Размышление об односторонности теозиса и разговор о сдаче Курил
Пошел в Институт философии Российской Академии наук на доклад Сергея Хоружего «Антропология исихазма и антропология Достоевского (на материале «Братьев Карамазовых»)». Тема интересная, но нового не ожидал услышать, поскольку Сергей Сергеевич, несмотря на мои долгие с ним разговоры, пока не проникся Правой Верой с её высшим актом Богосаможертвоприношения и соответственно с энергийностью уничтожения. И Сергей Хоружий односторонне акцентируется на теозисе (обожении) человека через духовную
саможертвенную практику и упускает главный момент убийства Бога человеком, так что за бортом внимания остается и хотар-жертвоприноситель, и сам смысл борьбы Иакова-Израиля с Богом при Пенуэле (Бытие 32:24-32). Эта прискорбная односторонность искажает все построения и выводы Сергея.
А в докладе, согласно анонсу, он попытался реконструировать комплекс связей последнего романа Достоевского с исихастской традицией. «Главный предмет доклада, - сообщается в анонсе, - раскрытие исихастских влияний и более
конкретно, исихастских парадигм, паттернов и структур в антропологии "Братьев Карамазовых": анатомируя художественно-концептуальных персонажей антропокосмоса "Карамазовых", мы увидим, в каких отношениях меж собой состоят "Человек Достоевского" и "Исихастский Человек". Мы также убедимся, что антропологический дискурс - точнее же, дискурс синергийной антропологии - доставляет язык и перспективу, в которых высвечиваются специфические феномены мира Достоевского, рождаемые
при столкновении в этом мире поэтики, психопатологии и исихазма».
Вот слова Афанасия Великого, в которых соль исихазма: "Бог стал человеком, чтобы человек стал Богом". Замечательная симметрия заложена в эту формулу. Она держится на двух откровениях Христа: "Я в Отце и Отец во Мне" (Евангелие от Иоанна 14:11) и "Пребудьте во Мне, и Я в вас" (Евангелие от Иоанна 15:4). Азбука христианства - Бог-Отец, Бог-Сын и человек связаны отношением глубинного взаимоподобия, что и является
онтологической основой обожения-теозиса. И вспомним слова Василия Великого: "Я человек, но имею задание стать Богом". Апостол Павел говорит о своем теозисе: "Уже не я живу, но живет во мне Христос" (Послание к Галатам 2:20). И исихасты и вслед за ними Сергей Хоружий видят в теозисе высокую ступень нравственного совершенства или как способность жить в духе, как дар пророчества или ясновидения. Более того, теозис в понимании исихастов меняет всего человека, трансформирует весь человеческий
состав, пронизывает и соматику человека. Но вне Богосаможертвоприношения, осуществляемого, как и на Голгофе, головами и руками людей, - нет спасения. Если Бог не убит хотарами, то и воскреснуть Он не может вместе с правоверными под Новым Небом на Новой Земле. «Ибо, как смерть через человека, так через человека и воскресение мертвых» (Первое Послание к Коринфянам святого апостола Павла 15:21). Вот этот ключевой момент не просто восхождения человека к Богу (теозис), но прорыв к Богу через смертоносность человека
и через его способность убить Бога, -не входит в систему Сергея Хоружего.
Заведомо могу сказать, что самое глубинное в антропологии Достоевского не уместится в односторонность теозиса, ибо в стороне останутся нюансы самоотказа как подступ к Богосамоотказу, и вообще «Легенда о Великом Инквизиторе» лишь на треть сопрягается с исихазмом. Так что шел на доклад без особого желания, просто для поддержания интеллектуальной формы и мимолетного дружеского обмена новостями с давним своим приятелем.
Но уже подходя к ИФРАНу, у бензоколонки встретил других приятелей, с которыми разговорился часа на полтора и на доклад Сергея Хоружего не попал. Обсуждали политические перспективы РФ. Друзья мои вращаются в высоких политических сферах и склонны к аналитике. И они меня уверяли, что японский премьер Ясуо Фукуда 25-26 апреля 2008 года посетил Москву по ещё зимнему приглашению для разговора с Путиным и Медведевым о графике передачи Южных Курил. И якобы Путин заверил, что решающий шаг будет сделан Медведевым в
июле во время встречи «Большой Восьмерки» на Хоккайдо. Другими словами, якобы Путин хочет реализовать давний план передачи островов, но, учитывая чрезвычайную непопулярность такого шага в глазах российской общественности, навязал его Медведеву. Тем самым достигаются две цели – во-первых, выполняется принятое перед кем-то обязательство сдать Южные Курилы японцем (вспомним заявление Лаврова о готовности отдать острова в ноябре 2004 года и одобрение Путиным этого заявления), а во-вторых, сделать это неприглядное
дело руками Медведева, чтобы перевести стрелки на него и скомпрометировать перед электоратом.
Посмотрел в Интернете, как Чрезвычайный и Полномочный Посол Японии в России Ясуо Сайто расценил эти прошедшие странные переговоры. Вот соответствующий отрывок из его интервью на Радио «Эхо Москвы»:
«Японо-российские отношения уверенно развиваются в широком круге областей на основе японо-российского плана действий, принятого лидерами двух стран в 2003 году. Но, к сожалению, в переговорах по мирному договору, которые являются одним из главных направлений этого плана,
прогресса нет. Заключение мирного договора, в том числе решение по территориальной проблеме, необходимо для того, чтобы поднять японо-российские отношения на более высокий уровень, как согласились лидеры двух стран. В ходе официального визита премьер-министра Фукуды в Россию, лидеры Японии и России заявили о необходимости продолжать переговоры по поиску взаимоприемлемого решения на основе имеющихся договоренностей и документов. Во время встреч с президентом Путиным стороны согласились продолжить диалог в целях
поиска решения, в том числе на высшем уровне, а также согласились, что лидеры обеих стран еще раз дадут лицам, ответственным за переговоры, указания в этих целях».
Витиевато, но суть понятна. Разговор о передаче Южных Курил всё же состоялся и будет продолжен при новом президенте Медведеве. Если бы не было намерения сдать Южные Курилы, то и никакого разговора на эту тему не должно было быть. А раз разговор есть – то и «план Путина» по этим островам есть, и нас могут просто поставить перед фактом, как
было при слабомотивированной сдаче китайцам стратегически-важных островов на Амуре.