу закончили многие
поколения незрячих учеников. За это время неоднократно менялась общественно-политическая
жизнь страны, но наши ученики, заканчивая школу, неизменно получали образование,
трудовую подготовку и необходимую социальную ориентацию.

Наша школа прошла многолетний и многотрудный путь, и на этом пути она не была
одинока. Благотворители, государственные и общественные деятели, учёные и простые
люди оказывали деятельную помощь в улучшении материального обеспечения, обучения
и воспитания слепых детей. Об этом у нас есть материалы и документы в школьном
музее.

Особого поклонения достоин Константин Карлович Грот. Он был самоотверженно-добросердечным
человеком, все силы души и сердца отдавал заботе об обездоленных, особенно об
инвалидах по зрению. Он создал в Петербурге Мариинское попечительство о слепых
и на свои средства в 1881 году на Таврической улице, в небольшой квартире, открыл
первую в России школу для 10 слепых мальчиков. Эта школа была переведена впоследствии
на Васильевский остров, а в 1889 году на Песочную улицу в специально построенное
здание по проекту архитектора А.О. Томишко. На покупку земельного участка, строительство
училища и мастерских для слепых К.К. Грот пожертвовал значительные личные средства
и средства своей сестры Розалии Карловны Грот.

В 1906 году незрячий князь Денис Оболенский так писал: <К.К. Грота по справедливости
можно назвать духовным отцом слепых. Он призывал их к новой жизни, освободил
из уз невежества и направил к разумному труду, послужившему залогом для их свободной
самостоятельной жизни>.

И еще: <Проезжая по Песочной улице, вы увидите на правой стороне ея за длинной
чугунной решёткой три больших краснокирпичных здания. На самом большом из них
Вы прочтёте надпись: "Александро-Мариинское училище слепых", на втором - "Мастерские
для взрослых слепых им К.К.Грота", на третьем - "Николаево-Александровский Дом
призрения слепых". Войдя в главное здание, Вы в широком вестибюле увидите 2 бронзовых
бюста с надписями: Валентин Гаюи (1745-1822) и Луи Брайль (1809-1852)>.

Так выглядела построенная и открытая в 1889 году новая школа для слепых детей.
Такой её помнят многие поколения выпускников, учителей, студентов ЛГПИ им. А.И.
Герцена, проходившие в школе практику. Бюсты Луи Брайля и Валентина Гаюи и сейчас
находятся в вестибюле нашего здания.

К.К.Грот сам разработал Устав училища, внимательно подбирал кадры, заботился
об обеспечении школы книгами, учебными пособиями и всем необходимым.

Членами Мариинского попечительства о слепых была создана программа обучения и
развития слепых детей, состоящая из обучения письму, чтению и счёту и программы
ремесленной подготовки. В старших классах детей знакомили с историей, географией,
естествознанием. На уроках математики изучали первую сотню, таблицу умножения,
давалось общее представление о процентах и геометрических фигурах. Музыкально
одарённые дети получали уроки музыки.

В начале обучения предусматривалось воспитание навыков самообслуживания, привитие
санитарно-гигиенических навыков, развитие рук и органов чувств, ознакомление
с важнейшими молитвами, приучение к правильной речи, формирование точных и ясных
представлений о предметах внешнего мира, обучение пересказу прочитанного, заучиванию
наизусть.

Знаменательно, что уже на первом этапе систематическое обучение своим содержанием
и приёмами обучения было направлено на коррекцию отклонений в развитии слепых
детей.

Предметные уроки восполняли недостаток у слепых воспитанников представлений об
окружающем мире. На них осуществлялось наглядно-чувственное ознакомление детей
с окружающими предметами с использованием сохранных анализаторов - слуха и осязания.

Лепка, плетение, рисование, вязание не только давали практические навыки, но
и развивали осязание, двигательные функции кисти руки, так необходимые слепому
ребёнку в познавательной деятельности.

Учителя сами составляли книги для своих учеников: писали страницы учебников густым
соком растений, влажную рукопись посыпали мелко толчёным сургучом, затем держали
страницу над тлеющими углями до тех пор, пока поверхность выпуклых <сургучных>
букв не станет гладкой. Учителя изготавливали и подвижные буквы для слепых из
картона и других подручных материалов, создавали наглядные пособия. Творческую
мысль и самоотверженный труд первых учителей невозможно оценить никакими критериями,
кроме восхищения и преклонения перед ними.

В 1882 году А.И.Скребицкий разработал русский линейно-рельефный алфавит и организовал
за границей печатание книг этим шрифтом.

В 1884 году по заказу А.И.Скребицкого была изготовлена русская передвижная азбука,
значительно облегчавшая обучение незрячих детей чтению.

