Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скурлатов В.И. Философско-политический дневник


Пётр Савицкий - резюме евразийца

 

Профессор МГУ доктор философских наук Юлия Биляловна Мелих любезно предоставила материал, на основе которого я подготовил краткую справку об одном из основоположников евразийства Петре Савицком.


Савицкий Петр Николаевич (1895-1968) – русский историк, экономист, географ, социолог, общественный и политический деятель

Родился 15(27) мая 1895 г. в Черниговской губернии - по его воспоминаниям, возможно, в селе Логовики. Он пользовался также псевдонимами П. Востоков, П. Логовиков (по родовому гнезду – село Логовики), Степан Лубенский (в честь своего предка – поэта и писателя Степана, который сыграл большую роль в истории Лубенского полка Малороссии).

Отец его - Николай Петрович Савицкий, черниговский землевладелец, предводитель губернского дворянства, глава черниговской земской управы, член Государственного совета, действительный статский советник, член врангелевского Русского совета. Н.П. Савицкий с присущей ему решительностью отстаивал права земства, что иногда даже приводило к некоторым эксцессам. Но, несмотря на подчас возникавшие трения с местной властью, его деятельность по улучшению губернской инфраструктуры, которая находилась в ведении земства, была неизменно успешной. Ульяна Андреевна, мать Петра Савицкого, была “приветливая, прекрасная русская женщина” (Пушкарев С.Г. Воспоминания историка. Москва: Посев, 1999, стр. 92).

В 1911 г. в Чернигове подружился с историком Вадимом Модзалевским, под влиянием которого три года посвятил изучению истории Украины, а в 1914 г. на выставке украинской старины в Харькове представил коллекцию фотографий памятников архитектуры Черниговщины. В 1916 г. в соавторстве с Вадимом Модзалевским подготовил к печати книгу "Очерки искусства Старой Украины. Чернигов" (книга увидит свет только в 1992 г.). Весьма важно, что П.Н. Савицкий, зная и ценя культуру Украины и украинский язык, являлся при этом убежденным патриотом единого государства Российского.

В 1917 г. окончил Петербургский политехнический институт, был учеником Петра Бернгардовича Струве и Владимира Ивановича Вернадского и стал специалистом по экономической географии, в которую внес заметный вклад своими исследованиями степей и степных народов, анализируя взаимодействие социально-экономической истории и природной среды.

В 1917 г. работает заместителем торгового атташе – коммерческим советником в посольстве России в Христиании (Норвегия), затем переезжает в Москву, а после победы большевиков оказывается на Украине, где, как он пишет в одном из писем, «...я был гетманским солдатом особого корпуса и участвовал в сражениях в Киеве». В 1919 г. познакомился с будущей женой Верой Ивановной Симоновой.

В 1920 г. работал в правительстве Врангеля под началом П.Б. Струве в ведомстве иностранных дел, возглавлял внешнеэкономическое направление, ездил в Италию и Францию. В том же году вместе с остатками армии Врангеля прибыл из Крыма в Константинополь и попытался обосноваться в создаваемом русском поселении в Галлиполи, затем перебрался в Софию, где Струве начал издавать журнал "Русская мысль". Стал членом редакции и написал рецензию на брошюру Николая Сергеевича Трубецкого «Европа и человечество» (София, 1920), с чего и началось собственно Евразийство.

Там же в Софии в 1921 г. был издан первый евразийский сборник «Исход к Востоку. Предчувствия и свершения. Утверждение евразийцев. Книга 1» (авторы - Пётр Савицкий, Николай Трубецкой, Пётр Сувчинский, Георгий Флоровский). В 1922 г. там же был издан сборник «На путях». В Софии же Пётр Савицкий сблизился с профессором Ломшаковым, руководителем "Русской акции" правительства Чехословакии, и в 1922 г. переехал в Прагу заведовать кафедрой экономики Русского аграрного института. В Праге он снова встретил Веру Смирнову.

