Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Тифлоресурс

[TIFLO] Интервью с В. Соколовым

"Школьный вестник", N7, 2002г.

ДИАЛОГ С УЧИТЕЛЕМ

В этом году в Москве городской Комитет народного образования проводил конкурс
среди учителей коррекционных образовательных учреждений на звание лучшего учителя
года. Одним из трёх победителей стал учитель математики и информатики московской
школы n1 для слепых детей Владимир Вячеславович Соколов. Главный редактор журнала
<Школьный вестник> Юрий Иванович Кочетков беседовал с победителем. Интервью с
В.В. Соколовым мы предлагаем сегодня вашему вниманию.

- Владимир Вячеславович, звание <Лучшего учителя года> - у Вас. Расскажите, как
вы стали учителем? И когда вы почувствовали, что вы - учитель?

- Когда я был школьником, я ни раз помогал друзьям понять учебный материал, что-то
объяснял... И в университете такое бывало. Но я не могу сказать, что изначально
ставил перед собой задачу пойти в школу. Правда, поработав в НИИ коррекционной
педагогики год сразу после университета, я понял, что прежде чем заниматься теоретической
наукой, надо попробовать практику. Перешёл сюда, и вот с 1993 года - в школе.
Но ещё учась на 4 и 5 курсе, я вёл здесь кружок по программированию.

- Я не раз бывал у Вас на уроках, и у меня сложилось впечатление, что дети уважают
Вас и любят. Почему?

- На такие вопросы отвечать трудно... Возможно, большую роль играет то, что я
и сам учился в этой школе, причём не так уж давно учился, и всё знаю, так сказать,
изнутри. В начале моей педагогической карьеры были даже случаи, когда мои ученики
помнили меня как старшеклассника. В нашей школе много прекрасных педагогов. К
сожалению, несколько наших любимейших учителей в последние годы ушли из жизни:
Юрий Михайлович Дыдин, Галина Ивановна Бредис...

- А Вы перенимали что-то из опыта своих учителей? Может быть, не только из педагогического
опыта, но и жизненного?

- Да, конечно. Очень большую помощь мне оказывал и до сих пор оказывает Михаил
Иванович Егоров, учитель математики. Я сам у него учился. У него колоссальный
опыт, он более 50 лет работает в школе. Заслуженный учитель России... И другие
коллеги помогали мне. Поэтому я считаю, что моя победа в конкурсе - не только
моя. Да и сам я являюсь, можно сказать, продуктом коррекционной педагогики...

- Расскажите о конкурсе немного подробнее. Почему была выдвинута именно Ваша
кандидатура?

- Представители нашей школы участвовали в конкурсе впервые. Вообще номинация
<Коррекционная педагогика> появилась, как я понял, два или три года назад. Когда
к нам пришла официальная бумага относительно конкурса, в школе прошло совещание
и небольшой внутришкольный конкурс. Выдвинули меня. Потом был окружной этап,
затем третий - городской. Пришлось и открытые уроки давать, и письменные работы
представлять - в итоге их получилось очень много, солидная толстая папка. И выступлений
финалистов было несколько, в том числе - перед Учёным советом НИИ коррекционной
педагогики. Надо было защищать свою педагогическую концепцию. О результатах конкурса
мы не знали до самого последнего момента, до награждения. Оно проходило 6 мая
в концертном зале <Россия>.

- В школе Вы уже 10 лет. Есть ли среди ваших учеников, нынешних или уже закончивших
школу, способные и талантливые дети именно в области математики? Возможно, кто-то
из них, как и вы, вернётся потом в школу преподавать?

- Да, математически одарённые дети, безусловно есть. Несколько лет назад закончил
школу Сергей Косников. Это очень талантливый человек, с удивительными способностями.
Сейчас он без видимых усилий учится на одни пятёрки в МГУ. Я не уверен, что он
вернётся в школу, думаю - он продолжит учёбу дальше и будет заниматься математикой
как наукой. В прошлом году нашу школу закончили очень хорошие ребята. Например,
Миша Сладков, трудолюбивый и талантливый парень. Он иногда заходит к нам, пользуется
компьютером. И не только он. Сейчас при обучении в вузе без компьютера не обойтись,
а приобрести свой собственный некоторые ребята пока не в состоянии, и мы, естественно,
помогаем своим бывшим ученикам, по возможности находим для них <окна> -неофициально,
конечно...

- Значит, контакты с бывшими учениками не прерываются, и Вы в какой-то степени
курируете их и после школы?

- Да. Звонят, появляются, советуются... Например, Сергей Студенников. Учился
он всегда прилично, но настоящая любовь к делу у него проснулась уже после окончания
школы. Сейчас он первый из незрячих, насколько я знаю, поступил учиться именно
по специальности программиста. Раньше на факультеты с программированием нас не
брали. То ли законы изменились, то ли сыграл роль случай, не знаю.