В 1885 году Константин Карлович предложил Герману Павловичу Недлеру взять на
себя обязанности директора училища слепых. Пройдя подготовку в Дрездене и вернувшись
в Петербург, Герман Павлович приступил к работе в качестве директора и руководил
училищем с 1885 по 1917 год.

Александро-Мариинское училище долгое время выступало как своеобразный организационный
и методический Центр российских школ слепых - до революции таких училищ было
35 (в Москве, Костроме, Одессе и др. Городах). Из С.-Петербургской школы направлялись
учебники и книги по Брайлю, а также проводились педагогические Советы и медицинские
консилиумы. Важным событием были съезды учителей школ для слепых. В 1901 году
состоялся I съезд, а в 1909 - 2 съезд на базе нашей школы. Целью съездов было
обобщение опыта работы в обучении незрячих и их профессиональной подготовке.
Наша специальная библиотека для слепых сохранила подробные материалы по проведению
этих съездов. Обсуждались и такие вопросы, как браки между слепыми; методика
обучения сапожному делу; обучение скорописи слепых.

К сожалению, попытки провести 3 съезд не дали результатов.

До начала первой мировой войны Александро-Мариинское училище развивалось, совершенствуя
педагогическую, воспитательную и методическую работу.

Первая мировая война и годы гражданской войны отрицательно сказались на обучении,
воспитании и материальном состоянии школы.

В начале 20-х годов в Петроградской школе для слепых детей царили холод и голод.
Постоянно менялись руководители, опытных учителей осталось мало, вновь принятые
не были подготовлены к работе с незрячими детьми.

Всё изменилось с приходом весной 1924 года Василия Ефимовича Чугунова в качестве
директора, который начал работу с тщательного подбора учителей и воспитателей.
Он был тонким психологом, чутким человеком, умелым и разумно требовательным к
педагогам и воспитанникам. Вместе с ним трудились учителя-энтузиасты: В.Х. Смирнов
- преподаватель русского языка, К.Я. Смирницкий - преподаватель естествознания,
О.Г. Бибергаль - учительница истории, И. С. Берман вёл класс фортепиано, Н. Н.
Шеповальников занимался физической подготовкой, М. К. Даллес-Иванова работала
воспитательницей и была удивительной души человеком, она значила для школы так
же много, как и Василий Ефимович.

В 1924 году, после встречи с Мавромати - одним из руководителей Всероссийского
общества слепых, ученики школы вступают в общество слепых; в 1925 году делегация
детей вместе с В.Е. Чугуновым присутствует на I съезде ВОС. После встречи в Москве
с М.И. Ульяновой в школе создаётся пионерская организация. Умелым и творческим
организатором пионерской работы была Александра Львовна Акутинова.

Была организована деятельность комиссий ученического комитета, работа в которых
способствовала развитию у учащихся организаторских навыков.

В 1926 году с открытием первого класса второй ступени началось формирование средней
школы. Выпускники 2-й ступени после двух лет обучения поступали на рабфак, т.
к. по большей части были переростками. Из 4-х выпусков на рабфаки поступило 36
человек, 22 окончили ВУЗЫ. Впоследствии четверо преподавали в Вузах, 16 - в школах.

В целях коррекции и компенсации отклонений в развитии незрячих учащихся в учебно-воспитательном
процессе много внимания уделялось привитию навыков самостоятельной работы, упражнениям,
способствующим развитию логического мышления и речи. Х. Смирнов, преподаватель
русского языка, издал для учащихся два пособия по Брайлю, написал для своих классов
пособия по грамматике и этике.

20-е годы были годами творческих поисков, педагогический коллектив трудился много
и вдохновенно.

В.Е. Чугунов много внимания уделял работе открывшейся в те годы типографии, печатавшей
книги рельефно-точечным шрифтом. Он укрепил типографию кадрами из выпускников
школы, осуществлял руководство всей издательской работой в интересах школы. Дети
много читали. Во внеурочное время (днём и вечером) для учащихся обязательно читали
учителя и воспитатели.

В целях обеспечения всестороннего развития учащихся осуществлялось музыкальное,
трудовое, физическое воспитание. Музыку преподавал Исаак Семёнович Берман, Петр
Петрович Каргин руководил оркестром народных инструментов, Иван Филиппович Заболотный
- школьным хором.

Трудовое обучение и воспитание осуществлялось в щёточной мастерской, переплётной
мастерской, на занятиях по рукоделию для девочек. С приобретением вязальных машин
девочек стали обучать машинному вязанию.

