Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скурлатов В.И. Философско-политический дневник


В каком же году родился Иисус Христос

 

Вопрос избитый, ответ до сих пор был приблизительный. Точную же дату можно установить, если следовать Апостолу Луке, который, по его словам, «тщательно исследовал» обстоятельства рождения Иисуса Христа (Евангелие от Луки 1:3).

Прежде всего, какой смысл вкладывается в понятие «год рождения», когда речь идёт о духовном существе, а духовно-богоподобное в человеке неимоверно важнее телесно-зоологического. Духовного человека (брамина) недаром испокон веков зовут в Индии «дваждырожденным» - первый раз он рождается в теле, а второй раз в духе. Духовно прожил Иисус Христос около 33 лет, а телесно к моменту Его Саможертвоприношения было Ему около 45. Как свидетельствовали видевшие его воочию иудеи – «Тебе нет ещё пятидесяти лет» (Евангелие от Иоанна 8:57). И на Туринской Плащанице, запечатлевший лик только что снятого с креста Спасителя, ему на вид уж точно не 33, а где-то под 50.

Второе (духовное) рождение свершилось с отроком Иисусом, как свидетельствует Лука, в возрасте 12 лет – «2:41. Каждый год родители Его ходили в Иерусалим на праздник Пасхи. 42. И когда Он был двенадцати лет, пришли они также по обычаю в Иерусалим на праздник. 43. Когда же, по окончании дней праздника, возвращались, остался Отрок Иисус в Иерусалиме; и не заметили того Иосиф и Матерь Его».

Итак, Отрок удалился от земных телесных родителей и испытал второе рождение. Где он пропадал, что с ним случилось – Апостол Лука умалчивает, но существует версия, что с попутными караванами Иисус добрался до Индии и Гималаев и там провел около 18 лет вплоть до возвращения в Святую Землю и крещения от сопряженного с Ним изначально Иоанна Крестителя. На этот период Апостол Лука отводит «три дня» (слово «день» не означает здесь наших 24 часа, а некий длительный период, как в Книге Бытие один из «дней творения»). Возвратившийся уже «дваждырожденный» Иисус далек от земных своих родителей, а всем существом Своим сопряжен с Отцом Небесным. И Апостол Лука продолжает – «46. Через три дня нашли Его в храме, сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их; 47. все слушавшие Его дивились разуму и ответам Его. 48. И, увидев Его, удивились; и Матерь Его сказала Ему. Чадо! Что Ты сделал с нами? Вот, отец Твой и Я с великой скорбью искали Тебя. 49. Он сказал им: зачем было вам искать Меня? Или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему».

Следует ли отсюда, что телесно Иисус Христос родился около 12 года до духовного Рождества Христова, с которого начинается наше летоисчисление? И не на связь ли с Востоком (Индией?) указывает и Вифлеемская Звезда, за которой с Востока шли к колыбели Сына три волхва (брамина?), да и отец Иоанна Предтечи Захария, когда исполнился Святого Духа, пророчествовал о «благоутробном милосердии Бога нашего, которым посетил нас Восток свыше» (Евангелие от Луки 1:78).

Программа «второго рождения», подобно каждой запущенной компьютерной программе, как бы репетируется-реализуется уже во внутриутробной фазе и затем в фазах младенчества-детства и отрочества-молодости и далее в фазе акме-голгофы (40-50 лет) и в конце концов эсхатологически. Два бутстрепа – Иоанна Предтечи и Иисуса Христа – сопряжны и в резонансе. И младенец Иоанн «духовно» преобразился на шестом месяце взращивания своего в утробе, когда зачат был Иисус. Огонь зажегся от Огня, Свет во тьме утробы воссиял-срезонировал от Света. «Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святого Духа» (Евангелие от Луки 1:41). Вот этот момент возьмем за точку опоры при исчислении года телесного зачатия и Рождества Христова.

