На сегодня современная русская философия достигла высоких кондиций и реально претендует на мировое лидерство, поскольку один за другим ушли в мир иной классики ранее лидировавшей французской философии. Разбегаются глаза – сколько великолепных мыслителей расцвело вокруг! Не буду перечислять, чтобы никого не обидеть, но отмечу два момента – во-первых, наши философские звезды разновозрастны, так что эстафету есть кому передать, а во-вторых, все они (исключений пока не вижу) подпадают под общий
знаменатель того, что я называю Правой Верой. Пусть кого-то из них называют методологистами или православистами или постмодернистами или федорианцами или марксистами или трансгуманистами или нанолингвистами или неохайдеггрианцами или просто феноменологами – все они вышли из отечественной традиции всечеловечности и вселенскости и всеединства. И все резонируют с «прикладной эсхатологией» - то есть с тем, чего страстно ждёт мировая душа и мировое интеллектуально-духовное сообщество.
Не хватает только
орговика. Один-два-три орговика-промоутера – и прорыв, соизмеримый с успехом зародившихся у нас инфляционной модели Вселенной или того же Гугла. Ведь индийские философы, намного уступающие нам по силе, прорвались же на мировой философский рынок, прежде всего в США, да и наши философы, переехавшие за океан, - весьма преуспели (из классиков - Давид Зильберман, Михаил Эпштейн). А если не в одиночку, а тараном? Не вижу особых конкурентов.
Был на Старом Арбате в «Доме Алексея Фёдоровича Лосева» (Библиотека
истории русской философии и культуры) на презентации двух прекрасных книг – профессор Аза Алибековна Тахо-Годи «Лосев» (Издание 2-ое. - Москва: Молодая гвардия, 2007. – 544 стр. – серия «Жизнь замечательных людей») и доктор филологических наук Елена Аркадьевна Тахо-Годи «Художественный мир прозы А. Ф. Лосева» (Москва: Научное издательство «Большая Российская Энциклопедия», 2007. – 400 стр. – серия «Знаменитые имена Российской энциклопедии»). Народу – битком забит Большой зальчик (не менее сотни человек). Много
знакомых. И много интересностей узнал, весьма насыщенно проходят такие мероприятия. Но не буду вдаваться в оценки и соображения. Ещё важнее – атмосфера духовного единения. Очень кратко пообщался с Павлом Флоренским, Петром Палиевским и Сергеем Половинкиным.
Аза Алибековна держалась уверенно и убедительно. Поразительно повезло Алексею Фёдоровичу с ней как с женой и другом. Помню, почти полвека назад, в самом начале 1960-х годов, когда я помогал Лосеву и допоздна пропадал в Ленинке в спецхране или
зале новых поступлений, и в 21.45 меня выставляли вон, и я садился на свой мотоцикл и через пять минут был дома у Алексея Фёдоровича и Азы Алибековны, - начиналось самое интересное. Аза Алибековна готовила ужин и плотно нас кормила и подавала на десерт всякие вкусности, а я зачитывал Алексею Фёдоровичу выписки из запретных книг или новых поступлений, и мы втроем живо обсуждали. И настолько эти беседы-ужины были вдохновляющими, и я столь глубоко приобщался к традиции русской философии, - сейчас даже не верится,
что и мне в жизни улыбалось высокое духовное общение.
В своё время директор Дома-библиотеки Валентина Васильевна Ильина дала мне взаймы денег на покупку книг, когда шла распродажа, а я по дороге поистратился, и сегодня с благодарностью вернул долг. Очень неприятно себя чувствую, когда кому-нибудь должен.
Отсутствовал организатор Семинара «Русская философия (традиция и современность) заведующий отделом алгебры Математического института имени Владимира Андреевича Стеклова Российской Академии
наук член-корреспондент РАН Алексей Николаевич Паршин. Мне важно было узнать, почему Семинар взял тайм-аут.
Разъяснил мне ситуацию Альберт Васильевич Соболев. Оказывается, не было орговика, и Алексей Николаевич тянул лямку в одиночку. Семинар собирался два раза в месяц в Доме-библиотеке Лосева и Библиотеке-фонде «Русское Зарубежье» на Таганке. Надо было договариваться с выступающими, обеспечивать явку и подстраховываться от срыва, контролировать сайт и наполнять его контентом, заниматься техническим обеспечением и устраивать фуршеты на свои деньги, и т.п. Как всё это знакомо! Три с половиной года вёз воз Алексей Паршин
– а ныне не выдержал. В то же время как же без этого Семинара?
Если сказать пафосно, то я чувствую некую моральную ответственность за Семинар. Ведь он собрал актив нашего Университета Молодого Марксиста, организованного Юрием Луноковым, Игорем Кольченко и мной в 1963 году. Мы подтянули интеллектуальный цвет шестидесятничества. Это был либерально-патриотический форум. Почти все сильные мыслители того времени прошли через УММ. И они составили костяк Семинара, а сейчас собрания прекратились.
Спросил Альберта Соболева, чем я могу помочь. Оказывается, и с финансированием туго – нет у Алексея Паршина времени искать спонсоров. Спросил – сколько надо в месяц? Альберт назвал сумму. Я сказал, что готов платить безвозмездно, если Путин снова меня не расчихвостит до тла, как было восемь лет назад перед тогдашними президентскими выборами. Только бы Семинар жил!
Однако дело не только в деньгах. Алексей Паршин изнемог в организационных хлопотах, а он, как и все мы, человек творческий. Нужен орговик.
Все участники Семинара или очень заняты, или не обладают энергетикой и способностью руководить. За деньги же люди не работают, это известно, и никакой зарплатник-наемник не выручит, я сам тысячу раз пробовал, - нужен человек, работающий за идею. На горизонте у актива Семинара никого нет. Я обещал подумать. Может быть, переманить орговиков из существующих интеллектуальных тусовок, как переманивают классных игроков в футболе и в политике? Но тусовки уже сложились, я знаю по крайней мере пять, и там тоже с орговиками
напряг. Может быть, предложить Алексею Сергеевичу Нилогову, он активный, но сможет ли он найти общий язык с Алексеем Николаевичем? В тупике! Как же спасти Семинар и как вообще двинуть русскую философию в мировой прорыв?