Соединенные Штаты Америки – шедевр мировой истории, наивысшее государственно-политическое достижение низовой субъектности (роман Жюль Верна "Таинственный остров" - модель и гимн американского идеала). Дюжина масонов, сплотившихся в Новом Свете в последней трети XVIII века ("отцы-основатели" США), выработали правила игры и создали общество, которое, начав почти с нуля, - в ХХ веке вышло в мировые лидеры. В Гражданской войне между субъектно-буржуазными штатами Севера и
недосубъектно-рабовладельческими штатами Юга в 1861-1865 победили противники олигархическо-плантационных порядков, и был принят Хомстед-акт Авраама Линкольна, наделявшей всех желающих землей как почвой экономической самодостаточности и потому субъектности, и ещё стремительнее стал развиваться американский империализм, американская экспансия. И уже к 1920 году низовая субъектность США почувствовала себя чрезвычайно уверенно, что выразилось и в перехвате инициативы у Старого Света в сфере международных отношений,
и в новых электоральных правилах, предусматривающих предоставление права голоса женщинам (то есть прежде всего американским бабулькам). Оставались несколько обделенными чернокожие афроамериканцы, хотя Владимир Ильич Ленин в статье «Русские и негры» (1913) указывал, что освобожденные вооруженным путем американские рабы больше продвинулись к субъектности, чем освобожденные половинчатым реформаторством русские бывшие крепостные. На эту тему я писал 15 марта 2007 года в заметке Варианты догоняющего развития:
«Догоняющее развитие отличается от первопрорывного прежде всего тем, что инициативу здесь проявляет не столько низовая, сколько верховая субъектность. И не всегда низовая субъектность прорывается
наверх, поскольку затеявшие модернизацию верхи не склонны отдавать командные позиции. Недосубъектизация приводит к недомодернизации и часто к откату назад, к исторической неудаче. Догоняющее развитие может обернуться порочным кругом «благие намерения - авторитаризм – десубъектизация». Владимир Ильич Ленин рассмотрел эту принципиальную разницу между субъектизацией снизу и субъектизацией сверху в заметке «Русские и негры» (1913). Американские рабы, писал Ленин, были освобождены не сверху, а как бы сбоку в ходе
Гражданской войны "менее реформаторским", то есть более революционным, путем, чем русские крепостные, освобожденные сверху. "Поэтому теперь, полвека спустя, на русских осталось гораздо больше рабства, чем на неграх" (т. 22, стр. 345). И если американские негры опережали русских крестьян, то негры из Африки находились примерно на таком же досубъектном уровне. Русские дворяне-офицеры, эмигрировавшие после поражения в нашей Гражданской войне и перешедшие на службу бельгийским колонизаторам в
Конго, быстро убедились а этом, если судить по их мемуарам, и приспособили конголезцев к холопству и обращались с ними так же, как привыкли в своих поместьях обращаться с крестьянской обслугой – «Ванька! Водки!». А на сегодняшних русских – ещё больше рабства, чем на неграх сегодняшней Африки, которые хотя бы восстают против своих живодеров, в отличие от моих соотечественников, которые терпят и покорно голосуют за своих вампиров и тихо вымирают».
Разумеется, WASPы («белые англо-саксонские протестанты»)
стояли у истоков США и политически, экономически и культурно доминировали и продолжают доминировать в истории этой страны, как и китайцы в трехэтническом Сингапуре или малайцы в соседней столь же трехэтнической Малайзии или русские в Российской империи и СССР. Однако тесное соседство с недосубъектизированными афроамериканцами и латинас порождало сплошной дискомфорт, ибо цветные заполнили криминальную нишу после того, как ранее доминировавшие в ней ирландцы и итальянцы «выбились в люди», то есть «критическая
масса» их добилась экономической самодостаточности и стала главенствующей в своей этнической общине и преодолела её фрустрацию, стимулирующую преступность. И вот великий правоверно-протестантский темнокожий Мартин Лютер Кинг провозгласил поход против бедности и фрустрации своих соэтников и собрал «критическую массу» орговиков-соратников и организовал Всеамериканское движение за гражданские права.