Зачат Христос был в день весеннего равноденствия 21-22 марта, когда, согласно лунному (менструальному) циклу, у Девы Марии на 14-ый день цикла, то есть в фазе Полнолуния, произошла овуляция, то есть яйцеклетка созрела для оплодотворения (как оно свершалось – миллион вариантов, не будем отвлекаться). В каждом году Полнолуние происходит в разные дни солнечного годового цикла. Следовательно, из всех возможных лет надо оставить лишь такие, когда Полнолуние наступает 21 марта. Для более точной датировки надо сопрячь этот день зачатия Иисуса Христа со случившимся полгода ранее в день осеннего равноденствия 22 сентября моментом зачатия Иоанна Крестителя, когда тоже должна была быть овуляция (Полнолуние) у Елисаветы.

Естественно, день Зачатия Иисуса Христа 21 марта должен совпадать с днем еврейской Пасхи 14 ниссана, которая празднуется в 14 день лунного цикла, то есть в день овуляции (Полнолуния). Следовательно, Иисус Христос был зачат в год, когда еврейский Песах праздновался 21 марта, на 14-ый день «первого месяца» нисана – первого из 12 лунных месяцев еврейского календаря.

Напомним, что продолжительность лунного месяца составляет около 29,5 дней, а лунный год был сконструирован таким образом, чтобы месяцы продолжительностью 29 и 30 дней в нем чередовались, давая в сумме 354 дня. Он не кратен солнечному году (солнечный год содержит приблизительно 12,4 лунных месяцев), и поэтому, чтобы включить в солнечный год лунные месяцы без их раздробления, раз в несколько лет к 12 лунным месяцам прибавляли еще один, приближая тем самым лунные годы к солнечным. Такие удлиненные високосные годы содержали, таким образом, 13 лунных месяцев. В этом и заключается основная идея луносолярного (лунно-солнечного) календаря, который явился комбинацией лунных месяцев с солнечными годами. Во время же существования второго Храма, а зачатие Иисуса Христа произошло в этот период, день новолуния определялся эмпирически, путем наблюдения специально назначенных для этого людей, и затем Синедрион торжественного провозглашал «освящение» этого дня. Дополнительный месяц вставлялся по мере надобности, причем во внимание учитывались многие факторы - созрел ли ячмень, который нужен был для приношения снопа во второй день праздника (Левит 23:10-16; Второзаконие 16:9), готовы ли ягнята для жертвоприношения и т. д.

Об астрономическом и сакральном смысле Пасхи в сопряжении с календарным циклом и Воскресением Иисуса Христа уже сказано много в сочинениях теологов, и я сошлюсь на известный добротный труд Дмитрия Владимировича Щедровицкого «Введение в Ветхий Завет. II Книга Исход» глава Лекция 4 Исход из страны рабства. Пасха как преодоление смерти:

«Почему же именно этот месяц избран для исхода, объявлен первым? Прежде всего потому, что он - месяц воскресения природы. Однако, поскольку в мире все взаимосвязано, воскресение природы, оживление травы, деревьев связано и с историческим событием, не имеющим себе равных, - с «воскресением» народа Божьего, который как бы умер, пребывая в египетском рабстве, а теперь оживает, выходя на свободу. Этот месяц прообразно связан и с воскресением Мессии. Здесь мы видим три события - природное, историческое и сверхъестественное - как бы в виде трех отражающихся друг в друге зеркал. Один и тот же Божественный свет преломляется в трех зеркалах - природы, истории народа Божьего и жизни Христа. Поэтому далее все, что говорится о пасхальном агнце, которого нужно принести в жертву перед исходом из Египта, таинственно связано и с будущей судьбой Израиля, и с жизнью Иисуса. Уже в начальную пору Христианства пасхальный агнец был осмыслен и истолкован как прямой прообраз жизни Иисуса».

