Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скурлатов В.И. Философско-политический дневник


К хронологии Рождества Христова

 

Путаницы с датировкой событий Священной Истории предостаточно, но с Рождеством вроде бы разобрался, когда обосновывал необходимость введения «нулевого года» в начале нынешнего летоисчисления и с учётом этого хронологического «нуля» строил свою Хронологическую таблицу. Подсказку даёт Апостол Лука, который, согласно преданию, написал главный образ нашей Святой Руси – икону Владимирской Божией Матери, обретенной «первым великороссом» святым князем Андреем Юрьевичем Боголюбским в майскую ночь 1155 года в Вышгороде на Днепре над Киевом. И Апостол Лука очень внимательно проследил моменты Божьего Материнства от Зачатия до Рождества, причем в сопряжении с моментами зачатия и рождения пророка Иоанна Крестителя. В первых словах своего Евангелия он говорит:

«1. Как уже многие начали составлять повествования о совершенно известных между нами событиях, 2. как передали нам то бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова, 3. то рассудилось и мне, по тщательном исследовании всего сначала, по порядку описать тебе, достопочтенный Феофил, 4. чтобы ты узнал твердое основание того учения, в котором был наставлен».

Итак, вот итоги «тщательного исследования» Апостола Луки. Начнем с «неплодной» и находящейся «в летах преклонных» Елисаветы из рода Аронова. Она зачала и «таилась пять месяцев», «в шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария» (Лука 1:7, 24,26-27). И Ангел сказал Марии – «зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус» (31). Мария засомневалась, ибо ещё не знала мужа, но Ангел сказал Ей в ответ – «36. Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц, 37. ибо у Бога не останется бессильным никакое слово». Иначе говоря, на Елисавету и Марию выпало бутстрепирование исходной Программы, и оба бутстрепа взаимосвязаны и вошли в резонанс, когда Мария навестила Елисавету – «Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святого Духа» (1:41).

«56.Пребыла же Мария с нею /Елисаветой/ около трех месяцев, и возвратилась в дом свой. 57.Елисавете же настало время родить, и она родила сына». Так в резонансе с уже зачатым и рядом взрастающим до трех месяцев Иисусом Христом родился Иоанн Креститель. «67. И Захария, отец его, исполнился Святого Духа и пророчествовал, говоря:… 76. И ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего, ибо предыдешь пред лицом Господа приготовить пути Ему, 77. дать уразуметь народу Его спасение в прощении грехов их, 78. по благоутробному милосердию Бога нашего, которым посетил нас Восток свыше».

Отметим, что имена как Иоанна, так и Иисуса были даны до их зачатия, то есть они были закодированы в Программе изначально. Ангел Гавриил (тот самый как бы «системный администратор» Программы ангел Джебраил, который сообщал пророку Мухаммеду суры и аяты Священного Корана) сказал Захарии – «жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн» (Лука 1:13). А когда родился Сын Человеческий, то, «по прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать Младенца, дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве» (Лука 2:21).

В заметке о «нулевом годе» я сопрягал зачатия и рождения Иоанна Крестителя и Иисуса Христа с ключевыми моментами солнечного годового цикла. Елисавета зачала Иоанна в день осеннего равноденствия примерно 22-23 сентября, а Мария забеременела Иисусом в день весеннего равноденствия примерно 20-21 марта. Иоанн Креститель родился в день летнего солнцестояния 20-21 июня (день Иоанна Крестителя), а Иисус Христос – в день зимнего солнцестояния 21-22 декабря. Обрезание и дарование имени Ему делали на восьмой день, то есть на Новый Год. Пожалуй, лишь Новый Год является поэтому истинно христианским праздником в солнечном годовом цикле, ибо до обрезания Иисуса Христа на восьмой день после Его рождения (Рождества) в самый короткий день в году всё человечество тысячелетиями праздновало-отмечало дни весеннего и осеннего равноденствия и летнего и зимнего солнцестояния (у славян соответственно Великдень, Таусень, Купала и Коляда). А вот христианская Пасха, сопряженная с Воскрешением Иисуса Христа, - рассчитывается не только по солнечному годовому, но и по лунному (менструальному) циклу согласно правилу «Пасха празднуется в первое воскресенье после весеннего полнолуния» (весеннее полнолуние - это первое полнолуние, наступившее после дня весеннего равноденствия). Александрийская и григорианская Пасхалии основаны на этом принципе.

