[TIFLO] Реформа образования

Московская дума вынуждена внести изменения в городской закон об образовании.
Как сказала замруководителя городского департамента образования Лариса Курнешова,
представлявшая законопроект о внесении этих изменений, это вызвано необходимостью
приведения городских норм в соответствие с федеральными, а также с перераспределением
полномочий между федерацией и ее субъектами.
Десять месяцев назад у московских властей появился законный повод для гордости
- был принят городской закон "Об общем образовании в городе Москве". Новый
документ во многом лишь закреплял нормы федерального законодательства применительно
к Москве, но на тот момент подписаться под ним было не зазорно, ведь
российское законодательство в области образования было признано ЮНЕСКО наиболее
прогрессивным в мире.
Накануне учебного года на федеральном уровне произошла, по выражению председателя
комиссии по образованию Мосгордумы Евгения Бунимовича, "зачистка лучшего
в мире" российского закона об образовании. Накануне нового календарного года,
8 декабря, Мосгордуме было предложено провести зачистку закона городского.
В законопроекте "О внесении изменений...", представленного Ларисой Курнешовой,
из московского законодательства исключены нормы о финансировании имеющих государственную
аккредитацию негосударственных школ, о предоставлении налоговых
льгот образовательным учреждениям и организациям, оказывающим поддержку системе
образования, о праве образовательных учреждений иметь в собственности внебюджетные
средства и приобретать на них объекты собственности.
Все это, в первую очередь, ударит по половине из 250 московских частных школ,
имеющих государственную аккредитацию, но, тем не менее, фактически приравненных
к коммерческим предприятиям. Как отметила г-жа Курнешова, по прогнозам департамента
образования, от 40% до 60% из них прекратят свое существование, а остальные
станут еще более дорогими ("Газета.Ru" не так давно уже
делала этот прогноз).
Это значит, что 6--8 тыс. детей могут оказаться на улице в середине учебного
года.
Конечно, формально департамент образования сможет пристроить этих детей - в государственных
школах места для них имеются. Однако, как заметила г-жа Курнишова,
мало кто из них сможет адаптироваться в массовой школе. "Это дети особых категорий,
- отметила она. - Они ушли из общеобразовательных школ не потому, что
их родителям хочется выкидывать лишние деньги, а потому, что в этом была необходимость".
Кроме частных школ из-за упразднения принципа "деньги за учеником" под удар попадает
и домашнее образование.
1700 рублей в месяц, получаемые от государства, все-таки были некоторым подспорьем
для родителей, старающихся дать нормальное образование своим больным
детям, не способным ходить в обычную школу.
В ходе эмоционального обсуждения проблемы на заседании МГД досталось по полной
программе Госдуме, которая, по словам Бунимовича, "ухудшив систему со скоростью
клизмы, похоронила не только российское образование, но и парламентаризм в целом".
Досталось и правительству России, которое, по мнению депутата Михаила
Москвина-Тарханова, видит в сворачивании социальных программ "источники финансирования
своих маразматических проектов" и не понимает, что толкает страну
к социальному взрыву. "Контингент родителей учащихся средних школ, - заявил он,
- это демократически настроенная бедная часть среднего класса, эдакая гремучая
смесь для будущих революций. Москва, как центр здравого смысла, должна сохранить
социальные программы, иначе она превратится в Киев".
Выпустив пар, депутаты решили сосредоточиться все-таки на московских делах. И
тут начали выясняться интересные вещи. Например, что в бюджете на 2005 год
средства на финансирование частных школ не заложены. То есть
при формировании бюджета на 2005 год в Москве уже (как бы под новый закон) был
нарушен действующий на сегодняшний день закон об образовании.
"Мне эта ситуация мало понятна, - говорит Бунимович. - Финансисты не имели права
не закладывать в бюджет намеченные средства (а это 269 млн рублей), пока
прежний закон не отменен".
Более того, если в ведение Москвы переданы вопросы финансирования образовательных
учреждений, то что мешает и дальше финансировать аккредитованные частные
школы и закрепить эту норму в законе? Как призналась г-жа Курнешова, "налоговые
льготы - не наша компетенция, и тут Москва не может вмешиваться, но нормативное
финансирование мы могли бы взять на себя". По ее словам, департамент поднимал
этот вопрос, но "при подготовке проекта бюджета финансисты искали пути экономии
и заморозили эти средства".
По мнению части депутатов,
в самое ближайшее время можно ожидать и проблем с многочисленными городскими
надбавками к учительским зарплатам.
В соответствии с федеральным законодательством Москва не имеет права устанавливать
дополнительные льготы для работников образования. "Мы вносим надбавки
в структуру оплаты труда так, как будто бы это не льготы, - говорит Курнешова,
- но нас могут поправить".
"Надбавки юридически провисают, - считает депутат Михаил Антонцев. - Но, если
в ведение субъекта федерации переданы вопросы установления ставок заработной
платы и должностных окладов, зачем нам вообще нужна система надбавок, компенсаций
за методическую литературу (сейчас это 300--400 рублей ежемесячно) и
другие ухищрения. Не проще ли просто поднять зарплату учителям, а заодно удастся
сократить и многочисленные управленческие структуры".
Помочь поднять зарплату и сократить бухгалтерию, по мнению председателя комиссии
по экономике Ирины Рукиной, могло бы то самое бюджетное финансирование,
от которого так спешат отказаться. "Сегодня многие регионы осваивают бюджетное
финансирование, - говорит она. - Например, в Ярославле благодаря этому за
год зарплата учителей возросла в 1,5 раза. В Ярославле все школы ранжированы
(частные, сельские и т. д.), и для них рассчитаны нормативы (определенный
процент - на зарплату, остальное - на обучение). Система прозрачна для контроля
и очень проста: есть деньги - есть пропорции и не нужна лишняя бухгалтерия".
В конечном итоге депутаты приняли законопроект в первом чтении, оговорившись,
что поддержка городом "выполняющих важную социальную функцию" негосударственных
школ должна быть сохранена, и пообещав внести соответствующую поправку ко второму
чтению законопроекта.
Будет ли принята эта судьбоносная (особенно для частных школ) поправка - полностью
зависит от исполнительной власти.
Так как редактор проекта закона - департамент правительства Москвы, то любую
поправку он может отклонить. Тогда депутатам придется заворачивать закон уже
во втором чтении, но делать никак нельзя: окончательный вариант закона должен
быть принят до Нового года, иначе в силу просто вступит федеральный закон.
А федеральный закон, как известно, еще хуже нового московского: там вообще сняты
все гарантии по отношению к образовательным учреждениям и работникам образования.
gazeta.ru 08 ДЕКАБРЯ 2004 19:51
Выпуск листа на новом месте: 272
-*Информационный канал Subscribe.Ru
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.people.tifloresource
Написать в лист: mailto:culture.people.tifloresource-list@subscribe.ru
Отписаться: mailto:culture.people.tifloresource--unsub@subscribe.ru?subject=culture.people.tifloresource
http://subscribe.ru/ http://subscribe.ru/feedback