Как видим, осталось засесть за астрономические таблицы и заодно посчитать даты еврейских Пасхалий – и тогда год телесного зачатия и рождения Иисуса Христа будет установлен более чем убедительно. Но у меня под рукой пока таких таблиц нет. Зато можно чисто богословски вслед за Дмитрием Щедровицким сопрячь христианскую Пасху или событие Воскресения Божьего с циклом Зачатия и Рождества как Предтечи, так и Сына.

Исходный смысл библейской Пасхи заключен в Жертвоприношении. Впервые слово Песах встречается в библейской книге Исход, когда евреям надо было принести в жертву своих первородных сыновей. Ибо – «И сказал Господь Моисею, говоря: освяти мне каждого первенца, разверзающего всякие ложесна между сынами Израилевыми, от человека до скота, [потому что] Мои они» (Исход 13:1-2).

Дмитрий Щедровицкий отмечает о происхождении и смысле слова Пасха – «по-древнееврейски «פםח» <Песах> - от глагола «פםח» <пасах>, т. е. «миновать», «проходить мимо», а также «пощадить», «избавить» (сравни Исайя 31:5). Значит, Пасха есть избавление от гибели, спасение от смерти. Впоследствии, когда Христианство восторжествовало среди народов, говоривших по-гречески, слово «Песах» контаминировалось с греческим глаголом πασχειν <пасхейн> - «терпеть», «переносить», «страдать», поскольку именно в пасхальные дни совершились и страдания, и воскресение Иисуса».

И вот, «сказал Господь Моисею и Аарону в земле Египетской, говоря:

2 месяц сей /Нисан/ да будет у вас началом месяцев, первым да будет он у вас между месяцами года.
3 Скажите всему обществу Израилевых: в десятый день сего месяца пусть возьмут себе каждый одного агнца по семействам, по агнцу на семейство;
4 а если семейство так мало, что не съест агнца, то пусть возьмет с соседом своим, ближайшим к дому своему, по числу душ: по той мере, сколько каждый съест, расчислитесь на агнца.
5 Агнец у вас должен быть без порока, мужеского пола, однолетний; возьмите его от овец, или от коз,
6 и пусть он хранится у вас до четырнадцатого дня сего месяца: тогда пусть заколет его все собрание общества Израильского вечером,
7 и пусть возьмут от крови его и помажут на обоих косяках и на перекладине дверей в домах, где будут есть его;
8 пусть съедят мясо его в сию самую ночь, испеченное на огне; с пресным хлебом и с горькими травами пусть съедят его;
9 не ешьте от него недопеченного, или сваренного в воде, но ешьте испеченное на огне, голову с ногами и внутренностями;
10 не оставляйте от него до утра; но оставшееся от него до утра сожгите на огне.
11 Ешьте же его так: пусть будут чресла ваши препоясаны, обувь ваша на ногах ваших и посохи ваши в руках ваших, и ешьте его с поспешностью: это - Пасха Господня.
12 А Я в сию самую ночь пройду по земле Египетской и поражу всякого первенца в земле Египетской, от человека до скота, и над всеми богами Египетскими произведу суд. Я Господь.
13 И будет у вас кровь знамением на домах, где вы находитесь, и увижу кровь и пройду мимо вас, и не будет между вами язвы губительной, когда буду поражать землю Египетскую.
14 И да будет вам день сей памятен, и празднуйте в оный праздник Господу во все роды ваши; как установление вечное празднуйте его…
21 И созвал Моисей всех старейшин Израилевых и сказал им: выберите и возьмите себе агнцев по семействам вашим и заколите пасху;
22 и возьмите пучок иссопа, и обмочите в кровь, которая в сосуде, и помажьте перекладину и оба косяка дверей кровью, которая в сосуде; а вы никто не выходите за двери дома своего до утра.
23 И пойдет Господь поражать Египет, и увидит кровь на перекладине и на обоих косяках, и пройдет Господь мимо дверей, и не попустит губителю войти в домы ваши для поражения.
24 Храните сие, как закон для себя и для сынов своих на веки.
25 Когда войдете в землю, которую Господь даст вам, как Он говорил, соблюдайте сие служение.
26 И когда скажут вам дети ваши: что это за служение?
27 скажите: это пасхальная жертва Господу, Который прошел мимо домов сынов Израилевых в Египте, когда поражал Египтян, и домы наши избавил. И преклонился народ и поклонился.

