Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Тифлоресурс

За 2004-12-24

[TIFLO] ТАК РАСПОЛОЖИЛИСЬ ЗВЁЗДЫ

В. Першин.

ТАК РАСПОЛОЖИЛИСЬ ЗВЁЗДЫ*

* Окончание. Начало см. в N 6 за 2002 г.

В свадебное путешествие молодые отбыли прямо из церкви. Вернувшись, в Москве
они пожили недолго - молодой князь всё торопил с отъездом в любимое Воздвиженское
с его удобным барским домом и старым парком, знакомым до мелочей. И стремительно
потекли, понеслись счастливо-семейные дни и дни деловые.

Сашенька хлопотала, обустраивая дом и надворные службы. Сам молодой хозяин разрабатывал
с управляющим планы на весну, принимал мировых посредников, на ответственности
которых было административное проведение великой крестьянской реформы, улаживал
споры с крестьянами.

Оценивая то беспокойное время обновления после объявления отмены крепостного
права, предводитель дворянства Самарской губернии г-н Чемодуров писал:

"Новое крестьянское Положение от 19 февраля 1861 года вступило в жизнь и проведено
мировыми посредниками первого призыва Самарской губернии настолько удовлетворительно,
что, несмотря на различные недоразумения в таком чрезвычайном и важном деле,
крестьянские общины остались спокойными. Великий День освобождения не был омрачён
ни в одной из частей губернии каким-либо сопротивлением и волнением населения".*9.

Такое благополучное состояние края в то тревожное время отчасти объясняется тем,
что крепостное население Самарской губернии жило в сравнительно благоприятных
условиях. Благодатный климат и почва способствовали обильным урожаям, при многоземелий
рабочие руки ценились дорого, и владельцы относились мягче и снисходительнее
к своим крестьянам - случаи злоупотребления помещичьей властью были редки.

В то время можно было насчитать очень много дворянских имений, крестьянские хозяйства
которых находились в цветущем состоянии. (Именно таким было и Воздвиженское).
При обилии свободных земель крестьяне имели много скота, производили большие
посевы и держали у себя работников, приходивших из других, более густонаселённых
губерний.

Первые крестьянские учреждения проявили кипучую деятельность. Мировые посредники
и их съезд отличались особым рвением по соглашению помещиков и крестьян к выкупным
сделкам и введению уставных грамот, равно и по надзору за лицами крестьянского
управления и новыми волостными судами.

В круговерти перемен, новых забот и впечатлений супруги находили время обсудить
свои дела, прогуляться по парку, почитать вслух. Дионисий Михайлович выписывал
брайлевские книги из Парижа и Берлина и тоже читал вслух. Чтобы переписывать
с брайля деловые бумаги мужа, предназначенные для присутствий, Александра Михайловна
вызвалась изучить "русскую грамотку" мужа и овладела ею в совершенстве за несколько
недель. На ту пору, в 60-90-е годы, князь Дионисий Михайлович был первым и единственным
в России слепым, кто управлял своими делами, широко пользуясь брайлем.

При всей занятости делами личными и земскими, т.е. общественными, молодая чета
не чуралась соседей, принимала гостей, нет-нет выезжали и сами. Но вот в начале
февраля 1866 года счастливая гармония единого ритма жизни была разрушена тревожным
письмом. Аделаида Петровна писала о серьёзной болезни князя Михаила Андреевича
и призывала в Москву. Выехали они тотчас и успели к умирающему. Старый князь
умер 19 февраля. После похорон им пришлось задержаться в отцовском доме, предстояла
тягомотная процедура ввода в наследство. Вот так на двадцать втором году князь
Дионисий Михайлович по старшинству рождения стал главой семьи. А тут ещё возникла
нужда съездить в Ярославскую губернию.

Оставив жену, ожидавшую первенца, на попечение матери, он уезжает в Шубино-Вахтино.
Разобравшись с делами в имении, молодой хозяин отправляется с визитами к губернатору,
губернскому предводителю дворянства, к попечителю учебного округа. По-деловому
быстро договаривается об открытии Шубино-Вахтинской сельскохозяйственной школы
для крестьян, куда и назначается попечителем.*10

Родившуюся дочь окрестили в честь бабушки Аделаидой. Как только восстановились
силы Александры Михайловны, семья поспешает из Москвы в Воздвиженское, чтобы
успеть к началу весенних сельскохозяйственных работ. И снова жизнь вошла в берега:
постепенно утихли треволнения реорганизации первых пореформенных лет, исчезло
напряжение, требовавшее сжатия времени в сутках. Уже можно расслабиться. Можно
побольше гулять. побольше читать. Можно поработать на токарном станке, наслаждаясь
духом свежей сосновой или берёзовой стружки.

