В среду компания Jupiter Media Metrix опубликовала результаты исследования динамики посещаемости крупнейших американских веб-порталов и онлайновых магазинов. Лидером по посещаемости осталась компания AOL Time Warner, на сайтах которой только в ноябре было зафиксировано свыше 84 млн. уникальных посетителей, что на 33% больше, чем в ноябре 2000 г. Однако наиболее впечатляющий рост посещаемости - 39% - произошел на ресурсах, принадлежащих корпорации Microsoft, которые в ноябре посетило 75 млн. человек. На третьем месте по посещаемости находится Yahoo с 71 млн. уникальных посетителей (рост за год - 31%). Время нахождения на сайтах AOL в ноябре увеличилось на 10% по сравнению с ноябрем прошлого года и составило 490 минут. Это, однако, на треть ниже, чем в октябре 2001 г.
Крупные онлайновые магазины рапортуют о значительном росте продаж
В среду сразу два крупнейших интернет-портала, занимающихся, в числе прочего, торговлей в Сети, сообщили о значительном росте объемов продаж в предрождественский период. Yahoo заявляет о том, что продажи товаров на сайте Yahoo Shopping возросли на 86% по сравнению с 2000 годом. Оценка продаж проводилась за период после Дня благодарения, но до Рождества. Абсолютные цифры в долларах Yahoo не сообщает. Другой крупный портал MSN сообщил о 56%-ном росте продаж в ноябре-декабре 2001 г. по сравнению с аналогичным периодом 2000 г. В абсолютном выражении объем выручки онлайнового подразделения Microsoft достиг за эти два месяца 5,6 млрд. долларов.
В традиционных магазинах дела обстоят куда менее радужно. Во всяком случае, подразделение First Data Corp. TeleCheck, ведущее учет сделок, оплаченных при помощи чековых книжек, сообщило о росте предрождественских продаж всего на 2,2% по сравнению с прошлым годом. В то же время, обороты онлайновых торговцев пока составляют мизерную часть от предпраздничной выручки обычных магазинов.
В будущем году основной движущей силой торговли станет не реклама, а устройства мобильной связи и соответствующие сервисы к ним.
По мнению аналитиков из Gartner Dataquest, на которых ссылается агентство Associated Press, в 2002 году развитие отрасли будет носить не столько революционный, сколько эволюционный характер и охарактеризуется, главным образом, постепенным отказом от аналоговых устройств в пользу цифровых. "Постепенным", потому что для того, чтобы в полной степени ощутить преимущества новых технологий, необходимо дождаться появления новых недорогих и хорошо отлаженных сервисов.
Естественно, что не обойдется и без революционных устройств, вроде бытовых холодильников, подключенных к Интернету и карманных компьютеров, объединяющих в себе функции сотового телефона, пейджера, цифрового фотоаппарата, mp3-плеера и даже пульта дистанционного управления для телевизора и миди-системы. Но эти устройства вряд ли смогут завоевать достаточно большую долю рынка именно ввиду своей "навороченности": покупатель пока еще просто не понимает, зачем ему нужен холодильник с доступом в Сеть. Наручных часов, работающих под управлением Linux, мы тоже, скорее всего, больше не увидим.
Более вероятно, полагают эксперты, что производители цифровых устройств займутся удешевлением ныне существующей hi-end аппаратуры, вроде мегапиксельных фотокамер и DVD-аппаратуры. Удешевление DVD-плееров (и появление новых "комбинированных" устройств DVD+VCR) повлечет за собой значительный рост продаж цифровых телевизоров, которые в полной мере позволяют ощутить преимущества этой технологии. Короче, как утверждали древние, смерти нет - есть вечное обновление.
Мобильные Сети третьего поколения окупятся за счет рекламы
Как показывает опыт Японии, реклама поможет операторам сотовых сетей оплачивать внедрение технологий третьего поколения.
Многие из компаний, которые выиграли аукционы на частотные диапазоны для сетей третьего поколения в Европе, в настоящее время пытаются найти способ возместить свои затраты на лицензии и оборудование. Однако, по мнению Кириака Родинга (Cyriac Roeding), главы европейского отделения Ассоциации беспроводной рекламы (Wireless Advertising Association, WAA), европейцам следует обратить свои взоры на Японию для того, чтобы понять, что нравится потребителям и за что они готовы платить.
WAA предрекает беспроводным сетям третьего поколения огромную популярность. В ассоциации полагают, что реклама сыграет ключевую роль в том, чтобы заставить потребителей обменять свои старые телефоны на дорогие новые трубки, способные показывать видео и работать подобно маленьким компьютерам.
Японцы могут пользоваться беспроводными сетями третьего поколения уже с октября этого года, когда компания NTT запустила свой сервис FOMA в центральном районе Токио. Аббревиатура FOMA означает Freedom of Mobile Multimedia Access, что можно перевести как "свобода мобильного доступа к мультимедийной информации". Максимальная скорость передачи данных для этой технологии составляет 384 килобит в секунду, что гораздо быстрее, чем 9,6 килобит в секунду - скорость, характерная для мобильных телефонов второго поколения.
Новый сервис завоевывает все большую популярность в значительной степени потому, что новые трубки имеют цветные экраны, стерео звук, способны проигрывать аудио и видео клипы, умеют получать и отправлять электронную почту. Некоторые из них оснащены даже маленькой видеокамерой.
Один из способов, с помощью которых NTT и другие японские операторы мобильной связи возмещают свои расходы на развитие сетей третьего поколения, является интенсивное использование рекламы, различных спонсорских программ и маркетинговых кампаний. По мнению Родинга, Япония показывает сейчас то, как будут развиваться европейские сети третьего поколения в течение следующих двух-трех лет.
В настоящее время основным средством для передачи рекламы на мобильные телефоны являются SMS-сообщения. К ним, в ходе своих маркетинговых кампаний, прибегали даже такие корпорации как Cadbury и Warner. Однако с появлением трубок следующего поколения ситуация кардинально меняется, теперь в рекламных кампаниях, проводимых через мобильные телефоны, может применяться музыка, видео клипы, интерактивные сайты, загружаемые иконки и дополнительные приложения.
Все японские операторы мобильных сетей заключили контракты с рекламными агентствами на эксплуатацию этого нового средства связи. Многие из них создали совместные предприятия, специально предназначенные для работы на рынке рекламы, передаваемой на мобильные телефоны. Некоторые телефоны третьего поколения оснащены тремя почтовыми ящиками - первый для персональных сообщений, второй для получения почты от оператора, и третий - для рекламы.
По мнению Родинга, телефоны третьего поколения могут затмить с точки зрения эффективности рекламы телевидение, так как ни одно другое средство массовой информации не находится рядом с потребителем по 18 часов в сутки.