Почему же православные празднуют Рождество не в самый короткий день года, а сегодня 7 января, уже после Нового Года? Какой-то вздор получается, обрядоверие зашло в тупик. Чёткое выделение астрономических моментов осеннего и весеннего равноденствий и летнего и зимнего солнцестояний позволяет поставить христианскую хронологию на понятную и твердую правоверную основу, сопряженную с Программой всего мироздания.

А пока продолжаются споры между приверженцами западного григорианского (новый стиль) и восточного юлианского (старый стиль) календарей. Промежуток между двумя одноименными равноденствиями называется тропическим годом, который и принят для измерения времени. Тропический год составляет приблизительно 365,2422 солнечных суток, поэтому равноденствие приходится на разное время суток, передвигаясь вперёд каждый раз почти на 6 часов. Юлианский год заключает 365¼ суток. Вставной день високосного года возвращает равноденствие на прежнее число года. Но тропический год немного меньше юлианского, и равноденствие в действительности медленно отступает по числам юлианского календаря. В григорианском же летоисчислении вследствие пропуска 3 дней в 400 лет оно почти неподвижно (григорианский год в среднем составляет 365,2425 суток).

Рассмотрим аргументы сторонников безнадежно устаревшего и противоречащего здравому смыслу нынешнего православного (юлианского) календаря, которые кандидат исторических и также кандидат физико-математических наук, доцент Исторического факультета МГУ Андрей Юрьевич Андреев излагает в статье Какое Рождество правильное: Юлианский и Григорианский календари?:

«Даже школьник легко ответит, что Земля делает полный оборот вокруг Солнца не за 365 дней и 6 часов (как предписывает юлианский календарь с его периодичностью – три года по 365 дней и один, високосный – по 366), а на несколько минут быстрее, с веками эти минуты накапливаются в дни – вот поэтому новый календарь и поправил ошибку старого. И этот, казалось бы, очевидный школьный ответ будет совершенно неправильным!

Оказывается, новый стиль ничуть не точнее старого, а скорее наоборот. Для того чтобы разобраться в том, что именно «врут календари», нужно понять как астрономические аспекты проблемы, так и её исторические последствия и сам смысл календарной реформы Григория XIII, который весьма далек от школьных представлений о ней. Но начнём мы с обсуждения довольно сложных ответов на один простой вопрос.

Что такое год?

Как известно, Земля движется по кругу. Значит ли это, что вместе с Землёй мы как бы движемся по кольцевой дороге и оказываемся спустя год у одних и тех же километровых столбиков? Иногда даже говорят, что наш день рождения означает как бы возвращение на свою «космическую родину», в ту точку пространства, где мы появились когда-то на свет.

Конечно же, нет. Во-первых, по представлениям современной физики никакого «абсолютного пространства», в точку которого Земля возвращалась бы из года в год, просто не существует. В этом смысле мир Эйнштейна с его относительностью движения, если можно так сказать, «закрывает» открытие Коперника и спор, что вокруг чего вращается – Земля вокруг Солнца или Солнце вокруг Земли. Ответ на него зависит от «точки зрения» или, как говорят в физике, от выбора системы отсчёта.

Во-вторых, даже если мы выберем систему отсчёта, которая «близка» к абсолютному пространству (скажем, свяжем её с далёкими звёздами, которые будем считать неподвижными), то мы увидим, что не только Земля вращается вокруг Солнца, но и Солнце – вокруг центра Галактики со скоростью примерно 200 км/сек, в свою очередь, вся Галактика – относительно центра местного скопления галактик и т.д. Так что и в этом случае мы не вернёмся в прежнюю точку, где были год назад. Таким образом, круговое движение Земли совсем не похоже на кольцевую дорогу, оно не имеет абсолютного смысла. Смысл имеет лишь относительное расположение Земли и Солнца, Земли и Луны, Земли и планет Солнечной системы, наконец, Земли и звёзд. А, значит, и год будет неоднозначным понятием, зависящим от того, какое движение мы рассматриваем, и в какой системе отсчёта. Убедимся в этом на наиболее очевидном для нас примере - солнечного года.