На 13 лет пролегла полоса счастливого умиротворения. Всё шло чередом. Живали
то в Воздвиженском, то в Шубино-Вахтино, то в Москве. Как положено в природе,
обильные урожаи сменялись недородами. В безмятежном счастье любви рождаются ещё
три дочери и - один за другим - два сына. Старший на неокрепших ещё ножках хвостом
ходил за отцом - любимец, надежда и наследник.

Рассказывать о страшной беде, случившейся в счастливой семье, тяжело. А каково
было всё это пережить! Эпидемия дифтерита, смерчем пронёсшаяся по Самарской губернии,
в несколько дней уносит обоих сыновей, сначала старшего, а за ним и второго,
совсем ещё малыша. Этого двойного потрясения нервная система отца не выдержала,
и Дионисий Михайлович надолго слёг в беспамятстве. Домашние с ужасом ждали кризиса.

Князь выжил, пришёл в сознание, но не отходившие от его постели Александра Михайловна
и старшие княжны Аделаида и Екатерина обнаружили в больном полную глухоту. Врачи
подтвердили это наблюдение, как и своё полное бессилие помочь.

Самоотверженная Александра Михайловна не стала опускать рук. Она обратилась в
Санкт-Петербургскую Военно-медицинскую академию с просьбой посоветовать литературу
о способах общения со слепоглухим. Письмо она не доверила долгой почте, послала
с нарочным, который и привёз нужный ответ со списком литературы (в основном на
французском и немецком языках).

Но в ожидании ответа из Петербурга она не теряла времени. Обучила старших девочек
русской грамотке, изобретённой их отцом. А когда пришли, наконец, выписанные
из-за границы книги и журналы, мать и дочери вместе принялись за изучение азбуки
глухонемых. Ежеминутные заботы любви, пролитые слёзы, стояния на коленях в бесконечной
молитве в сочетании с поисками выхода из безвыходности помогли им выстоять, не
потерять самообладания окончательно. Ведь на хрупкие плечи Александры Михайловны
легли ещё и деловые заботы мужа.

А болезнь не торопилась отпускать от себя князя, тормозя восстановление физических
сил. Александра Михайловна писала ему записки по брайлю. В разговор он вступал
неохотно, но жена и дочери любовью и заботами всемерно содействовали постепенному
возвращению духовных и физических сил больного, а главное - его интереса к жизни.

Наконец больной окреп настолько, что понемногу стал выходить на воздух, на небольшие
прогулки в парк. Как-то, возвращаясь с прогулки в дом, Александра Михайловна
провела мужа в мастерскую, откуда ничто не могло выветрить бодрящего духа дерева,
потревоженного резцом. Обе его руки она положила на станину нового токарного
станка фабричной работы. Выздоравливающий не мог не понять, не почувствовать
этот безмолвный жест как зов превзойти самого себя и побороться за желание жить
и любить.

Не в этот ли счастливый день, когда князь с новой силой ощутил в себе бесконечные
любовь и благодарность к своей удивительной спутнице жизни, его озарила мысль:
надо создать прибор для разговора с глухонемым! Во всяком случае, первым его
изделием на новом токарном станке стал именно этот прибор, судьба которого весьма
примечательна. Вещь получилась историческая.

Я согласен с весьма банальным утверждением - всё гениальное просто. Гениально
прост по своей задумке и прибор князя Дионисия Оболенского. А главное - именно
этот прибор обеспечил слепоглухому человеку полный возврат к управлению своим
хозяйством, к интеллектуальному труду и общению с людьми.

Ознакомившись с азбукой глухих, посредствам которой на левой ладони глухого указательным
пальцем пишут очертания печатных букв, князь Дионисий Михайлович сразу же отдал
предпочтение русский грамотке и принялся за работу. Первым делом рассчитал общую
площадь прибора с учётом типоразмеров шеститочия Луи Брайля. Расположил свою
брайлевскую азбуку в порядке букв русского алфавита в трёх строках. На первой
и второй строках - по двенадцать букв, на третьей - остальные десять, на четвертой
- цифры с цифровыми знаками. Рисунок прибора заказал чертежнику, а мелкие гвоздики
с округлыми головками - в гвоздильной мастерской. Набить гвоздики, повторяющие
точечные комбинации брайлевских букв, поручил мастеру, а надписи под буквами
и цифрами - оказавшемуся под рукой каллиграфу.