Почти исчерпывающие комментарии о сути Пасхальной жертвы дает Дмитрий Щедровицкий (но упуская главнейший момент эсхатологического Богосаможертвоприношения на Голгофе и в Конце Времен):

«Пользуясь человеческими понятиями, Бог объяснил народу, что жертвы нужны скорее самим людям, чем Ему. Ведь величайшая жертва была принесена именно Им Самим ради сотворения мира — это самоограничение Божественного Духа, благодаря которому, образно говоря, «освободилось место» для вселенной, для множества живых существ, ее населяющих. Логос, то Слово Божье, через которое свершалось творение (Бытие 1:3; Евангелие от Иоанна 1:1-3), принесло Себя в жертву, перейдя из бесконечности в область конечных сущностей и создав таким образом мир.

Идеей жертвы и жертвенности пронизано все сущее с самого начала творения. Органическая природа на земле существует благодаря тому, что природа неорганическая словно приносит себя в жертву ради нее. Разрушаются горы, камни превращаются в песок, выравниваются долины, освобождая место и создавая условия для жизни органической. Солнце неустанно приносит себя в жертву, отдавая тепло Земле, питая энергией все живущее. В пределах органической природы низшие формы приносят себя в жертву высшим. Трава становится пищей для животных, животные - для человека и т. д.

Человеческое тело существует для того, чтобы на земле была возможна в воплощенном состоянии духовная жизнь. Тело постоянно приносится в жертву духу и, истощая свои силы, дает духу возможность развития.

И если мы скажем, что жертвоприношение агнца «необходимо» Самому Богу и что Иисус на Голгофе отдал себя в жертву ради Отца Небесного, мы не уразумеем смысла жертвы. «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал сына Своего единородного, дабы всякий верующий в него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Евангелие от Иоанна 3:16). Значит, Бог Сам принес эту жертву: «отдал сына Своего». Кому отдал? - Людям. То же относится к агнцу в Египте, который был прообразом Иисуса. Хотя он именуется «жертвой Господу», но принесена была эта жертва для людей, а не для Бога. Бог в жертве не нуждался, а нуждались люди - для спасения от ангела-губителя («злого ангела» - Псалом 78:49), поражавшего египетских первенцев».

Правоверное же понимание Пасхи исходит из нерасторжимости трех ликов Святой Троицы, и вышеприведенное суждение Дмитрия Щедровицкого «Бог Сам принес эту жертву: «отдал сына Своего». Кому отдал? - Людям» - самопротиворечиво. Не людям Бог отдал Самого Себя (сына Своего как ипостась Святой Троицы), а Самому Себе, а «люди» - это Богочеловечество, Которое через Богожертвоприношение (репетиция – на Голгофе), свершаемое Сплотом Правоверных, теогонизируется и становится «рассадником Небес» - «И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их» (Откровение святого Иоанна Богослова 21:3). Высшее Sein и человеческое Dasein взаимосопряжены. И индоарийская мудрость гласит – «Бог Сам Себя приносит Себе в жертву руками Своих детей», что и наглядно представила генеральная Голгофская репетиция. И Ригведа отчеканивает (Мандала X, Гимн 90 «Пуруша», 16 a-d):

Жертвою боги пожертвовали жертве.
Таковы были первые формы (жертвоприношения).
Эти же могущества последовали на небо,
Где находятся прежние боги - садхья.

(Перевела – Татьяна Яковлевна Елизаренкова. Цитирую по изданию – Ригведа. Мандалы IX-X. Издание подготовила Т.Я. Елизаренкова. Москва: Наука, 1999, стр. 235-236).