Анализируя географическое положение России, а также агроклиматические условия и расположение природных зон, он приходит к выводу, что Россия представляет собой целостный и вполне автономный природный мир, который существенно отличен как от Европы, так и от Азии. Это дало ему право говорить об особой географической среде - “континенте Евразия”, который охватывает не весь одноименный материк, а лишь его срединную часть - Россию. Основная его идея заключается в том, что Россия – особое цивилизационное образование, самостоятельный мир, самобытная геополитическая духовно-историческая реальность: «Евразия». Единство экономической, политической и культурной жизни представляет органически слитное «материковое хозяйство» и обеспечивает самодостаточность и независимость от Европы истории России-Евразии. Такое единство Савицкий называет «месторазвитием». Приведенные положения и есть теоретическое обоснования евразийства.

Согласно евразийцам, природная среда оказывает значительное влияние на менталитет населяющих ее народов, что и определяет суть месторазвития. Эта концепция была затем воспринята историком-евразийцем Г. В. Вернадским и даже П. Н. Милюковым, который не являлся сторонником евразийства. П.Н. Савицкого вообще можно считать основоположником русской геополитики. Этой тематике посвящены его монографии «Россия - особый географический мир» (Париж-Берлин-Прага, 1926), «Географические особенности России. Часть 1» (Прага, 1927), «Геополитические заметки по русской истории» (Прага, 1927) и множество статей в евразийской и другой периодике.

В русле русской «философии всеединства», вселенскости и соборности - мировоззрение Петра Николаевича отличалось универсальностью. Он сам писал о себе:

Мой рок, мой крест - универсальность.
Ее несу, как некий груз,
Как надоевшую банальность,
Как звенья неизбывных уз.

Пётр Николаевич Савицкий считал, что утвердившееся в исторической науке мнение, согласно которому русская государственность основана только на наследии Киевской Руси, не верно. По Савицкому, Киевская Русь, расположенная в меридиональном направлении по рекам, не отвечала требованиям общеевразийской государственности, которая предполагала объединение всего евразийского пространства в направлении с запада на восток. В Киевской Руси господствовал принцип “государственного минимализма”, что и привело к феодальной раздробленности и краху государства при нашествии монголов. Напротив, монголы, господствуя в “великом прямоугольнике степей” от востока до запада, добились подчинения оседлых народов. Впоследствии, избавившись от монгольского ига, русские переняли эту черту государственности Монгольской империи и после ее распада вновь объединили Евразию, но уже под главенством православной Московской Руси. Петровские реформы оценивались Савицким и другими евразийцами отрицательно, ибо они оторвали правящий слой от народной основы, что и стало отдаленной причиной революции и крушения Империи. Обоснованию данных идей посвящены работы П. Савицкого “Евразийская концепция русской истории” (неопубликованная рукопись), монография «“Подъем” и “депрессия” в русской истории» (Прага,1925) и много других.

В 1923 г. офицер врангелевской армии и племянник генерала Врангеля и агент НКВД евразиец Пётр Семенович Арапов познакомил Петра Савицкого с представителем организации «Трест» (якобы подпольной белогвардейской, действующей в Советской России, а на самом деле чекистской подстве), «мотором» «Треста», бывшим действительным статским советником Александром Александровичем Якушевым. В 1927 г. Петр Савицкий, вовлеченный в «игру» чекистов с белой эмиграцией, как бы тайно прибывает в Москву и принимает участие в якобы нелегальном собрании "Треста". Ему даже удается получить благословение Патриаршего местоблюстителя митрополита Крутицкого Петра (Полянского) на дальнейшую деятельность евразийцев. И из Москвы он без особых проблем возвращется в Прагу, где в том же 1927 г. женится на Вере Ивановне Симоновой.

Вёл эпистолярную полемику с занимавшим активную антисоветскую позицию своим учителем П.Б. Струве (1870-1944), который обвинял евразийство в компромиссе с большевиками.