"Опыт удался великолепно, - вспоминал позднее князь Дионисий Михайлович Оболенский.
- Я стоял во главе довольно большого хозяйства и потому должен был найти средства
вникать во все работы, чтобы не бросить его. Каждый работник мог свободно делать
мне доклады. Процесс говорения или писания идёт так быстро, что я могу следить
за речами в собраниях, не упуская ни одного слова. Неоднократно в судах я вёл
процессы и выигрывал, так как мне было понятно слово судьи и адвоката. Жена и
дочь читают мне таким образом книги и газеты целыми часами". *11

С восстановлением физических сил после страшной нервной горячки работа на новом
токарном станке приносила всё большее удовлетворение. Новый станок, в отличие
от старого, сделанного деревенским кузнецом, больше не дрожал, как в нетерпении,
и не шатался на тонких ножках, будто тревожимый шквальным ветром, но пальцы князь
всё-таки резал. А когда жена забинтовывала новый порез, их охватывало, сближая,
незабытое тепло первой встречи, словно не миновали годы.

Календари отсчитали ещё 13 лет, и в 1893 году на Всероссийской Нижегородской
промышленной выставке, самой престижной в России, его произведения токарного
искусства экспонировались с большим успехом, а ещё через год, уже в Петербурге,
по немалой цене продавались на благотворительных базарах.*12

В одной из статей, с удовольствием вспоминая сделанные своими руками подарочные
безделицы, князь писал: "Точу я, конечно, не для наживы, а для своего удовольствия
и, решусь сказать, точу недурно".

Князь Дионисий Михайлович не только недурно точил, по его словам, "вычурные штучки".
Он выступил в печати со статьёй, в которой, сообщая собственный опыт работы на
токарном станке, предложил слепым, пользующимся при токарной работе инструментами
на осязание, ряд методически продуманных профессиональных приёмов токарного искусства,
чтобы научить слепых токарей обходиться без порезов, чего сам он добился путём
тщательного анализа своих рабочих движений, правильных и неправильных. Причём
первейшим условием успешной работы он считал неспешную осторожность.

В те годы, в начале 900-х, горячо спорили о возможностях и способностях слепых
к самостоятельному труду. К примеру, на первом русском съезде деятелей попечения
о слепых говорилось: "Поскольку ещё далеко не во все слои населения проникло
сознание возможности и необходимости подготовки какой-то части слепых к самостоятельной
жизни, помощь в решении этой проблемы признаётся делом абсолютно новым"*13

Каково было читать подобные высказывания слепоглухому человеку, хорошо знавшему
постановку трудовой подготовки, в том числе и по токарному делу, в институтах
слепых Швейцарии и Германии?

В 1898 году судьба нанесла ему ещё один сокрушительный удар. Скончалась Александра
Михайловна, жена и незаменимый, ближайший сердцу друг. Ещё раз горе всколыхнуло
его ощущением сокрушительного обвала, будто ушёл из-под ног пол и рухнули стены.

Когда он пришёл в себя, выручали уже замужние дочери. Здоровье князя резко ухудшилось,
но его с трудом уговорили поехать на воды в Германию. Позднее родственники перевезли
его в Петербург.

Имея богатый опыт и знание положения слепых, князь начинает сотрудничать с журналами
"Слепец" и "Досуг слепых". "Я хорошо знаком, - писал он в редакцию, - с четырьмя
училищами слепых (скорее всего с Санкт-Петербургским, Самарским и Ярославским
- В.П.), из коих три состоят в ведомстве Императрицы Марии Александровны и одно
принадлежит Московскому благотворительному Обществу (что на Второй Мещанской
- В.П.). Я переписываюсь со многими воспитанниками, окончившими курс".*14

Он не только переписывался, но и чем мог помогал своим корреспондентам, а также
предлагал в статьях 1906 - 1909 годов в журнале "Слепец" свои рецепты приобщения
слепых к самостоятельному труду, к достижению необходимого для жизни заработка.

После периода активной общественной деятельности, в частности журналистской,
Дионисий Михайлович сходит со сцены. Сведениями о его дальнейшей жизни мы не
располагаем. Отсутствуют и точные сведения о времени и месте его кончины. Одни
источники считают, что умер он в Москве в 1917 году, другие - что в Петербурге
в 1918.

В 1916 году "Слепец" разразился двумя публикациями о происхождении русского брайля
(статьёй М.Мухина и статьёй К.Малина, на которую я уже ссылался). С ответом на
исследование истории русского брайля, предпринятое г-ном Мухиным, выступил, восстанавливая
историческую справедливость, г-н Малин. Именно он рассказал читателям журнала
о князе Дионисии Михайловиче Оболенском как о первоизобретателе русского брайля.