- А где он учится?

- В Социальном университете. Сейчас там много наших учится. Там есть факультет
программирования. Сергей на первом курсе и пишет такие серьёзные программы...

- А каковы сегодня перспективы незрячего человека работать именно программистом?

- Существует мнение, что эта отрасль не для незрячих. Приводят такой пример:
должен быть красивый интерфейс программы, картиночки, кнопочки... Как незрячий
подберёт цвета? Но ведь суть программирования по большому счёту - не в этом.
Известный в ВОСе Игорь Порецкий работает программистом и абсолютно не занимается
интерфейсами. Ведь программировать можно и микросхемы для каких-то электронных
устройств, ведь процессоры сейчас монтируются практически во всё: и в стиральные
машины, и в печи СВЧ, везде... А для них обязательно нужно писать программу.
Так что возможности для применения своих способностей тут просто неисчерпаемы,
в том числе и для незрячих. И обычные пользовательские программы... Можно же
работать и в составе коллектива. Один пишет одно, другой - другое. Недавно была
встреча с представителем американской фирмы <Фридом Сантифик>. В этой фирме,
оказывается, работает много незрячих - они составляют фактически половину программистов.
Есть там даже один русский сотрудник, житель Петербурга. В общем, я думаю, что
действительно талантливый человек без работы не останется. Отсутствие зрения
не есть непреодолимое препятствие. Занятие программированием - очень перспективная
вещь.

- Чтобы стать хорошим программистом, надо, видимо, уже в школе начать работать
целенаправленно, изучать английский, математику?

- Да. Не надо думать, что если в школе у тебя по информатике пять - это гарантия
успеха в этой области. Особенно очевидно это становится при учёбе в ВУЗе, где
всё переходит на гораздо более сложный уровень. Ведь программист должен предварительно
решить конкретную задачу, иногда достаточно далёкую от чисто компьютерной тематики,
и затем уже запрограммировать её. Очень часто случается, что нужная тебе документация
не переведена на русский, и надо уметь быстро и чётко понять английский текст,
переведя его самому себе. Так что и математика, и английский - первостепенные
для начинающего программиста предметы.

- Есть ли у Вас классное руководство?

- Нет. Но отношения с ребятами хорошие, понимаем и уважаем друг друга, находим
общий язык. В 9 классе я веду алгебру и геометрию, и у нас сложились такие взаимоотношения,
что я к ним и во второй половине дня захожу, чем-то помогаю, проверяю домашние
задания.

- Приходится ли работать с родителями? Что из себя представляют родители сегодняшних
учеников?

- Очень разные люди. Бывает, создают собственному ребёнку проблемы от избытка
любви. Но есть и такие, которые не пытаются уберечь ребёнка от всех мыслимых
и немыслимых сложностей, а стараются научить его преодолевать их. Если, скажем,
ваша дочь хочет идти учиться дальше, в вуз, она должна уметь самостоятельно передвигаться
по городу. А как она научится этому, если родители не дают ей приобрести этот
необходимейший опыт, так как постоянно приводят и забирают её? Откуда у девушки
возьмётся внутренняя уверенность в себе? Всю жизнь, повсюду невозможно провожать
человека. Надо учиться ходить самому.

- А насколько Вы сами были самостоятельны в школьные годы?

- В школьные годы у меня был достаточно приличный остаток зрения, и ходил я свободно.
Но в период учёбы в последнем классе и на 1 курсе зрение упало, и пришлось ходить
с тростью. Самочувствие из-за этого было неважным: казалось, что все обращают
на меня внимание и вся улица только тем и занимается, что наблюдает за тем, как
я иду... Но вскоре я понял, что ничего подобного. И вообще, нормальные люди ценят
самостоятельность. А когда тебя всё время сопровождают родственники, когда ты
вечно ждёшь своих провожатых и не пытаешься сам преодолеть трудности - о тебе
ведь будет зреть определённое мнение. И не надо бояться контактов с людьми. Ничего
нет страшного в том, чтобы попросить окружающих - а вокруг всегда есть люди -
помочь тебе в чём-то. А уж сходить за хлебом самостоятельно в магазин недалеко
от дома и вовсе несложно ученику старших классов.

- Мне очень близки Ваши взгляды на проблему самостоятельности. Именно со школьных
лет надо работать над собой в этом плане, потому что родители, желая уберечь
ребёнка от всего на свете, часто тем самым вредят ему.