Поистине неоценима роль в физическом развитии и воспитании слепых детей Николая
Николаевича Шеповальникова. С его приходом начались регулярные занятия по физкультуре,
была достигнута полная обеспеченность спортивным инвентарем, широко развернулась
спортивная работа. Особенно популярными были внеклассные занятия по ручному мячу
(гандбол) и спортивной гимнастике. На выступления ребят по этим видам спорта
собиралась вся школа. Уроки физвоспитания были методически безупречны. Николай
Николаевич Шеповальников особое внимание уделял выработке у учеников точных и
уверенных движений, формированию правильной, красивой осанки.

Ещё одно важное начинание относится к этому времени - открытие дошкольного отделения.

30-е годы стали годами дальнейшего развития школы. Педагогический коллектив пополнился
новыми преподавателями, получившими специальное образование в ЛГПИ им. А. И.
Герцена под руководством Бориса Игнатьевича Коваленко. Учебный процесс был почти
полностью обеспечен учебниками и наглядными пособиями.

В 30-е годы Ленинградская школа слепых первой из подобных школ включилась в общую
систему образования, убедительно доказав, что незрячие школьники способны получать
среднее, а выпускники - высшее образование и трудиться наравне со зрячими.

Педагогический коллектив активно участвовал в создании программ, разработке творческих
вопросов тифлопедагогики под руководством Бориса Игнатьевича Коваленко. Учителями
школы, при участии Нины Борисовны Коваленко, создавались методики обучения слепых
детей физике, математике, географии, астрономии, рисованию, черчению, лепке,
музыке, физическому воспитанию, русскому языку и литературе, разрабатывали вопросы
дифференцированного обучения школьников с различной степенью потери зрения.

Таким образом, нa базе Ленинградской школы закладывались основы тифлопедагогической
науки, апробировались новые методы обучения и воспитания незрячих детей.

В годы Великой Отечественной войны школа находилась в эвакуации вначале в Костроме,
а затем в селе Большая Рига в Курганской области. Педагогический коллектив, преодолевая
трудности военного времени, бескорыстно и добросовестно продолжал свою миссию.
Вместе с детьми учителя и воспитатели участвовали во всенародном патриотическом
деле - помощи фронту. Они вязали для бойцов тёплые варежки и носки, шили кисеты.

После окончания войны ученический состав школы пополнился детьми и подростками,
пострадавшими от войны. Перед коллективом школы возникла новая задача - обучение
не только детей, но и взрослых, потерявших на войне зрение.

Опыт обучения военноослепших на базе школы совместно с кафедрой тифлопедагогики
стал началом организации курсов для военноослепших.

Реабилитационная деятельность Вячеслава Александровича Бершадского и Варвары
Алексеевны Бершадской была отмечена правительственными наградами. В музее школы
много материалов, отражающих эту тему.

По отзывам ветеранов школы, именно в 50-е годы сложился наиболее квалифицированный,
профессиональный состав педагогического коллектива, который успешно решал вопросы
обучения, воспитания, реабилитации и подготовки к жизни незрячих. Именно в эти
годы под руководством заведующего кафедрой тифлопедагогики Бориса Игнатьевича
Коваленко постоянно издаются ученые записки <Кафедры тифлопедагогики>.

В 50-70 годы Ленинградская школа продолжала поднимать уровень обучения, воспитания
и трудовой подготовки слепых. В эти годы плодотворно трудились учителя и воспитатели,
которые составляют гордость нашей школы.

В связи с сокращением контингента детей с тотальной слепотой и остаточным зрением
в 1975 году произошло слияние школы-интерната N 1 для слепых со школой-интернатом
N 1 для слабовидящих детей. Перед коллективом была поставлена задача освоения
уже имеющегося опыта обучения и воспитания слабовидящих школьников, разработка
новых методических проблем. Педагогический коллектив под руководством директора
школы Анатолия Владимировича Моргайлика установил связь со Свердловской оптической
лабораторией и обеспечил всех нуждающихся детей оптическими средствами, облегчающими
чтение текста. Был создан телевизионный класс, обеспечивающий частично зрячих
и слабовидящих возможностью рассматривать схемы, рисунки, задания в увеличенном
размере. В школе было оборудовано более 20 учебных кабинетов, обеспеченных всем
необходимым для проведения учебных занятий.

В коллективе учителей и воспитателей из 78 человек подавляющее большинство были
с высшим и специальным (тифлопедагогическим) образованием.

В школе были разработаны и внедрены в практику методы дифференцированного и проблемного
обучения, методы индивидуальной работы с учащимися, испытывающими трудности в
обучении, методы использования технических средств, вопросы осуществления
межпредметных связей, вопросы рационального трудового обучения и трудоустройства
выпускников, формы и методы коррекционной работы.

Педагогический коллектив под руководством члена кафедры тифлопедагогики при
непосредственном участии В.А. Феоктистовой разрабатывал вопросы комплексного
подхода к обучению и воспитанию слепых и слабовидящих, вопросы трудовой ориентации,
бытовой и социальной реабилитации.