А случилось всё вот как. Князь Дионисий Михайлович пожертвовал свою "русскую
грамотку" музею училища слепых Мариинского попечительства в Санкт-Петербурге.
Журнал "Слепец", как и полагалось официальному периодическому изданию, опубликовал
сообщение об этом в шестом номере за 1909 год, окрестив "русскую грамотку" князя
Оболенского "дощечкой для музея". И лишь у К. Малина достало времени ознакомиться
с "дощечкой"! Он прочитал и подробно проанализировал "русскую грамотку" - азбуку
князя Оболенского, вошедшие в неё рельефно-точечные знаки, и установил её историческое
первородство в России, тем самым сохранив этот факт для истории.

Сам же первоизобретатель русской брайлевской азбуки, узнав, что Мариинское попечительство
официально утвердило иной вариант русского брайля, безо всяких претензий на первенство
взялся за освоение общепринятого алфавита, поскольку этим алфавитом стали печатать
книги для слепых. А "дощечку" отнёс в музей.

Вот и всё, что удалось мне узнать о жизни, о характере и общественной деятельности
князя Дионисия Михайловича Оболенского, могучей личности, проявившей чрезвычайные
способности к самопреодолению и самостоянию в чрезвычайных психологических обстоятельствах.

Пока я разыскивал, читал и кучковал материалы, обнаруженные в архивах, пока писал,
меня не оставлял один вопрос: каковы истоки, в чём причины того, что человек,
лишённый зрения и слуха, не согнулся, не сломался, не потерял себя? Как он выстоял
- вопреки неизлечимым болезням, сломавшим многих?

Рука сама норовит написать какой-нибудь необыкновенный по яркости эпитет, но
мысль стоит настороже и не дозволяет излишествовать.

С детства, по собственному признанию князя Дионисия Михайловича, сознание его
угнетали высокомерные жалости и постоянная зависимость от окружающих родственников
и близких знакомых. Со взрослением сознание психологической угнётенности перерастало
в ощущение возможности и необходимости высвобождения из-под гнёта своей неполноценности.
Это говорило об обновлении его внутреннего психологического состояния, о формировании
духа сопротивления обстоятельствам, о начале процесса становления, преодоления
неуверенности в себе.

Возможно, важнейшую роль в этом обновлении сыграло знакомство с г-ном Рупом,
одарившим юного князя простотой равноправия дружеских отношений, прежде ему незнакомых.

Думаю, на становлении его личности сказался инерционный заряд энергии и воли
к выживанию, заложенный в гены древнейшего рода самой историей. Ведь он был прямым
потомком праправнука Рюрика, что, несомненно, обязывало.

Из всего окружения лишь у жены его возникло совершенно иное к нему отношение.
Разглядев в юноше личность неординарную, она подарила ему любовь деятельную,
любовь жертвенную и спасительную, торжествующую над неизлечимыми болезнями, над
всеми другими бедами и несчастьями.

Он самостоятельно создал своё дело, не позволяющее ему расслабиться ни на минуту,
а изобретённая им "русская грамотка" превратилась в незаменимый инструмент деятельного
противостояния слепоглухоте.

Эффективность самопреодоления у князя Дионисия Михайловича оказалась настолько
велика, что в письме в редакцию журнала "Слепец" он чистосердечно, нисколько
не кривя душой, писал: "Я вырос в понятиях слепца, но никогда не сожалел о том,
что не вижу". У него, на мой взгляд, были все права на высказывание печатно столь
парадоксального умозаключения. Слепоглухой, он ощущал себя и действительно был
человеком, семьянином, хозяином и работником,

общественным деятелем, гражданином и патриотом своей Родины.

*Алешко Н.Д., Князья Оболенские. Родословия. Нью-Йорк, 1955. Плешко Н.Д., Князья
Оболенские. Родословия. Дополнения... Париж, 1976.

**Белоруков А.П., Путями веков. М.,1943, кн. 3, с. 474-482 ртш.

***Князь Оболенский Д.М., Письмо в редакцию, журнал "Слепец", 1907, N2. С. 24.

****Князь Оболенский Д.М., О токарных работах слепых, журнал "Слепец". , N5,
с.85, 1906.

*****Князь Оболенский Д.М., Прибор для разговора с глухонемыми, журнал "Слепец",
1909, N7, с. 115-117.

*6 Малина К., К вопросу о происхождении русского Брайля, журнал "Слепец", 1916,
N9, с.131-132

*7 Зубков М., Из истории русской краткописи, журнал "Школьный вестник", 2000,
N 4. с. 52-73, ртш.