Что, вообще, может служить определением продолжительности года? Казалось бы, ясно - полный оборот Земли вокруг Солнца. Однако, мы, находясь на Земле, видим нечто иное: Солнце описывает дуги по небу, поднимаясь то выше (лето), то ниже (зима). Происходит смена времен года. Когда вновь наступает лето, Солнце так же высоко стоит над горизонтом, как и год назад. Поэтому, с земной точки зрения, год - это возвращение Солнца в какую-либо точку неба (по высоте). Таких точек, по отношению к которым удобно следить за течением года, выбирают несколько, но самой общепринятой является точка весеннего равноденствия.

Как точнее определить этот момент? Если смотреть с далеких звёзд, то вся Земля вращается вокруг своей оси, но сама ось, т.е. Северный и Южный полюса, не вращается. Поэтому на полюсе нет смены дня и ночи, там полгода - день, а полгода - ночь. Но в момент весеннего равноденствия граница между днём и ночью на Земле проходит строго через земную ось (день равен ночи), а это значит, что на Северном полюсе происходит рассвет (а на Южном - закат). Итак, равноденствие - это конкретный, видимый на Земле момент, когда на Северном полюсе показываются первые лучи восходящего Солнца. Наблюдатель на Северном полюсе видит воочию границу года и может точно измерить его продолжительность: в астрономии она получила название тропического года.

Но помимо тропического года, проходящего между двумя весенними равноденствиями, существует и другой промежуток - звёздный год. Именно он соответствует полному обороту Земли вокруг Солнца, если смотреть на них относительно далеких неподвижных звёзд. Почему же они разные? Всё дело в т.н. прецессии земной орбиты (известной еще астрономам древности). Если бы мы смотрели со звёзд, то увидели, как момент нового равноденствия наступает немного раньше полного оборота Земли вокруг Солнца, до которого Земля «недокручивает» чуть больше 20 минут.

Приведём конкретные цифры: звёздный год равен 365 дней 6 часов 9 минут 10 секунд, а тропический - 365 дней 5 часов 48 минут 46 секунд. Как видим, Земля делает оборот вокруг Солнца не быстрее, как говорят в школе, а почти на 9 минут медленнее нашего юлианского года в 365 дней и 6 часов. Тропический же год (а с ним, скажем, забегая вперёд, и григорианский календарь) отстаёт от юлианского на 11 минут, а от астрономического - почти в два раза больше.

На какой же год опираются календари? Ответ здесь зависит от традиций и условий жизни цивилизации, которая составляла календарь. В древнем Египте, например, вся культура, земледелие тесно связаны с Солнцем, и даже день летнего солнцестояния приобретал священный смысл - в этот день происходил разлив Нила. Поэтому египтянами был составлен солнечный календарь, но не точный, поскольку год в нём длился ровно 365 дней, из-за чего день солнцестояния (как и равноденствия) постоянно смещался по календарю и описывал полный цикл за 1461 год, которому также было придано сакральное значение. Однако кроме солнечного существует ещё и лунный цикл, внимание на который обращалось в календарях других древних цивилизаций (например, китайцы, евреи, мусульмане). Луна также периодично меняет фазы, на основе которых можно построить лунный календарь, в котором есть свой промежуток лунного года (12 месяцев, 354 дня). Поскольку лунному году не хватает до солнечного около 11 дней, то вводятся способы согласовать их в т.н. солнечно-лунных календарях с помощью добавочных месяцев, появляющихся с определенной периодичностью. Самый точный из календарей последнего типа (и, одновременно, самый сложный) - еврейский. Он предсказывает фазы луны настолько точно, что может дать ошибку в один день не более чем на масштабе 20 тысяч лет.

А теперь сделаем важное утверждение: юлианский календарь является солнечно-лунным, т.е. он согласовывает солнечный год с фазами луны так, что каждые 19 лет одни и те же фазы падают на те же числа календаря. Этот 19 летний цикл сохраняется с хорошей точностью - существенная ошибка в одни сутки набегает лишь за 300 с лишним лет.