- Совершенно согласен. От поведения родителей зависит многое. Помню, вместе с
нами учился Саша Р. Он не видел с рождения. Его зрячие родители с самого раннего
детства пытались приучить его к самостоятельности. Они жили в Подмосковье, и
отец давал Саше разные поручения и по дому, и по хозяйству. Саша самостоятельно,
в одиночку, уходил в лес кататься на лыжах - а ведь у него даже светоощущения
не было! А он катался и возвращался обратно домой. У него была своя голубятня,
где он держал голубей и сам ухаживал за ними. Всё это, видимо, сыграло свою роль
в формировании его характера и мироощущения. Сейчас он предприниматель, глава
небольшой, но своей фирмы. Он создал и развил её исключительно сам - абсолютно
незрячий парень! Теперь у него уже не магазин, а сеть магазинов и, естественно,
целый штат сотрудников. И основа его нынешней успешной самореализации - я уверен
в этом - там, в раннем детстве и отрочестве, в мудром отношении родителей к своему
слепому ребёнку. Уже тогда они позволяли ему всё делать самому, и он старался
ни от кого не зависеть.

- Вы с первого класса учились в этой школе?

- Один год я проучился в интернате n5 для слабовидящих детей, но перспективы
по зрению были не радужные, и врачи посоветовали перейти сюда, в интернат для
незрячих. Хорошо, что мои родители не испугались интерната <для слепых>. Ведь
не школа делает людей слепыми - напротив, она помогает бороться с трудностями.
Я рад, что вовремя перешёл сюда и что читал не глазами, а пальцами, по Брайлю,
- это снижало нагрузку на глаза и сберегало тот остаток зрения, что я имел в
школьные годы.

- Какие у Вас планы на будущее, Володя?

- План есть. Он уже оформился в конкретную идею. Я принимал участие в работе
нескольких конференций, где поднимался вопрос о создании методического центра,
который бы саккомулировал в себе весь накопленный опыт по преподаванию информатики.
Как научить незрячего пользоваться компьютером - это сейчас практически неразработанная
область. И сами-то компьютеры попали к нам в руки совсем недавно, а уж учебников
и специальных методик в нашей стране практически нет. За границей это направление
развивается. Надо перенимать имеющийся опыт и создавать что-то своё. Для незрячего
компьютер особенно важен потому, что это - доступ к информации, которая ранее
была недоступна; компьютер помогает учиться, писать курсовые, дипломные, научные
работы без посторонней помощи, открывает доступ к плоскопечатным книгам... Он
даёт самостоятельность.

- Компьютер - это своего рода секретарь для незрячего человека?

- Да, и прекрасный секретарь. Но им надо научиться пользоваться! Я надеюсь, что
центр, о котором я говорил, будет создан при Институте коррекционной педагогики.

- Есть такая проблема: директора школ для незрячих и слабовидящих детей боятся
брать незрячих учителей информатики. Таких учителей можно сейчас пересчитать
по пальцам... Полагаю, что это неправильно. Ваше мнение?

- В нашей школе есть и зрячий учитель информатики. Я думаю, школе очень повезло
с этой молодой учительницей. Закончив вуз, она пришла к нам два года назад. Она
советуется со мной, мы вместе обсуждаем различные рабочие моменты. Чтобы понять
и почувствовать все сложности работы слепого на компьютере, она сама пытается
работать с выключенным монитором. Я считаю, что она поступает правильно, ведь
зрячему учителю - как это ни парадоксально звучит - зрение подчас мешает объяснить
ученику какие-то вещи. Поэтому мне бывает порой проще и легче, чем зрячему учителю,
объяснять особенности работы с компьютером незрячему ученику. Во время работы
находишь какие-то приёмы, что-то открываешь для себя, а потом и для учеников...
Кстати, и в реабилитологи тоже боятся брать незрячих. И тоже напрасно. На мой
взгляд, самый эффективный вариант - работа в паре: зрячий и незрячий преподаватели.
Скажем, в Нижегородской школе ориентировку преподаёт именно такая пара, и у них
очень хорошие результаты. А в нашей школе так получилось с информатикой, и я
очень рад этому. Опыт накапливается, и хочется передать его другим. Мы даже учебник
потихоньку пытаемся писать сами. Может быть, главы из него можно будет опубликовать
в <Школьном вестнике>?

- А почему бы нет? Об этом надо подумать!

Выпуск листа на новом месте: 286

-*Информационный канал Subscribe.Ru
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.people.tifloresource
Написать в лист: mailto:culture.people.tifloresource-list@subscribe.ru
Отписаться: mailto:culture.people.tifloresource--unsub@subscribe.ru?subject=culture.people.tifloresource

http://subscribe.ru/ http://subscribe.ru/feedback

Ответить   Mon, 20 Dec 2004 08:51:00 +0300 (#283643)