[TIFLO] В гостях у мурманчан
"Школьный вестник"N5, 2002г.
Роза Ахтямова
В ГОСТЯХ У МУРМАНЧАН
Город-герой Мурманск находится в Заполярье, то есть за полярным кругом. Здесь,
на севере, сообщая по радио сводку погоды, население информируют об изменении
уровня воды в море, о высоте прилива, об уровне радиации и о продолжительности
светового дня: три часа пятнадцать минут, например... Кстати, выражение <на севере
полгода - день, а полгода - ночь>, далеко не образное. Люди действительно живут
полгода в сумерках: работают, отмечают праздники, воспитывают детей.
И надо сказать, что у многих - и у взрослых, и у детей - плохое зрение. Очки
здесь привычный атрибут. Во многих школах и детских садах Мурманска и Мурманской
области существуют группы слабовидящих. Есть целые детские сады, куда приходят
не только слабовидящие, но и незрячие дети. А вот школа такая - одна на всю область,
и находится она в Мурманске. Туда и направилась я в одну из полярных ночей, то
есть, конечно, днём направилась. Школа в это время пела, танцевала, музицировала,
читала. И писала: школьными ручками в тетрадках и красками - на альбомных листах.
Ведь настоящие художники не говорят: <рисую красками>, они красками пишут. А
здесь обучаются настоящие юные художники, их картины высоко оценивают на городских
и областных конкурсах, они выставлены в международных музеях детского творчества!
Обо всём этом мне рассказывали директор 58-й школы для слабовидящих детей Ольга
Ивановна Санталова и её заместитель по воспитательной работе Валентина Андреевна
Жукотанская. Говорили и о талантливых музыкантах, одну девочку даже назвали <гениальной>...
Школа оказалась неожиданно для меня миниатюрной, напоминающей сказочный теремок.
Это не интернат, а городская школа продлённого дня. Через год она отметит свой
первый значительный юбилей - десятилетие. Раньше здесь находился детсад. А идея
организовать спецшколу принадлежит Ольге Ивановне, которая до сих пор помнит
свои детские горести, связанные со слабым зрением. Она и её коллеги собственными
руками перестраивали и переоборудовали помещение.
Школа уже дважды провожала своих учеников в пятые классы массовых школ.
- Надо больше рассказывать и писать о таких детях, давать больше позитивной информации,
- говорит директор. - Мы не только учим и воспитываем наших учеников, но и готовим
к преодолению неизбежных трудностей. И, в общем-то, пока не жалуемся на отношение
к ним: в любую массовую школу наших ребят берут с удовольствием, потому что они
развиты, талантливы, никогда не унывают. Ведь с первых дней их поступления к
нам мы ищем таланты, помогаем им развиться. Сейчас в нашей школе обучается 85
детей, все они мурманчане. Случается, что и из области приезжают родители с незрячими
детьми. Их консультируют наши опытные педагоги.
Мне с гордостью рассказали о Егоре Махотине, который окончил эту школу и сейчас
продолжает учёбу в Петрозаводске, в школе-интернате. Дети и учителя всегда ждут
его на каникулы в гости, вспоминают о том, как великолепно Егор играл в волейбол.
Ещё он был бессменным вратарём. Доброжелательный, всегда готовый помочь любому,
Егор прекрасно ориентируется в городе, легко узнаёт людей по походке. И мама
у него молодец: не трясётся над ним, приучает к самостоятельности.
Ещё мне рассказали, что каждый малыш здесь знает, что такое <девятый вал>, <Гольфстрим>
и множество всяких морских терминов.
Я сидела в кабинете директора и ждала звонка с урока, чтобы встретиться с детьми,
а звонка всё не было. Оказывается, звонка в школе нет вовсе!
- А зачем он? - ответила мне Ольга Ивановна. - Учителя знают время, а дети -
своих учителей. Обстановка-то у нас почти домашняя.
В зале репетировал вокальный ансамбль школы <Весёлые домисольки>. Это название
придумали сами участники вместе с руководителем Людмилой Игоревной Мазун. Поют
они под фортепиано, репертуар богатый, разнообразный, и каждый второй ребёнок
- солист. А ещё в школе есть свой хор, ансамбль народных инструментов. По праздникам
устраиваются весёлые театрализованные представления, различные конкурсы (например,
<Мисс Дюймовочка>), и даже ставят оперы.
Самый сказочный уголок в школе - изостудия. Кажется, даже воздух здесь насыщен
вдохновением, и сама Ольга Анатольевна Игумнова явилась будто из волшебной сказки.
Она учит таким разнообразным техникам рисования, с какими учителя знакомят своих
учеников далеко не в каждой обычной школе. Например, "процарапывание" - что это
за техника такая? Между тем "процарапанная" её учениками и подаренная мне картина
поражает моих друзей.
- Кто-то сказал, что не каждый рождён с рукой Рафаэля, но задача педагога - вложить
кисть в руку ребёнка, - говорит Ольга Анатольевна.
Ей это удаётся, и премия журнала "Начальная школа" - еще одно подтверждение тому.
Вообще-то, рисуют в этой школе почти все. Рисуют родной север, слепящее солнце
и цепкие ледяные сосульки, холодное северное море и чудесных русалок. Рисуют,
слушая обворожительные мелодии классических произведений, и мечтают стать настоящими
художниками. В изостудии большая интересная фонотека и видеотека, которая собиралась
со дня основания школы.
Я ходила по кабинетам, разговаривала с детьми - и вдруг заметила, что совершенно
забыла о том, что школа эта - специальная (или, как принято говорить сейчас,
"коррекционная").
Оказалось, что само слово "инвалид" здесь исключили из обихода.
- А это по просьбе родителей. Уж слишком оно неблагозвучно, - говорит директор.
