[TIFLO] Школа и судьбы

"Школьный вестник" n6, 2003г
Борис Тупоногов
доктор педагогических наук, профессор ИКП РАО
ШКОЛА И СУДЬБЫ
На Дальнем Востоке, в пригороде Владивостока расположена самая дальняя в России
школа для слепых и слабовидящих детей. Я недавно побывал в этой школе и увидел
там много интересного.
Небольшой город Артём, в 40 километрах от Владивостока, назван в честь революционера
Фёдора Андреевича Сергеева (подпольная кличка - Артём). На окраине этого города,
на берегу небольшой речки и у основания красивых сопок уютно устроилась эта школа.
Ей уже более 50 лет.
В 1949 году в селе Петровка Шкотовского района Приморского края была открыта
школа-интернат для слепых детей, а в 1955 году она была переведена в город Артём.
Сейчас в ней обучается около 170 детей, среди которых 30 ребят, оставшихся без
попечения родителей. Кроме приморских детей в школе обучаются ребята с Камчатки,
Сахалина и Чукотки.
В Артёмовской школе ребята не только успешно осваивают образовательную программу.
При школе имеется довольно большой участок, где дети под руководством педагогов,
воспитателей и врача школы развернули огородничество. Так что к столу всегда
имеется витаминная добавка в виде зелени и овощей, выращенных собственными руками.
Очень интересная работа налажена на пришкольном учебно-опытном участке по выращиванию
лекарственных растений. Я за свою жизнь побывал во многих наших специальных школах,
но нигде не видел такого направления опытнической работы. Дети выращивают в питомнике
больше двадцати видов лекарственных трав: календулу, девясил, чёрный корень,
цикорий, валериану, пустырник, синюху, аир, анисовую мяту и много других наименований.
У ребят под контролем весь процесс выращивания и обработки растений: от посева
и посадки до сбора урожая и высушивания растений. Ученики, используя обоняние,
осязание, остаточное зрение и другие сохранные органы чувств, легко распознают
лекарственные растения по запаху, по строению вегетативных органов, соцветий,
отдельных цветков, по форме, размеру, характеру поверхности плодов и семян.
Надо отметить, что дети не просто участвуют в общественно-полезном труде. Эта
деятельность очень важна в сегодняшний период бедного финансирования школ. Кроме
того, учащиеся приобретают трудовые умения и навыки, так необходимые в жизни.
Например, они полностью обеспечивают себя постельным бельём: сами шьют простыни,
наволочки, пододеяльники, покрывала. На выставке детских работ я увидел оригинально
сшитые фартучки, красивые скатерти и салфетки, изумительные вышивки и другие
строче-вышивные изделия. Школьники с увлечением рисуют, лепят, сочиняют музыку,
прекрасно поют и танцуют, успешно осваивают музыкальные инструменты и компьютеры.
По словам директора школы Татьяны Георгиевны Школьной, главный принцип, который
неукоснительно соблюдается в ходе учебно-воспитательного процесса - это: <Мы
всё можем сделать сами>.
Много внимания уделяется физическому воспитанию учащихся. В школе есть многолетняя
традиция: массовое катание на коньках. Зимой в школе заливается большой каток,
и на коньках катаются все дети без исключения. При этом отрабатываются такие
коррекционные умения, как координация движений и ориентировка в пространстве.
Многогранная учебно-воспитательная и коррекционно-восстановительная работа, которая
успешно осуществляется в школе, даёт свои результаты. Начиная с 90-х годов, шесть
выпускников были награждены золотыми медалями, четверо - серебряными, почти все
оканчивающие школу поступают в высшие и средние специальные учебные заведения.
Многие, получив профессиональное образование, возвращаются в школу в качестве
педагогов и наставников. Школа успешно решает вопросы становления личности учащихся
и играет важную роль в судьбе своих воспитанников.
Меня пригласили на концерт, который давался силами учеников. Я был поражён выступлениями
Дениса Рогова и Игоря Генунтегина.
Денис увлекается не только музыкой. Он один из лучших шахматистов школы, прекрасно
учится, уверенно идёт на золотую медаль. У него очень небольшое остаточное зрение,
но, несмотря на это, Денис хочет попробовать свои силы в радиоэлектронике.
Тотально слепого Игоря Генунтегина привезли в школу из глухого чукотского селения.
Мальчик практически не разговаривал. Педагоги школы сделали для него всё, что
могли, и сам он очень старался догнать своих одноклассников. Сегодня он - талантливый
музыкант, сочиняет музыку, увлекается компьютерной техникой.
Денис и Игорь в 1999 году стали лауреатами Всероссийского фестиваля детей-инвалидов,
не раз принимали участие в благотворительных концертах международного движения
<Звёзды мира - детям>. Они знакомы с одним из организаторов и активным участником
этих концертов, всемирно известной Монтсеррат Кабалье.
При Артёмовской школе существует филиал музыкальной школы, где занятия ведёт
прекрасный педагог Елена Базаева. Она выпускница этой специальной школы, закончила
Курское музыкальное училище и вернулась сюда уже в новом качестве.
занятия по истории ведёт Владимир Манич, также бывший выпускник Артёмовской школы.
У Владимира лишь три процента зрения, но он блестяще закончил историко-правовой
факультет пединститута. За время обучения в вузе он не получил ни одной четвёрки,
в его зачётке - только отличные оценки. Володя два раза принимал участие в научных
конференциях и дважды занимал первые места. Сейчас Владимир Манич учится в аспирантуре,
занимается научной работой и совмещает эту деятельность с работой в школе.
Выпускник школы Роман Скачков окончил Уссурийский педагогический институт. Сейчас
он руководит шахматной школой в своём родном образовательном учреждении. Успехи
юных шахматистов - это его заслуга.
Бывший ученик этой школы Александр Ушаков обучает школьников работе на компьютере.
Необычный профиль выбрала выпускница Оля Данилочкина. Она достигла серьёзных
успехов в области дизайна изделий из кожи. Ещё будучи студенткой, создала ряд
прекрасных и оригинальных изделий.
Самое главное то, что в Артёмовской школе ребята учатся быть полезными гражданами
своего отечества. Очень хорошо об этом сказала ученица школы Наташа Марусова
в своём сочинении "Родной уголок": <Каждый ребёнок имеет свою историю, связанную
с частичной или полной утратой зрения. Но, несмотря на это, мы не потеряли вкус
к жизни, идём дальше, держа высоко голову, не склоняясь ни перед чем. Конечно,
не было бы всего этого, если бы не наши мудрые, милые учителя и воспитатели.
Это они поддерживают нас в трудные минуты добрым словом, отдают нам всю теплоту
своих сердец>.
Выпуск листа на новом месте: 279
-*Информационный канал Subscribe.Ru
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.people.tifloresource
Написать в лист: mailto:culture.people.tifloresource-list@subscribe.ru
Отписаться: mailto:culture.people.tifloresource--unsub@subscribe.ru?subject=culture.people.tifloresource
http://subscribe.ru/ http://subscribe.ru/feedback