*8 Кн. Оболенский Д.М., О токарных работах слепых, журнал "Слепец", 1906, N
5, стр. 85-86

*9 Краткая записка о деятельности самарского дворянства за 50-летний период
существования Самарской губернии 1851-1901гг. Составлена губернским предводителем
дворянства А.А. Чемодуровым. М., 1901, с. 6-8.

*10 Плешко Н.Д., Краткая записка о самарском дворянстве, Нью-Йорк, 1955

*11 Кн. Оболенский Д.М., Прибор для разговора с глухонемым, журнал "Слепец",
1909, N 6, с. 117

*12 Кн. Оболенский Д.М., О токарной работе слепых, журнал "Слепец", 1906, N
5, стр. 85-87

*13 Труды первого русского съезда по попечению о слепых, СПб., 1901, с.З.

*14 Князь Оболенский Д.М., Письмо в редакцию, журнал "Слепец", 1906, N 2, с.
25

Выпуск листа на новом месте: 308

-*Информационный канал Subscribe.Ru
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.people.tifloresource
Написать в лист: mailto:culture.people.tifloresource-list@subscribe.ru
Отписаться: mailto:culture.people.tifloresource--unsub@subscribe.ru?subject=culture.people.tifloresource

http://subscribe.ru/ http://subscribe.ru/feedback

   2004-12-24 22:36:42 (#286509)

[TIFLO] Никогда не унывай

Роза Ахтямова

"Школьный вестник" N9, 2003г

НЕ УНЫВАЙ!

Ульяновская школа ещё совсем юная: ей всего пять лет. Бывший детский сад перестраивали
и обустраивали всем миром во главе с директором - Виктором Алексеевичем Куприяновым.
Вот передо мной <Летопись школы>. Заместитель директора Найля Алиевна зачитывает
некоторые приказы, описывает фотографии, сделанные во время строительных работ.
Здесь же очень важный, на мой взгляд, документ, который можно считать точкой
отсчёта: это <Обращение директора к сотрудникам школы>.

Справедливости ради заметим, что в тридцати пяти километрах от Ульяновска, в
посёлке Цильна, когда-то была школа для слабовидящих детей, и немало добрых слов
можно услышать о ней от выпускников. Но по разным причинам школа была ликвидирована.
Кстати, в Цильне работали замечательные незрячие педагоги, и Виктор Алексеевич,
учитывая их богатый опыт, пригласил их в новую школу для слепых и слабовидящих
детей. Нынешняя школа на хорошем счету как в городе, так и в области. Побывали
здесь при мне руководители из народного образования и мои коллеги-журналисты
из газет, с телевидения. И, думается, очень важно постоянное внимание к школе
со стороны региональной организации ВОС. Сергея Григорьевича Степанова, председателя
этой организации, знают не только взрослые, но и многие дети. Нередко именно
он находит спонсоров, помогает встретиться руководству школы с областными и городскими
властями. Даже малыши знают, что в народе председателя называют <Батяня комбат>.

И вот я знакомлюсь с учениками. Малыши, спешащие на кружковые занятия. Немного
романтичные, но тоже занятые делом подростки. А старшеклассники не только занимаются
рукоделием, поют в ансамбле, играют на разных инструментах, но уже видят себя
во взрослой жизни и серьёзно говорят о будущей профессии. Многие увлечены медициной.
Их интересует специальность массажиста, тем более, что получить эту специальность
можно в самом Ульяновске: не так давно здесь по инициативе министерства здравоохранения
открыто специальное отделение на базе фармацевтического колледжа. В 2002 году
состоялся первый выпуск. Колледж поддерживает постоянную связь с лечебно-оздоровительными
учреждениями, имеет хорошую давнюю репутацию, так что проблем с трудоустройством
выпускников нет.

- А всё-таки хорошо, когда в семье есть хотя бы один медик, чтобы в любое время
помочь близкому человеку, - говорят ребята.

- Да и зарабатывают массажисты неплохо, - замечает Люба Бочкарёва.

- Но работа тяжёлая, физическая. И учиться тоже нелегко: самому надо быть достаточно
здоровым, - возражаю я.

- Кое-кто из нас уже сейчас владеет некоторыми приёмами массажа. А трудностей
мы не боимся, знаем, как с ними обходиться, - говорят мои собеседники.