Григорианский же календарь является чисто солнечным, поскольку он привязан только к тропическому году. Его главной отличительной чертой является то, что весеннее равноденствие всегда падает на 21 марта, в то время как в юлианском оно постепенно смещается в сторону более ранних чисел. Григорианский календарь введён папой Григорием XIII в 1582 году. Римский папа выбросил из этого года 10 дней (с 4 по 14 октября), а также ввёл правило, по которому в будущем из каждых 400 лет юлианского календаря для выравнивания с тропическим годом будут выбрасываться 3 дня.

Как можно оценить такое решение с астрономической точки зрения? Папа счёл, что Солнце раньше «отставало», и поэтому решил «подтянуть» равноденствие к 21 марта (о том, зачем он это сделал - чуть ниже). Но как же быть с другими циклами: ведь Луна, остальные планеты, наконец, звёзды не перешли по приказу папы в своих орбитах на 10 дней вперёд! Относительное их движение «перетянулось» в другую сторону, т.е. привело к ошибке с опережением. Тем самым:

а) нарушилось согласование лунного и солнечного цикла, которое было в юлианском календаре, что привело к большой ошибке григорианского календаря по сравнению с лунным, причём эта ошибка носит неустранимый характер, так как только увеличивается с каждым новым «выкидыванием» дня);

б) значительно запутались астрономические вычисления положения планет на небе. Вся их периодичность расстроилась, т.к. в самом 1582 году оказалось на 10 дней меньше нужного.

в) с позиций небесной механики не очевидны сами преимущества нового календаря и его точность - ведь астрономический звёздный год лучше приближается юлианским календарём!

Итак, астрономических, т.е. сугубо прикладных научных обоснований у нового календаря явно не хватает, иначе бы его ввели ещё в глубокой древности, где о многих из этих неточностей уже прекрасно знали. Заметим, что и в новое время процесс принятия григорианского календаря в Европе растянулся почти на два века, и решающую роль в нём играли далеко не выгоды учёных. Зачем же был введён новый календарь?

Смысл календарной реформы

Почему именно тропический год был выбран для нового календаря? Иногда говорят, что он лучше соответствует «природному циклу». Да, если Вы живёте на Северном полюсе - у Вас есть настоятельная необходимость пользоваться григорианским календарём. Но, скажем, в наших широтах приход весны едва ли зависит от дня весеннего равноденствия, а календарные недостатки заглушаются колебаниями климата.

Вам хочется «правильно» отмечать дни рождения? Но ведь мусульмане празднуют свои годовщины по чисто лунному календарю, который не согласован с солнечным (т.е. его месяцы смещаются по солнечному году)! А поколение наших дедов, родившихся до 1918 г. - все ли они переводили свои дни рождения на новый стиль? Ведь, в самом деле, день рождения - это лишь метка в году, возможность праздника, и вряд ли стоит озадачиваться при этом, в какой точке земной орбиты находишься.

Вообще, на наш взгляд, для гражданских целей годится любой календарь. Поэтому перейдём к главной содержательной особенности нашей проблемы: и юлианский и григорианский календарь являются церковными календарями и не могут рассматриваться в отрыве от церковных установлений. И хотя часто пишут, что григорианский календарь является «гражданским» или светским - это заведомая неправда, основанная на незнании конкретных фактов календарной реформы.

Церковный год в христианстве - это неразрывная связь неподвижных праздников, связанных с определенными днями года (как, например, Рождество - 25 декабря), и подвижных, отсчитываемых от важнейшего - Пасхи, определение которой связано с сочетанием солнечного и лунного календарей. У реформы Григория XIII была сугубо церковная цель - скорректировать пасхалию, т.е. даты празднования пасхи. Эти даты были канонически установлены на знаменитом Никейском соборе в середине IV века н.э. в виде простого правила: пасха празднуется в первое воскресенье после первого полнолуния после весеннего равноденствия, приводились и конкретные даты полнолуний для 19-летнего лунного цикла. Однако, заметили папские учёные, равноденствие теперь ушло на 10 дней - в XVI веке оно наступало 11 марта, тогда как в IV веке - 21 марта. Отсюда следовал вывод – «вернуть равноденствие на надлежащее ему место», что дословно зафиксировано в папской булле. После этой операции, как считал папа, можно опять пользоваться каноническим правилом Никейского собора. Но папа ошибся. Григорий XIII и его окружение показали полнейшее непонимание сути решения Никейского собора, смысла пасхалии, установленной, заметим, выдающимися учёными древности.