Вопросы трудового обучения и воспитания рассматривались и решались в тесной связи
с учебно-производственными предприятиями. Проводились встречи, трудовые вахты,
знакомство с профессиями. Многие выпускники школ поступали на работу в УПП.

Годы перестройки и последующие годы потребовали от нас серьёзной, вдумчивой методической
работы по освоению новых учебных планов, новых программ и большого количества
разнообразных учебников.

Мы стремились шире знакомиться с новыми программами и подходами, с опытом лучших
учителей через внутришкольные, районные и городские формы повышения квалификации
учителей. Но главным нашим компасом являлись педагогические советы, на которых
мы обсуждали наиболее интересные и сложные актуальные вопросы. На них часто с
основными докладами выступали представители педагогической науки. Как правило,
затем эти темы находили более конкретную разработку на предметных методических
объединениях. Кстати, в школе сложилась чёткая система работы м/о, их у нас 6.

Сделан ряд серьёзных шагов в разработке программ коррекционной направленности.

Определённым успехом работы педагогического коллектива мы считаем награждения
наших выпускников золотыми и серебряными медалями. Получение медалей - ещё одно
подтверждение того, что наши выпускники могут учиться на равных со зрячими.

Возросло число учащихся, поступающих в высшие учебные заведения, в том числе
в университет им. А.И. Герцена.

В 1991 году в школе была открыта музыкальная школа на 100 человек как филиал
Охтинского Центра Искусств. Дети обучаются на различных отделениях: фортепиано,
духовых и народных инструментов, хорового пения. 10 лет работы музыкальной школы
принесли много положительных результатов, у учеников не ослабевает желание получить
музыкальное образование. Музыкальные занятия выполняют и реабилитационную задачу.

Наши праздники проходят сейчас на профессиональном музыкальном уровне. Мы принимаем
участие в городских конкурсах "Вера, Надежда, Любовь", в Международных музыкальных
конкурсах им. Луи Брайля.

Мы очень благодарны завучу музыкальной школы и всем преподавателям музыки за
их самоотверженный труд по музыкально-эстетическому воспитанию.

Большое внимание школа уделяет организации досуга учащихся, развитию творческих
способностей. В школе работают кружки и спортивные секции. К знаменательным датам
воспитатели и классные руководители готовят номера художественной самодеятельности,
музыкально-литературные композиции, спектакли.

Одним из важнейших направлений внеклассной работы является спортивно-массовая
работа, регулярно организуются соревнования по разным видам спорта среди учащихся
специальных коррекционных школ и среди команд общества слепых. Недавно ученица
Ольга Дмитриева на соревнованиях по плаванию в Уфе получила 2 золотых медали,
а в Адлере на соревнованиях по лёгкой атлетике наши ученики заняли 5 призовых
мест.

Значительным событием для нашей школы является установление международных связей
со школами слепых Чехии, Финляндии, Швеции, Польши. Со Штутгардской школой слепых
и слабовидящих мы дружим уже 8 лет. За это время 45 учителей и воспитателей и
120 учащихся побывали в этой школе, знакомясь с работой немецких учителей.

Учить и воспитывать детей нелегко и в обычной школе. Работа же с нашим контингентом
требует ещё большего напряжения и усилий, и помогают нам слаженность и взаимопонимание
в коллективе. Это - главное наше богатство, которое позволяет успешно продолжать
дело, начатое 120 лет назад.

Мы говорим это с надеждой и уверенностью, потому что первая в России школа слепых
была, есть и будет школой, ведущей к свету.

Выпуск листа на новом месте: 275

-*Информационный канал Subscribe.Ru
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.people.tifloresource
Написать в лист: mailto:culture.people.tifloresource-list@subscribe.ru
Отписаться: mailto:culture.people.tifloresource--unsub@subscribe.ru?subject=culture.people.tifloresource

http://subscribe.ru/ http://subscribe.ru/feedback

   2004-12-12 09:35:01 (#279208)

[TIFLO] Дашкин курган

Здравствуйте! Уважаемые участники рассылки!
Мною недавно публиковались отрывки из книги А. Степановой "Дашкин курган". Тем,
кого заинтересовала эта публикация могу прислать продолжение.
С уважением
Зарубина Ирина
e-mail: tifloresour***@m*****.ru

Выпуск листа на новом месте: 274

-*Информационный канал Subscribe.Ru
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.people.tifloresource
Написать в лист: mailto:culture.people.tifloresource-list@subscribe.ru
Отписаться: mailto:culture.people.tifloresource--unsub@subscribe.ru?subject=culture.people.tifloresource

http://subscribe.ru/ http://subscribe.ru/feedback

   2004-12-12 09:34:54 (#279207)