Неоднократно со слов своего давнего друга чекиста и бывшего министра и посла Николая Николаевича Месяцева приводил слова Иосифа Виссарионовича Сталина, сказанные им в Кремле на встрече с будущими своими преемниками-продолжателями. Молодой Николай Месяцев, будучи выдвиженцем и перспективником, присутствовал на этой доверительной беседе с вождем. И Сталин рассуждал о том, какими способами лучше всего удерживать людей в повиновении. «Прежде всего, - изрёк отец и учитель, - надо бить их по пузу!»
Рецепт нехитрый. Ясно, что если человек низведен голодом и вообще нищетой до животного состояния и нуждается прежде всего в пище, которой у него нет для себя и своих детей, то он просит милости у окружающих и у Бога - и прежде всего у своего Хозяина, у Барина, у Работодателя, у Царя. Ему не до политики и не до восстаний. И восстают, как свидетельствует история, не голодные рабы, а недонасытившиеся средние.
Приводят также притчу, связанную со Сталиным. Якобы на подобном же коучинге с преемниками,
отвечая на тот же вопрос, как лучше удерживать народ в покорности, Иосиф Виссарионович повелел принести ему курицу, затем живьём ощипал её на глазах внимавших и риторически вопросил – «Теперь куда она побежит?». И опустил на пол. И ощипанная курица не кинулась куда-то прочь от мучителя, а прижалась к его сапогу.
Все эти простенькие приемы управления досубъектной массой (или десубъектизации = ощипывания её) преподаются в училищах КГБ, да и я, когда доцентствовал в вузах, всегда приводил эти примеры
– чтобы выбить дурь о том, что якобы нищие движут историю, восставая против своих угнетателей. Повторяю – восстают всегда не страдающие от голода, а те, которые уже вкусили и у которых поэтому разгорелся аппетит и вскипел разум возмущенный, что пищи недодано или она «червивая» (этот архетип обыгран Сергеем Эйзенштейном в фильме «Броненосец Потемкин»).
И вот сейчас, просматривая френд-ленту, в Живом Журнале
Ярослава Грекова нашел следующий отрывок из Политического завещания мудрого кардинала герцога де Ришелье:
«Все политики согласны, что ежели народ будет в достатке, то невозможно будет содержать его в границах его обязанностей. Они основываются на том, что, имея меньше знаний, чем другие сословия государства, несравненно лучше воспитанные и более образованные, народ едва ли оставался бы верен порядку, который ему предписывают разум и законы, если бы он не был до некоторой степени сдерживаемый нуждою.
Разум не позволяет освобождать его от каких бы то ни было тягот, ибо, теряя в таком случае знак своего подчинения, народ забыл бы о своей участи и, будучи освобожден от податей, вообразил бы, что он свободен и от повиновения.
Его, народ, должно употребить ослам, которые, привыкши к вьюкам, портятся от долговременного покоя больше, нежели от работы, но чтоб та работа была в меру, и бремя оных животных равно было их силе» (http://klio.tsu.ru/testament.htm).
Нет ничего нового под Солнцем, история остается неисчерпаемым кладезем премудрости, и лучше не блудить в надстроечных абстракциях, особенно в рационалистических догмах
Просвещения, а зреть в земной корень и руководствоваться базисной конкретикой. И понимать, что большинство правителей – не идиоты, и они знают заветы Ришелье и советы Сталина, и некоторые немилосердные предпочитают следовать им и ощипывать доставшуюся им курицу живьём, чтобы облегчить бремя управления подвластными.