С 1929 г. - профессор Русского народного университета и Карлова университета (Прага), преподает и развивает евразийское понимание русской истории. В 1935 г. преподает русский и украинский язык в Немецком университете (Прага), рождается сын Иван – будущий историк. В этом же году образуется Оборонческое движение, основанное на идее, что если произойдет война Гитлера со Сталиным, то нужно будет защищать Россию, а отец Николай Петрович Савицкий сходится в Праге с лидером партии "Крестьянская Россия" Сергеем Масловым.

В 1936 г. Пётр Николаевич Савицкий становится директором единственной в Чехословакии русской гимназии, ему предоставляется просторная казенная квартира с мебелью. В 1938 г. практически перестает существовать Евразийская организация. Немцы оккупируют Чехословакии. В 1941 г. умирает отец Николай Петрович Савицкий (похоронен на Ольшанском кладбище). Пётр Савицкий, продолжая преподавать украинский и русский языки в Немецком университете, заявляет о непобедимости России, что вызвало скандал и увольнение. Однако, оставаясь директором Русской гимназии, Пётр Николаевич Савицкий организовывал подпольные сходки евразийцев-оборонцев, которые поддерживали Советский Союз в войне с нацистским Третьим Рейхом. Успеху подпольной работы способствовало то, что в период преподавания Савицкого в Немецком университете Праги в 1930-е гг. одним из его студентов оказался будущий гауляйтер Праги, который, будучи уверен в «благонадежности» Савицкого, препятствовал его аресту гестапо. В 1944 г. Пётр Савицкий препятствует набору своих гимназистов в армию генерала Власова, и его увольняют с должности директора Русской гимназии и арестовывают. Его выпустили через пять дней и направили работать чернорабочим.

В мае 1945 г. – освобождение Праги, беседы с сотрудниками СМЕРШа на дому, приглашение поработать переводчиком на Потсдамской конференции. Затем – выселение из казенной квартиры, арест, самолетом отправлен в Москву, где жила младшая сестра Анна Николаевна Кренке, работница Ботанического сада АН СССР. Приговор – 10 лет лагерей, этапирован в мордовский Дубровлаг.

В 1948 г. внимание чекистов привлекли протоколы допросов Льва Карсавина, где он, в частности, пишет о патриаршем благословении евразийцев, которое получил Пётр Николаевич Савицкий в 1927 г. в Москве. В 1950 г. этапирован в столицу для нового дознания, но, несмотря на угрозы, отказался давать очерняющие показания и был возвращён в лагеря. В 1955 г. племянник Александр Николаевич Кренке из Москвы приезжает к нему на свидание. В 1956 г. освобожден и попросил советское гражданство, но получил отказ. В том же году вернулся в Прагу, где был встречен женой и сыном, начал работать в государственной комиссии по аграрной географии и списался по теме евразийства с Львом Николаевичем Гумилевым, находя его учение о «гении места» развития культуры близким к своему пониманию «месторазвития», в основе которого, кроме географического фактора, находится и «благая метафизика», т. е. духовные религиозно-философские ценности.

В 1960 г. там же в Праге умирает жена Вера Ивановна Симонова, а его самого власти Чехословакии арестовывают за издание в Мюнхене книги «Стихи» (под псевдонимом П. Востоков). Хотя в ней не было откровенно антисоветских заявлений, а судьба узника ГУЛАГа представала в духе христианского подвижничества, однако сам факт издания за рубежом рассматривался как преступление. Пётр Савицкий получил три года, но в 1961 г. благодаря протестам европейских правозащитников, в том числе Бертрана Рассела, а также Глеба Петровича Струве, - амнистирован. Чтобы существовать, он вынужден был заняться литературными переводами. На Археологическом конгрессе в Праге (1961) после ряда лет переписки произошла первая его личная встреча с Львом Николаевичем Гумилевым.

Пётр Николаевич Савицкий умер в Праге в разгар «Пражской весны» 13 апреля 1968 г. Его, как и отца, похоронили на Ольшанском кладбище. Он безгранично и даже, отчасти, слепо любил Россию и посвятил ей свою жизнь.


В избранное