На XVI-ых Международных Рождественских образовательных чтениях
Уровень Чтений – весьма высок. По крайней мере – на первом пленарном заседании, на котором пробыл весь понедельник 28 января 2008 года в Государственном Кремлевском дворце. Так, особо содержательно, на мой взгляд, выступили председатель Отдела религиозного образования и катехизации РПЦ, ректор Российского Православного института святого апостола Иоанна Богослова архимандрит Иоанн (Экономцев) и епископ Ставропольский и Владикавказский Феофан. Непринужденно вёл заседание Председатель Рождественских
Чтений Митрополит Калужский и Боровский Климент. Атмосфера в зале установилась почти домашняя. Видел почти всю православную общественность страны.
За архимандритом Иоанном (Экономцевым) взял слово заслуженный деятель искусств России профессор Московской консерватории Вячеслав Вячеславович Медушевский, и получилась интересная перекличка. Архимандрит Иоанн на первое место ставил свободу и в основе русского национального характера усматривал «жертвенное служение Богу и Отечеству» и призывал к устройству
нашего дома как малого образа Вселенной и подчеркивал, что «невольник – не богомольник». А профессор Медушевский, только что вернувшийся из Токио, указывал на резкий контраст – в Японии люди относятся друг к другу доброжелательно, а в нынешней России – со злобой. Почему? Дело в том, что ныне в РФ человек чувствует себя невольником государства и работодателя, а в Японии, где на вооружение взяли наши же православно-артельно-монастырские принципы организации производственных отношений (японцы сами об этом говорят)
и высвободили низовую субъектность работников, развилось низовое самоуправление трудящихся, как в системе нашего Магомеда Чартаева, и восторжествовала соборность. Как говорится, от каждого по способностям и каждому по труду. И профессор объяснил, почему Тойота конкурентно бьёт Форд и почему, если на заводах Форда рабочие бастуют, то на предприятиях Тойота – нет. Да потому, что Форд строится как вертикально-интегрированный холдинг, который свойственен ушедшей эпохе индустриализма и так хорошо нам знаком по путинским
госкорпорациям, а Тойота перешла на постиндустриальный субъектный принцип - типа низовых «бригад производственной ответственности». И за счёт выплеска субъектной энергетики-предприимчивости резко повышается прежде всего производительность труда, и зарплата растёт соответственно. Система Тойоты, сказал профессор Вячеслав Медушевский, – это в идеале христианское служение.
Разбегаются глаза при виде россыпи замечательных богословских и историко-церковных книг. Купил столько, сколько мог унести. Расцвет!
Политикой русские интеллектуалы не могут разумно заниматься, потому что предпочитают сразу воспарять в надстройку и не любят копаться в базисе и потому легко обманываются лукавыми демагогами, а вот на отвлеченные начала их тянет, как мух на мёд, и нередко получаются отличные тексты. В нищей Индии, впрочем, наблюдалось нечто похожее. Богоискательством заниматься - много желающих и умеющих, а кесаревыми делами – мало. Надо или снова звать варягов или терпеть своих временщиков или из недр своих порождать блоковских
Двенадцать.
Вчера в разговоре с Николаем Лисовым о моей датировке зачатия и рождения Иисуса Христа (зачат в ночь с 21 на 22 марта -12-го года) обсуждали позицию по этому вопросу профессора Николая Никандровича Глубоковского, и я, увидев наконец-то изданный его «Библейский словарь» (Сергиев Посад – Джорданвилль, 2007. – 864 стр.) с напутствиями патриарха Алексия II и Митрополита Лавра, тут же купил и убедился, что выдающийся русский библеист тоже фактически принимает дату между -12 и -10 гг. до нашей
эры. Сам Николай Лисовой не пришел на открытие Чтений, хотя на украшенном сборником к его 60-летию стенде Императорского Православного Палестинского Общества меня уверяли, что он вот-вот появится. Кстати, его уже считают чуть ли не святым, уважают. Лисовой будет выступать у себя в Паломническом центре 30 марта, но я в этот день намерен присутствовать на секции «Интернет и религиозное просвещение» в РГБ, а мой доклад о дате рождения Иисуса Христа запланирован в Высоко-Петровском монастыре 31 марта.
Владимир Николаевич Осипов выступает в Библиотеке-фонде «Русское Зарубежье», а Павел Васильевич Флоренский будет вести секцию в Доме-библиотеке Лосева. Выразил соболезнование Володе Осипову – у него скончалась мать – и рассказал ему о своих антирейдерских земельных делах. Он же упомянул, что скоро выходит его книга «Записки националиста», в которой пишет и о некоторых моих деяниях, в том числе о том, как я увлёк группку молодёжи и вывел её на рельсы и на пару часов перекрыл движение поездов на Ригу, когда
латышские националисты стали унижать русских. Он также описывает наш с ним пикет против Хасавюртского предательства перед кинотеатром «Художественный» на самом многолюдном пятачке России у истока Арбата – мы проводили его в первые дни сентября 1996 года, и на Осипова произвело впечатление нападение толпы на меня с воплями «Ты что, за войну!?». Увы, к таким нападениям привык – вижу на несколько шагов вперед и чую вред, а русские люди успевают сотворить себе очередного кумира и впадают в ярость, когда говоришь
правду. Остаешься один против всех, белой вороной. Когда критиковал Ельцина в 1990-1992 гг. – ко мне подходили знакомые интели-коллеги из МГУ и говорили «Валерий Иванович, как не стыдно!». Бабульки лезли в драку, когда обличал Лебедя. А с весны-2000 критикую Путина – чего только не наслушался, в том числе в последние месяцы, когда гнусно-холуйски и просто омерзительно стал раскручиваться «культ личности» этого деятеля.