В разговор включается Коля Николаев:

- Мы, например, не относимся скептически к утренней зарядке: ведь это заряд бодрости
на весь день. И физической работой не пренебрегаем.

Оказывается, в школе есть и будущие пчеловоды: Сергей Ромашкин, Володя Кушаев,
Ойрат Фасхутдинов и другие.

- Мы-то уж точно без работы не останемся: мёд - необходимый продукт и везде применяется,
- рассуждают мальчики.

Ойрат добавляет:

- Правда, чтобы заниматься пчеловодством, надо работать как пчёлка!

И ещё одно занятие, непосредственно связанное с медициной, есть у ребят: это
фитотерапия, то есть использование полезных растений. О ней интересно, со знанием
дела рассказывают Таня Мартынова, Маша Белянушкина, Сергей Ариткин.

- Два часа в неделю мы занимаемся со специалистом. Самостоятельно собираем разные
заметки о пользе трав, спрашиваем, что непонятно, конспектируем, - говорит Маша.

- И экзамены будем сдавать, и удостоверение получим, - добавляет Серёжа.

Кормилин Алёша, уже имеющий удостоверение пчеловода, тоже посещает занятия по
фитотерапии и считает, что дополнительные знания ему просто необходимы.

- Мы - искатели. Стараемся выявить интересы и таланты всех ребят, помогаем раскрыться
каждому ученику, - говорит Виктор Алексеевич. На директорском столе лежит книга
о ремёслах XIX века. А Николай Андреевич Зименков, оказывается, намерен в недалёком
будущем обучать желающих лозоплетению. Он уже занялся заготовкой сырья.

- Представляете, какие изящные вещи будут делать наши дети? Коврики, корзиночки,
дачную мебель, на которую всегда будет спрос, - мечтательно говорит Николай Андреевич.
Да, такими вещами мне уже приходилось восхищаться. А сделаны они были руками
незрячих, не имеющих остаточного зрения.

И, разумеется, наиболее доступной во все времена остаётся профессия музыканта.
А музыкой здесь занимаются, можно сказать, все.

- Главное - не унывать, - говорит Вера Юдина. Она пишет стихи и песни, замечательно
поёт и играет на фортепьяно.

- Наши и в колледже - молодцы. Я частенько там бываю, - рассказывает Виктор Алексеевич.
- Они активны. Не только хорошо учатся, но и участвуют в художественной самодеятельности,
в спортивных соревнованиях. Обязательно там побываем, - обещает директор.

А сейчас я спешу к самым-самым маленьким. Это пришкольный детский сад, где находятся
группы слабовидящих детей. Сегодня праздник, и даже трёхлетние малыши, которые
едва выговаривают слова, весело водят хоровод и танцуют вальс. Мой восторг разделяют
два замдиректора, Найля Алиевна и Сергей Михайлович. Похвалами и аплодисментами
они так завели маленьких артистов, что те стали требовать продолжения праздника.

- И пусть ещё попляшут, - говорит, улыбаясь, подошедшая к нам Татьяна Петровна
- замдиректора по дошкольному воспитанию, - а я покажу Вам наши апартаменты.

Детский сад находится в том же корпусе, где расположены спальни учащихся. Ученики
следят за чистотой, ухаживают за многочисленными растениями и помогают малышам.
Добротная компактная мебель, ковры, расшитые шторы. Игрушек не счесть.

- Откуда такое богатство? - спрашиваю. Татьяна Петровна немного смущается:

- А знаете, мы ищем спонсоров и не стесняемся просить. Вот в одной гостинице
меняли мебель, и нам кое-что перепало. Например, вот эти шкафы. Ребёнок с малых
лет должен привыкать к порядку. Для незрячего это ведь особенно важно. Если он
полюбит уют, а игрушки и одежда будут знать своё место, то, став взрослым, он
тоже будет стремиться к аккуратности.

Пирамиды и пирамидки, кубики, конструкторы...

- Вот пособия, сделанные руками наших учащихся и воспитателей, -рассказывает
Татьяна Петровна.

Эту игрушку, благодаря её размерам, делить не приходится: она достаётся всем
сразу. Ну и змеища!!! И как только умудрились сшить этакое чудо более двух метров
длиной. Малыши то усаживаются на неё верхом, как на коня, то, кряхтя и охая,
дружно перетаскивают. Если же кому-то из них вдруг наскучит общество, малыш может
отдохнуть в уединении, посидеть на диванчике. Такие <уголки уединения> имеются
в каждой группе.

