Виталий Третьяков хвалил свою сегодняшнюю программу «Что делать?» на телеканале «Культура», но она оказалась очень пустой, поверхностной. Обсуждали – что будет делать Дмитрий Медведев после своего избрания президентом РФ, как распределятся роли в дуумвирате Путин-Медведев, роль Запада и т.п. На эти вопросы я давно ответил, следуя компаративистике – просто сравнивал, как решал схожую проблему «третьего срока» венесуэльский «национальный лидер» Хуан Висенте Гомес в 1909-1935 гг. Режим Путина
фактически один к одному соответствует режиму Гомеса. Как известно, этот диктатор правил под лозунгом «Единство, мир и труд». «Тиран, - оценивают его дела историки, - мнил себя благодетелем нации, приписывая себе все те успехи, которых достигла в первой трети ХХ века Венесуэла, главным образом благодаря эксплуатации нефтяных месторождений: когда Гомес пришел к власти, страна имела сто тридцать пять миллионов боливаров внешнего долга и годовые расходы на четыре миллиона превышали доходы – в начале /19/30-х годов
у Венесуэлы не было никаких долгов и казна насчитывала девяносто шесть миллионов боливаров. Подобные факты оказались способными заворожить даже такого горячего поборника свободы, как Гарсиа Маркес, заявившего недавно, что «Гомес был личностью настолько яркой, что венесуэльцы не могли устоять перед искушением и реабилитировали его как выдающегося венесуэльца… не забывая его зверства, его жестокость, всего того, что он натворил, они все-таки стараются помнить и то, что в характере этой личности было национальным.
Потому что он, конечно, отличался интуитивным умом, поразительной народной мудростью» (Латинская Америка, Москва, 1980, № 1, стр. 107-108). Эти слова немедленно вызвали отповедь Мигеля Отеро Сильвы. «Гомес, - сказал выдающийся венесуэльский писатель, - был монстром, державшим нашу страну в страхе, убившим и замучившим тысячи и тысячи венесуэльцев, чудовищем, которое правило нашей страной наиглупейшим образом» (Латинская Америка, Москва, 1980, № 9, стр. 110)» (Силюнас В. Время и судьба в романе Услара Пьетри
// Услар Пьетри А. Заупокойная месса: Роман / Перевод с испанского; Послесловие В. Силюнаса. – Москва: Радуга, 1984, стр. 286-287).
Под рукой держу два классических венесуэльских романа об эпохе Гомеса, написанных современниками и участниками событий – Мигель Отеро Сильва «Лихорадка» (Miguel Otero Silva. Fiebre. 1939) и Артуро Услар Пьетри «Заупокойная месса» (Arturo Uslar Pietri. Oficio de difuntos. 1976). В них, помимо Гомеса, изображены прототипы-аналоги Дмитрия Медведева и других «преемников»,
а также Глеба Павловского, участвовавшего в беседе у Виталия Третьякова. Повторяю – стадиально или по фазе Венесуэла сто лет назад и РФ ныне одинаковы, и ситуации одинаковы. И решались они типично. Медведев не обладает силовым ресурсом и потому будет служить отличной либерал-зиц-ширмочкой режима, как нынешний прирученный парламент. И общество наше своей сломленностью и апатией очень похоже на тогдашнее венесуэльское, только русские очень депассионаризировались («лимит на революции исчерпан», «лишь бы не было
войны» и т.п.) и вряд ли способны в ближайшем будущем на значимый протест.
Естественно, в повестку дня нового президента аналитики-политологи обычно ставят борьбу с коррупцией. Беззаконие в эру путинской «диктатуры закона» уже зашкалило, а суд вообще превратился в притчу во языцах. И вот-де во имя завоевания популярности у народа Медведев пойдет на показательные процессы против чиновников и оборотней и судей и нескольких козлов отпущения принесет в жертву, чтобы массы возликовали.
Замечу,
что с нынешним деморализованным россиянским народцем можно вообще не считаться и делать с ним что угодно. Правда, некоторые участники обсуждения резонно указывали, что вероятные показательные процессы против коррупционеров скорее станут некими посланиями массам чиновников и правоохранителей, чтобы не распоясывались уж слишком и боялись «центра». А что касается сути явления, то есть коррупции, то у нас на обывательском и интельском уровне обычно считают, что воровство, как и пьянство - у Руси в крови. Мол, это
русская национальная черта («менталитет-с!»). На самом деле, эта почти поголовная коррумпированность чиновников и правоохранителей и судей – типична не только для полуфеодальной царской России и неофеодальной нынешней РФ, но всем без исключения обществам, в которых феодальные порядки существуют в рыночной среде. Феодализм + рынок = коррупция. Это базисное уравнение реализуется всегда и везде и не зависит ни от этничности, ни от вероисповедания. Но в обществах, в которых побеждает низовая субъектность с её «протестантской
этикой» (то есть решены задачи буржуазно-демократической революции) – коррупции нет. Ни в США, ни в Японии после Революции Мэйдзи, ни в Сингапуре после постиндустриальной модернизации Ли Куан Ю – нигде нет особой коррупции, она фактически искоренена благодаря контролю демократическо-правового или гражданского общества над чиновничеством и правоохранительной системой. Бесспорно, в недосубъектизированной стране для подавления коррупции необходимы драконовские меры сталинского типа и публичные казни и ужесточения
законодательства и прочие надстроечные устрашения, но все же устойчивее и фундаментальнее искоренить сорняк коррупции базисно – помочь взойти росткам гражданского общества, а не топтать их, как делается ныне в РФ.
В связи с этим обратил внимание на настойчивые слова Глеба Павловского, что после 2 марта 2008 года надо готовиться к «крови, поту и слезам» как якобы к цене или жертве, которую надо принести ради славы путинской России. Мол, «за сильную Россию надо платить». Поскольку Глеб Олегович причастен
«тайнам Кремля» и, будучи человеком смышленым, улавливает веяния в кремлевских коридорах, - его упорное накаркивание скорой «крови» небезосновательно. Путину удалось почти всех десубъектизировать, кроме немногих «несогласных». Поэтому за ширмочкой «либерала» Дмитрия Медведева уместно и удобно нанести удар по внутренним «врагам России» и тем самым осуществить «преемственность курса», с которым оппозиции удалось плотно ознакомиться при разгонах демонстраций и при сопутствующем «правоохранительном» и судебном произволе.
Неужель Павловский прав, предвещая ночь расправ. Причем расправ кровавых, как в Венесуэле при Гомесе?