При этом Татьяна Яковлевна Елизаренкова в комментарии к стиху «жертвою боги пожертвовали жертве» (yajñena yajñám ayajanta devāh) отмечает, что «Пуруша был одновременно и той субстанцией, которую приносят в жертву, и тем божеством, которому эта жертва приносится» (Там же, стр. 492).

«Агнец, - продолжает комментировать Дмитрий Щедровицкий, - избирался 10-го числа месяца Нисана и хранился до 14-го числа того же месяца. Он подлежал закланию 14-го числа во время, обозначенное как «ב׳ן הערב׳ם» <бейн га-арбайим>, буквально в переводе с древнееврейского - «между вечерами». Согласно авторитетному толкованию, это время между моментом, когда солнце начинает клониться к западу, т. е. полуднем, и полным его захождением - темнотой. В Евангелии сказано, что в полдень («в час шестой» начиная от рассвета, который в Святой земле наступает около шести часов утра - Иоан.19:14) распяли Иисуса. И до захождения солнца он умер (Иоан. 19:31). Агнец избирался за пять дней до Пасхи (начинавшейся 15 Нисана), и этот день особо отмечен в жизни Иисуса: «за шесть дней до Пасхи пришел Иисус в Вифанию», а «на другой день», т.е. за пять дней до Пасхи - 10-го числа месяца Нисана - въехал он в Иерусалим верхом на осле (Иоан. 12:1,12-15). И именно 14 Нисана, как раз тогда, когда в Иерусалиме заклали пасхальных агнцев, Иисуса казнили (Евангелие от Иоанна 19:14,31-42).

В духовном смысле «вкусить» плоть жертвы значит вместить, слить с собою, принять в себя. Следовательно, жертва должна быть принята, «вмещена» человеком, он должен внутренне соединиться с нею. И еще сказано: «в сию самую ночь». В какую ночь произошло заклание агнца? В ночь исхода - 15 Нисана (напомним, что согласно Библии день начинается с вечера). Но какая же ночь имеется в виду в духовном смысле? Дело в том, что вся история человечества как бы свершается в течение «одной ночи». Да и жизнь каждого из нас - «одна ночь». Поясним: в книге Бытия мы читали, что согрешивший Адам «в полуденной прохладе», т. е. когда время уже клонилось к вечеру, услышал голос Божий (Бытие 3:8). Потом совершился суд, и уже «вечером» Адам был изгнан из райского сада. Изгнан вместе со всем будущим потомством, вместе со всеми нами. Наступила «ночь» человеческой истории. Изгнание из мира духовного и каждого человеческого духа, и человечества в целом длится до тех пор, пока не взойдет «Солнце правды», пока не наступит «рассвет», несущий возвращение в духовный мир, в вышнюю небесную отчизну (Книга пророка Малахии 4:2).

Теперь понятнее пророчество Захарии 29 июня (на восьмой день после рождения Иоанна Крестителя) о начавшейся совместной миссии Иоанна и Идущему ему вослед Господу «просветить сидящих во тьме и тени смертной, направить ноги наши на путь мира» (Лука 1:79). И свет вспыхнул в утробе Елисаветы, когда к ней «пришла Матерь Господа моего ко мне» - «Ибо когда голос приветствия Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец /будущий Иоанн Предтеча/ радостно во чреве моем» (Евангелие от Луки 1:43-44). Это могло случиться только в день еврейской Пасхи 14 ниссана, совпавшей с днем Зачатия Иисуса Христа в день весеннего равноденствия и одновременно овуляции-Полнолуния.