Мы возвращаемся в здание школы, где у учащихся тоже есть свой излюбленный уголок
- каминный зал. Название говорит само за себя. Подхожу к двери и слышу: <А я
по лугу, а я по лугу...> Здесь репетирует фольклорный ансамбль младших школьников
<Калинка>, которым руководит Наталья Николаевна Шкутко. Звучат озорные частушки,
и девочки поют, весело приплясывая:

- Подружка моя,

Как тебе не стыдно!

Ты с мальчишками дерёшься!

Думаешь, не видно?

- Подружка моя,

Я же не деруся!

Двух мальчишек отлупила,

Третьего - боюся.

В зал заглядывают старшие ребята, подбадривают малышей, аплодируют.

Наталья Николаевна обращает внимание на осанку, движения рук, ведь в ансамбле
у большинства участников нет остаточного зрения.

Нельзя не заметить трогательные отношения ребят к малышам и друг к другу. Обращаются
только по имени. Прозвищ вообще не существует.

- Может, потому, что имена у вас не совсем обычные: Алина, Сабина, Николь? -
спрашиваю.

- Имён у нас и обычных хватает. А по фамилии, кажется, называют только солдат,
- смеясь, отвечает Коля Николаев.

В кабинете вокала с певцами и певицами всех возрастов строго по времени занимается
Зоточева Нина Михайловна. В праздники она и сама по просьбе зрителей с удовольствием
исполняет полюбившиеся песни и романсы, а в будни кропотливо трудится: подбирает
репертуар, занимается постановкой голоса, следя за правильным дыханием. Сольные
песни, дуэты и, представьте, оперы в исполнении школьных певцов звучат не только
со сцены в каминном зале. Они охотно выступают всюду, куда их приглашают. Послушала
я отрывки из опер и восхитилась.

- Это наш музыкальный театр, - рассказывают старшеклассники.

- Вокалом я занимаюсь, потому что мне такие занятия доставляют удовольствие.
А наша Верочка будет музыкантом. Она талантливая. И трудяга.

- Скажу честно, отсутствие зрения меня раньше как-то угнетало, - рассказывает
о себе Вера Юдина. - Потом я поняла, что занятия любимым делом могут компенсировать
этот недостаток. Я веду большую переписку с незрячими из других школ. Хочу понять,
что их волнует, и вообще, как живут?

- Есть у нас аккордеон, баяны, струнные. Да, фортепьяно - целых пять. Одно подарила
наша бывшая учительница, - говорит руководитель ансамбля народных инструментов
Валерий Анатольевич Бессольцев.

Под впечатлением потрясающей игры на фортепьяно Нади Черновой вхожу к заведующей
канцелярией. Оторвавшись от бесчисленных бумаг, Людмила Сысоевна спрашивает:

- Ну, как вам наши детки?

- А учатся они у вас тоже припеваючи? - спрашиваю.

На мой вопрос завуч Лариса Николаевна предлагает завтра пойти на любые уроки,
в любой класс.

На уроке граждановедения, который ведёт В.А. Куприянов, пятиклассники не только
рассуждают о патриотизме, о чести и достоинстве. Они приводят яркие примеры из
жизни своих родителей и близких, рассказывают о своих поступках и ощущениях в
разных ситуациях.

На уроке у Галины Викторовны убеждаюсь, что вчерашние артисты успевают и сочинение
написать, и правила по русскому языку выучить. Кое-кто уже побывал в библиотеке
и делится информацией о новых книгах.

- На математике, бывает, некоторые немного ленятся, но плохие оценки не любят,
срочно исправляют, - сказала мне Галина Александровна Сотникова.

Побывала на уроках и в младших классах, где ребята вдохновенно читали Пушкина,
решали занимательные задачки, при этом весело смеясь, и, конечно, старательно
изучали систему Брайля.

Невольно думаешь: в чём же секрет успехов и успеваемости? Уж не в том ли, что
школа своевременно перешла на систему самоуправления? Не стало былых комсомольских
и пионерских собраний, но появились коммунарские сборы и орлятский круг.

Трудовой десант школы готов в любое время выехать в детские дома или в больницы,
чтобы прийти на помощь более слабым. Катя Зенина -третий президент. Двое первых
уже стали студентами. Положением от 25 ноября 1998 года в школе определено хождение
собственной денежной единицы - <Вак>, подписанное Виктором Алексеевичем Куприяновым.
Министром финансов назначен Алексей Кормилин. Получить <Ваки> можно за особые
заслуги: хорошая учёба и поведение, благородный поступок, участие и победа в
конкурсе (их проводится немало). Конечно же, особо поощряется труд. На что и
где потратить? Пожалуйста: на школьных дискотеках работает буфет, и вы можете
не только сами полакомиться мороженым и сладостями, но и угостить друзей.