Это не была чисто надстроечная затея. Замысел был прост – повторить путь итальянцев «в люди», добиться
форсированного взращивания «критической массы» афроамериканских и испаноязычных самодостаточников-субъектников. И надо было заручиться поддержкой и пониманием продвинутых «уоспов», чтобы принять общенациональные законы-меры для решения этой грандиозной задачи. Вообще начало 1960-х годов – время обновления и перемен в США. Президент-демократ Джон Кеннеди, великий подвижник Мартин Лютер Кинг! При них американское общество приняло решение помочь этническим общинам подняться к субъектности, предоставив самым активным
их членам преимущества в получении образования и создания собственного бизнеса. Стала реализовываться великая общенациональная «программа аффирмативных действий» по взращиванию этнической низовой субъектности. Эта программа, которую в целом удалось успешно реализовать уже к началу 1980-х годов, многое заимствовала от «ленинской национальной политики» (форсированное подтягивание этнических окраин к уровню развития русских регионов) и в свою очередь чрезвычайно повлияла на схожие программы достижения межэтнической
гармонии в тех же Сингапуре или Малайзии и в ряде других стран. Оказалось, что не так страшен черт, как его малюют, и «инородцы» вполне могут стать нормальными соседями по дому и партнерами по бизнесу и включиться в устойчивое развитие мультикультурного общества, если самодостаточники-субъектники среди них возьмут верх.
Лет сорок назад видел по ТВ, как на автобусах под охраной белых полицейских развозили черных ребятишек по «белым» школам американского Юга (подпрограмма «басинг») и как возмущались
белые американцы этим вторжением государства в их жизнь и не всегда понимали, к чему приведут все эти потакания «черным». Но программа аффирмативных действий шаг за шагом осуществлялась, хотя не без издержек в виде гипертрофированной пресловутой «политкорректности». Расизм практически изжит ныне в США, и даже есть некоторые перехлесты в сторону «цветного расизма». Но как же без перехлестов? Не раз встречался с известным борцом за права белых американцев симпатягой Дэвидом Дюком и даже однажды, когда прогуливался
с ним по территории Высшей комсомольской школы в Вешняках, оказал ему первую помощь – он поскользнулся и со всего размаха шлепнулся затылком о тротуар. Мы обсуждали перспективы США в виду роста цветного населения в этой стране. Проблема есть, конечно. Мультикультурализм – некий временный выход. Но он успокаивает уоспов, как путинская «стабилизация» успокаивает многих русских в РФ. И Дюку тяжело собрать много сторонников в США, и наше ДПНИ тоже пока не может похвастаться массовой поддержкой. Вопросы остаются
открытыми, обсуждения надо продолжать.
По мере укрепления позиций самодостаточников-субъектников в этнических общинах и их интеграции в американское общество усиливается их властное представительство в США. И надо сказать, что те же афроамериканцы выдвинули из своих рядов ряд сильных политических фигур. Мартин Лютер Кинг вообще стал общеамериканской иконой, и даже католики признали его святомучеником, а приуроченный к его дню рождения (он родился 15 января 1929 года) третий понедельник января (в
этом году – 21 января) отмечается как национальный праздник. А из новых политиков на меня большое впечатление производил госсекретарь США Колин Пауэлл, да и нынешняя госсекретарь Кондолиза Райс вполне субъектна и обладает рядом достоинств. И вот новая темнокожая политическая звезда США – Барак Обама. После вчерашних праймериз в Айове он выглядит очень вероятным следующим американским президентом. Он намного обошел всех остальных кандидатов от демократов – и бывшего сенатора Джона Эдвардса, и даже столь популярную,
казалось бы, сенатора Хиллари Клинтон. И Барак Обама выступает под субъектным лозунгом – «Change!» («Чейндж! Перемена!»). И он подчеркивает, что многоэтническая Америка – это «одна нация, один народ». Его стиль внушает доверие американцам.
Но и республиканец Майк Хаккаби выглядит мощно. Он – бывший губернатор штата Арканзас, и он обошел не только бывшего губернатора штата Массачусетс миллиардера Митта Ромни, но и небезызвестного сенатора от Аризоны Джона Маккейна. Гонка на этих кокасис (по-индейски
«выборы вождя») – воистину захватывающая. Отбор жесточайший. И очень интересно, что дальше будет с США, и что будет с КНР, и что будет с нами.