Ибо Мария обрела Зачатие от Духа Святого, а благословение и наставление - от Ангела Гавриила: «да будет Мне по слову твоему» (Лука 1:38). Ангел Гавриил, он же Джебраил (Джебрил) в исламе, является как бы «сисадмином Слова» - системным администратором Программы, которая разверстывает-бутстрепирует творение во времени. Он сообщает имена, запускает-бутстрепирует подпрограммы, диктует пророку Мухаммаду суры и аяты Священного Корана. Но он – не Бог, а именно «сисадмин». Бог же (Элохим, Аллах – по-семитски буквально «множество высших сил») – один и един, хотя и предстает в разных ипостасях. Так, в Правой Вере он сопряжен со Сплотом Правоверных, программирующих Жертвоприношение и затем Воскресение сущего в Круге Времени (Вечное Возвращение), христиане истолковывают Его как Святую Троицу (Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Святой Дух), хотя и спорят между собой о способах исхождения Святого Духа – только лишь от Отца, но через Сына, как считают православные, или «от Отца и Сына» - догма Filioque – как считают католики. Чтобы никого не расстраивать, Мартин Хайдеггер использовал связку Sein-Dasein, а животворящее начало называл по-разному, в основном через слово Ereignis. В русле грамматологии Жака Деррида и современной компьютерологии уместны термины хард, софт и источник, но по вопросам истолкования каждого из этих трех терминов идут жаркие споры (например, учение Сергея Хоружего о Внеположном Источнике уязвимо с позиций Правой Веры, хотя ухватывает суть нетварных энергий исихазма).

Можно по-всякому называть Бога, и в исламе сияют 99 прекрасных имён Аллаха, о которых в Новогоднюю Ночь написал заметку. А в Рождественский День (по старому юлианскому стилю, до сих пор используемому Русской Православной Церковью), вместо терминов Программа, Сверх-Программа, Ereignis (Хайдеггер), Archi-Écriture (Деррида) - вернемся к евангельско-греческому Логос (Слово), на страже Которого стоит Гавриил, и вдумаемся в откровение святого Иоанна Богослова, изложенное в первых строках его Евангелия:

1. В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.
2. Оно было в начале у Бога.
3. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть.
4. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков.
5. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его.
6. Был человек, посланный от Бога; имя ему Иоанн.
7. Он пришел для свидетельства, чтобы свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали чрез него.
8. Он не был свет, но был послан, чтобы свидетельствовать о Свете.
9. Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир.
10. В мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал.
11. Пришел к своим, и свои Его не приняли.
12. А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими,
13. которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились.
14. И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца.
15. Иоанн свидетельствует о Нем и, восклицая, говорит: Сей был Тот, о Котором я сказал, что Идущий за мною стал впереди меня, потому что был прежде меня.
16. И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать,
17. ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа.
18. Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил.

Иоанн зачат как бы во второй раз духовно и стал не столько «дваждырожденным», как индийские брамины, сколько, наверное, «дваждызачатым», когда Мария от Ангела Гавриила «с поспешностью пошла в нагорную страну, в город Иудин, и вошла в дом Захарии, и приветствовала Елисавету» (Лука 1:40). И в утробе Елисаветы свершилось с шестимесячным будущим Иоанном Предтечей – преображение. Ибо на этом этапе заканчивается формирование легких и ребенок, теоретически, является способным к самостоятельной жизни, движения его становятся энергичнее, он может дышать – «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Бытие 2:7). Иисус же в этот момент только был зачат. Репетиция Иоанна торила путь явлению Иисуса народу, как репетиция Голгофы торит путь Второму Пришествию. «И ты, младенец /Иоанн/, - пророчит исполненный Святого Духа его отец Захарий, - наречешься пророком Всевышнего, ибо предыдешь пред лицом Господа приготовить пути Ему» (Лука 1:76). Священный теогоническо-эсхатологический цикл Вечного Зачатия, Бутстрепирования, Пришествия, Жертвоприношения, Воскресения и Возвращения программно-смоделирован в жизненно-земном цикле Равноденствия, Солнцеворота, Зачатия, Рождества, Нового Года и Жертвоприношения (Пасхи), и в год сопряженноо-парного зачатия и рождения Иоанна Крестителя и Иисуса Христа сошлись Полнолуния и Равноденствия и предвечная Пасха Господня (14 Нисана по лунному-менструальному календарю). Так предопределились будущие и прошлые судьбы человечества и всего сущего.


В избранное