О коммунарских сборах ребята рассказывали много и азартно, а перед отъездом даже
продемонстрировали такой <мини-сбор>. Затеяли разные игры, требующие смекалки,
тут же соорудили газету <Лапша> с добрыми пожеланиями, разыграли сценки из школьной
жизни, смешно копируя взрослых и друг друга...

<Дом, где пробуждается душа>, - эти слова стали девизом школы. Есть и своя эмблема:
детские руки на раскрытой книге, а в руках - полураскрывшийся тюльпан. Это -
символ трепетного отношения к жизни.

А может быть, чтобы стать такими, как мои новые друзья, нужно чаще вспоминать
фразу, звучащую в их школьном гимне. <Никогда не унывай!> - советуют они себе
и другим, исполняя его вместе со взрослыми на всех праздниках.

Окончание следует

Выпуск листа на новом месте: 307

-*Информационный канал Subscribe.Ru
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.people.tifloresource
Написать в лист: mailto:culture.people.tifloresource-list@subscribe.ru
Отписаться: mailto:culture.people.tifloresource--unsub@subscribe.ru?subject=culture.people.tifloresource

http://subscribe.ru/ http://subscribe.ru/feedback

   2004-12-24 22:06:48 (#286497)

[TIFLO] В Свердловской области слабовидящим будут выплачивать денежные компенсац

В Свердловской области слабовидящим будут выплачивать денежные компенсации мелкими
купюрами
ЕКАТЕРИНБУРГ, 23 декабря. С 1 января инвалиды по зрению лишатся права на бесплатный
проезд в общественном транспорте. Вместо этого они будут получать денежные компенсации.
Слабовидящие, с трудом различающие номинал купюр и монет, опасаются, что станут
жертвами нечестных кондукторов и мошенников. Управляющий отделением Пенсионного
фонда РФ по Свердловской области Сергей Дубинкин предложил "предусмотреть, чтобы
выдача средств этой категории инвалидов проводилась в мелких купюрах".

Контакт: АСИ-Урал телефон: (343) 277-78-53

Источник: агентство социальной информации

Выпуск листа на новом месте: 306

-*Информационный канал Subscribe.Ru
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.people.tifloresource
Написать в лист: mailto:culture.people.tifloresource-list@subscribe.ru
Отписаться: mailto:culture.people.tifloresource--unsub@subscribe.ru?subject=culture.people.tifloresource

http://subscribe.ru/ http://subscribe.ru/feedback

   2004-12-24 20:58:17 (#286485)

[TIFLO] В Самаре собирают средства на оснащение музыкальной студии для инвалидов

В Самаре собирают средства на оснащение музыкальной студии для инвалидов
САМАРА, 17 декабря. На сегодняшнем концерте, организованном в рамках благотворительной
кампании "Сбор благотворительных средств для развития направления музыкально-эстетического
воспитания незрячей молодежи города Самара", выступит музыкальный коллектив школы-интерната
N17 для слепых и слабовидящих детей. В фойе дома культуры будет развернута выставка
художественных изделий, рисунков, сделанных незрячими и слабовидящими детьми.
Благотворительная кампания проводится городской общественной организацией инвалидов
"Альтаир" в партнерстве с региональной общественной организацией "Историко-эко-культурная
ассоциация "Поволжье" при поддержке Агентства США по международному развитию
(USAID). Средства, вырученные от проведения акции, будут направлены на приобретение
современного оборудования для музыкальной студии, открытой на базе ГООИ "Альтаир"
и обновления музыкальных инструментов в школе N17 для слепых и слабовидящих детей.
Спонсорами акции выступили Поволжский банк Сбербанка России, ЗАО "Сателлит",
музыкальные магазины компаний "Азия Трэйд Мьюзик" и "АТ Трэйд-Самара", Самарская
фабрика музыкальных инструментов и др.

Контакт: Индерейкин Сергей телефон: (8462) 43-50-86

Источник: агентство социальной информации

Выпуск листа на новом месте: 305

-*Информационный канал Subscribe.Ru
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.people.tifloresource
Написать в лист: mailto:culture.people.tifloresource-list@subscribe.ru
Отписаться: mailto:culture.people.tifloresource--unsub@subscribe.ru?subject=culture.people.tifloresource

http://subscribe.ru/ http://subscribe.ru/feedback

   2004-12-24 20:50:56 (#286483)