- Да и разве похожи наши дети на инвалидов?
Не похожи! Открытые, раскованные, очень подвижные, несмотря на то, что почти
все, кроме слабого зрения, страдают и другими серьёзными заболеваниями.
В школе есть свои традиционные праздники - праздники семьи. Например, "А ну-ка,
бабушки" и КВН, на котором соревнуются мамы и бабушки, а папы восседают в жюри
и вершат суд. В такие праздники проводятся и спортивные состязания, в которых
участвуют родители вместе с детьми. Вместе готовят концертные программы, поют
романсы и танцуют. Да и в будни эта большая семья встречается часто: вместе посещают
театры, музеи, цирк. Родители сами находят транспорт, договариваются о скидках
на билеты.
- Всюду, где мы бываем, отмечают, что наши дети - дисциплинированные, доброжелательные,
живо на всё реагируют, - говорят учителя.
Рассказывая о своих увлечениях, мальчишки и девчонки буквально оглушили меня.
- Давайте по очереди, - предложила я. И выяснилось: Ваня Метальников, солист
ансамбля, собирает мягкие игрушки, Наташа Алымова - плакаты, а Кристина Афанасьева
очень любит народные песни, и у неё много кассет с интересными записями. Никита
Козодий мечтает обучиться игре на гитаре, а пока занимается на аккордеоне.
- У меня дома три аккордеона, - говорит Никита.
- Ты аккордеоны коллекционируешь? - спрашиваю.
- Нет, - отвечает он. - Просто я из маленького аккордеона вырос, и теперь играю
на среднем. А ещё у меня есть большой, но на нём я пока играть не могу: у меня
от него живот болит.
Дети добродушно смеются, а Никита тут же демонстрирует своё умение - играет и
лихо поёт: "Ой, полным-полна коробушка".
- А вы любите себя, ребята? И за что? - спросила я.
Каждый нашёл, за что может любить себя. Полина Михальченко сказала, что умеет
ценить доброту других. Наташа Мишенюк любит мыть посуду, и ей нравится, когда
мама её хвалит. Насте Марковой нравится радовать людей. Девочки рассказывают,
как дома делают уборку, как ловко управляются с пылесосом, который поначалу пугал
их своим рычанием. Только Ваня самокритично колебался, говоря, что не всегда
бывает послушным. Но друзья стали перечислять его достоинства, и их оказалось
так много!
- Кирилл, а ты нравишься себе? - поинтересовалась я.
Кирилл Конотоп замялся и вдруг выпалил:
- Я нравлюсь девочкам!
Тут уж и взрослые не выдержали, рассмеялись.
За учениками музыкальных школ родители приходили немного раньше, чем за остальными
ребятишками.
- Вот и за Анечкой пришли, - сказал кто-то.
Аня Мень - та самая девочка, которую назвали "гениальной". Аня учится во втором
классе, ей нет ещё девяти лет. Можно сказать, Аня - ровесница школы.
- Поиграешь? - спросила я.
- Конечно, - спокойно и серьёзно ответила девочка и стала пристраиваться у фортепиано.
Да, ей приходится поудобней пристраиваться, потому что она совсем ещё маленькая,
а играет большие и сложные в техническом плане произведения, используя педаль.
Слушая Аню, сразу понимаешь: перед тобой - настоящий музыкант. И дело не только
в технике. Девочка играет, понимая и чувствуя вещь. Занимается Аня по программе
уже шестого класса музыкальной школы, но разучивает и более сложные произведения.
Я слушала её в полном ошеломлении. Моцарт, Бетховен, Чайковский, Лядов...
- А любимое произведение у тебя есть?
- Да. "Грёзы".
Девочка заиграла светло и проникновенно... На всех городских и областных конкурсах,
как правило, одно из трёх первых мест присуждается Ане Мень. Она учится у опытного
и человечного педагога, воспитывается в нормальной интеллигентной семье.
- Заниматься серьёзно Анечка начала с шести лет, - рассказывает мама девочки,
Светлана Александровна. - Профессиональных музыкантов у нас в роду не было, но
музыку любили все, хорошо пели. Побеждать на конкурсах Ане нелегко, она ведь
состязается с детьми более старшего возраста. Вывозить Анюту на серьёзные конкурсы
за пределы области мы, к сожалению, не можем, не позволяют материальные возможности.
Дети вдруг загомонили:
- Аня, ты свою музыку сыграй!
- Поиграй джаз, пожалуйста!
Я спросила:
- Ты и сама музыку сочиняешь?
- Да... так... - отвечает Аня, будто говоря: это несерьёзно. Но полечка её звучит
трогательно и зазывно, и кое-кто из ребят уже приплясывает.
- Она и в школе учится хорошо, особенно способна к математике, - отмечают её
учителя.
Выпускники (а это уже подростки) часто приходят в свою маленькую школу, чтобы
поговорить, посоветоваться. Приводят с собой новых друзей. Иногда просят разрешения
попеть и потанцевать в маленьком уютном школьном зале. Конечно же, им разрешают,
видя добрый знак в том, что подросшие питомцы не забывают свою школу.
И мне тоже хочется ещё не раз приехать сюда, послушать замечательные песни, поговорить
и посмеяться вместе с весёлыми малышами.
Приехать, чтобы прикоснуться к духовно богатому, окружённому любовью и вниманием
и, несмотря ни на какие недуги, всё-таки счастливому детству.
Выпуск листа на новом месте: 281
-*Информационный канал Subscribe.Ru
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.people.tifloresource
Написать в лист: mailto:culture.people.tifloresource-list@subscribe.ru
Отписаться: mailto:culture.people.tifloresource--unsub@subscribe.ru?subject=culture.people.tifloresource
http://subscribe.ru/ http://subscribe.ru/feedback