/МОЙ КОММЕНТАРИЙ: Необходимо держаться священного дня весеннего равноденствия 21 марта, ибо в этот день был зачат Иисус Христос! И не светский день 8 марта надо считать «женским днём», а 21 марта надо чтить как День Богородицы. Воскресение Христа производно от Зачатия Христова и привязано к нему/

Празднование пасхи и приготовление к нему напоминает о евангельских событиях: распятии Христа, произошедшем в день пасхи иудейской, и его последующем воскресении. Важно, что иудейская пасха празднуется по еврейскому календарю 14-15 нисана (первый весенний месяц) и как раз соответствует полнолунию. Это полнолуние наступает после весеннего равноденствия, поэтому смысл Никейского канона - христианская пасха (день воскресения) празднуется в первое воскресенье после пасхи иудейской. Но в результате «подтяжки» календаря на 10 (а теперь уже на 13) дней календарное согласование солнца и луны, т.е. между юлианским и еврейским календарями, сбилось, и поэтому первое полнолуние после весеннего равноденствия по новому стилю может наступить до иудейской пасхи. Католическая пасха тогда предшествует (а иногда даже совпадает) с иудейской пасхой, что нарушает сам смысл праздника. Это нарушение попадает под осуждение сразу нескольких церковных соборов, объявлявших тех, кто празднует христианскую пасху вместе с иудейской, - еретиками.

Итак, Никейская пасхалия (т.е. определение дат полнолуний исходя из 19-летнего лунного цикла в юлианском календаре) остается верной и сейчас, только это уже не обязательно первые, но могут быть и вторые полнолуния после весеннего равноденствия. Православная пасха всегда наступает после иудейской, как и должно быть по Евангелию. Таким образом, с церковной точки зрения календарная реформа Григория XIII потерпела полный крах, что и было зафиксировано уже в следующем 1583 году, когда патриархи восточных церквей осудили реформу.

Наконец, если новостильная пасхалия не верна, нельзя ли принять компромиссный вариант - сохранить старую пасхалию, но неподвижные праздники (например, Рождество) праздновать по новому стилю?

Заметим, при этом теряется сама цель реформы Григория XIII - ведь он корректировал именно пасхалию. Но всё-таки, пусть мы почему-то хотим иметь равноденствие именно 21 марта как неподвижную дату, а пасху праздновать по-старому, православно. Это не нарушает соборные постановления и, тем не менее, означает существенную богослужебную реформу. Её последствия немедленно ощутит каждый верующий: ведь все неподвижные праздники сдвинутся тогда относительно подвижных на 13 дней вперёд. Нарушится слагавшийся веками ритм церковного года, например, может, вообще, исчезнуть Петров пост - один из четырёх важнейших в православии; а поскольку каждые сто лет разница стилей будет всё увеличиваться, то смешение праздников будет всё возрастать, а когда-нибудь (теоретически) даже Пасха может совпасть с Рождеством.

Итак, юлианский календарь, благодаря своей внутренней согласованности, единственный удовлетворяет требованиям церковного года. Отказ от него был бы тяжелейшей ошибкой, и именно поэтому его сохранила Православная церковь».

МОЙ КОММЕНТАРИЙ: Выше наглядно продемонстрировано, как в угоду закосневшему сложившемуся обрядоверию попирается здравый смысл. Разве церковный год не должен отражать-воспроизводить нулевой священный год? Вот его вехи, сопряженные с ритмом мироздания - от зачатия Иоанна Крестителя 22 сентября и Иисуса Христа 21 марта до рождения Иоанна Предтечи 21 июня и затем Рождества Христова в самые короткие дни года, а затем следующего на восьмой день после Рождества христианского Нового Года, когда в храме свершено было обрезание Младенцу и дано Ему предвечное имя Иисус. Нам же продолжают навязывать сущую путаницу, когда Новый Год предшествует Рождеству и когда вообще забыто о священном смысле зимнего и летнего солнцеворота и осеннего и весеннего равноденствия. Хватит сбивать людей с толку, вернемся же к евангельской ясности, проведем же вслед за Апостолом Лукой, говоря его словами, «тщательное исследование всего сначала, … чтобы ты узнал твердое основание того учения, в котором был наставлен» (Евангелие от Луки 1:3-4).


В избранное