22 октября свой 71-й день рождения отпраздновала французская актриса Катрин Денёв. Эту легендарную блондинку и звезду фильмов «Шербургские зонтики», «Девушки из Рошфора» и «8 женщин» неоднократно сравнивали с Грейс Келли – как и княгиня Монако, Катрин покорила зрителя редким сочетанием холодной внешности и внутреннего огня. Она стала не только секс-символом своего времени, но и иконой стиля – во многом благодаря тесной дружбе с кутюрье Ив Сен-Лораном. Перед вами 5 самых ярких и запоминающихся образов, раскрывающих её элегантность и уникальный шарм.
«Шербургские зонтики»
С фильма, ставшего классикой кинематографа, – «Шербургские зонтики» – началась актёрская карьера Катрин. В нём она предстала в образе юной 17-летней девчонки с соседнего двора. Тепло принятая зрителями, эта картина по праву считается знаковой в творческой карьере Денёв. Живой юношеский образ был создан с помощью нехитрых бьюти-средств – озорные стрелки, розовые румяна и помада, аккуратный хвостик и бантик на макушке. Романтический образ юной розовощёкой красавицы в ярком жёлтом плаще стал классикой киножанра.
Катрин Денёв в фильме «Шербургские зонтики»
«Девушки из Рошфора»
В этой музыкальной мелодраме родные сестры Француаз Дорлеак и Катрин Денёв также играли сестёр – брюнетку и блондинку. Поначалу, до трагической смерти Француазы, они даже были знамениты как известные двойняшки. Несмотря на близость сестёр, они были абсолютно разными – активная, харизматичная, экстравагантная Дорлеак с неправильным асимметричным лицом, самобытной пластикой и свободой во всех проявлениях резко контрастировала со спокойной уравновешенной Денёв. Катрин была классической красавицей-блондинкой, чуть флегматичной, с чертами лица, которые словно застыли на полотне. Красота Катрин оказалась вневременной – её гармония и безупречность поражали современников. Необычное стилевое решение картины лишь подчёркивало эту особенность красивейшей актрисы Франции.
Катрин Денёв в фильме «Девушки из Рошфора»
«Дневная красавица»
Катрин была не только музой дизайнера Ив Сен-Лорана, но и его близкой подругой. Они оба были героями своего времени – каждый в своем направлении. Для фильма «Дневная красавица» знаменитый кутюрье разработал целую коллекцию платьев – специально для актрисы, которая неизменно сидела в первом ряду на каждом его показе. Именно Ив Сен-Лорану Денёв обязана званием иконы стиля. Фильм «Дневная красавица», как и образ главной героини, внешне прост, но полон гениальных стилевых находок – ракурсов, фонов, речевых оборотов. Образ внешне целомудренной женщины, предающейся разврату, выстроен виртуозно – её внутренний порок как продолжение душевной пустоты прикрыт изящными манерами и классической одеждой идеального кроя, которая смотрится современно даже сейчас. Даже в образе проститутки она остаётся леди – холодной, изящной и сдержанной.
«Дневная красавица»
«Тристана»
Специально для «Тристаны», где Катрин предстала в роли сироты с нелегкой судьбой, ей пришлось перекраситься из блондинки в шатенку и отказаться от привычного амплуа аристократичной красавицы. Несмотря на то, что к финалу героиня Денёв превращается в бессердечного монстра, эта картина, раскрывшая её внутреннюю силу и многогранность таланта, лишь добавила актрисе привлекательности в глазах зрителей. Еще один образ «ангела греха» удался Денёв виртуозно – невинная жертва, провоцирующая порок, одержимая и ранимая, с огнём, который горит внутри, она заставила говорить критиков о том, что секс-символ Франции превратилась в любимую актрису артхаусного гения Бунюэля.
«Тристана»
Chanel №5
Кто, если не эта легендарная актриса, мог стать лицом культового аромата Chanel №5? Катрин, которая всегда считалась эталоном хорошего вкуса и настоящего французского шика, казалось, была обречена стать музой Chanel. До сих пор считается, что рекламные кампании парфюма 70-х являются классикой жанра, а Катрин Денёв и Инесс де ла Фрессаннж – каноническими моделями бренда.
Британская художница немецкого происхождения Мариэль Нойдекер (Mariele Neudecker) отводит центральное место в своём творчестве созданию потрясающих воображение пейзажей в обычных аквариумах. В одном из последних её проектов, серии трёхмерных ландшафтов в замкнутом пространстве Tank Works, химия причудливым образом соединилась со скульптурой.
Вдохновлённая произведениями высокого искусства, Нойдекер заполняет стеклянные резервуары водой, а затем дополняет картину миниатюрными скульптурными объектами – чаще всего, моделями кораблей, макетами деревьев и гор. Дальше в дело идёт химия – художница добавляет в воду различные химические вещества, которые создают в аквариумах особый микроклимат. Создание аквариумных миров – не единственное увлечение Нойдекер. Художница занимается скульптурой, работает с инсталляциями, фотографирует, снимает видеофильмы.
Мариэль Нойдекер родилась и выросла в Дюссельдорфе (Германия), сегодня она живёт и работает в Бристоле. Окончила Голдсмитский колледж (Goldsmiths), затем училась в Колледже искусств и дизайна Челси (Chelsea College of Art). В настоящее время преподаёт в Школе искусств Бат Спа (Bath Spa School of Art). На счету Нойдекер масштабные выставки в знаменитой лондонской галерее Тейт, а также в крупном выставочном центре Ikon. Художница не раз участвовала в групповых выставках в Сан-Франциско, Берлине, Ницце и Лондоне. В 2010 году впервые состоялась персональная выставка Нойдекер в берлинской галерее Barbara Thumm.
Соня Делоне (Sonia Delaunay) – представительница современного искусства ХХ века. Она ещё при жизни первой среди женщин-художниц удостоилась ретроспективной выставки в Лувре.
Соня родилась 14 ноября 1885 в небольшом местечке Градижске на Украине. При рождении она получила имя – Сара, Сара Елиевна Штерн. Большая еврейская семья Штернов была небогатой. И в пятилетнем возрасте девочку удочерил дядя по материнской линии – Генрих Терк. Так Сара стала Соней Терк.
Детство Сони проходило в Санкт-Петербурге. Дядя создал ей все условия для образования, она брала уроки рисования, ездила отдыхать в Финляндию, Италию, Швейцарию. Именно тогда в ней обнаружился большой интерес к изобразительному искусству. И в 1903 году дядя отправил восемнадцатилетнюю Соню в Германию, в частную школу.
В школе Людвига Шмидта-Рейте она проучилась всего два года, затем переехала в Париж и поступила в академию де ла Палетт, где изучала гравюру. Постепенно она вошла в круг художественной богемы. Не желая возвращаться в Петербург, Соня вышла замуж за своего друга коллекционера Вильгельма Уде, занимавшегося продажей произведений искусств.
Соня Делоне за работой
Брак по расчёту продлился два года. Затем Соня встретила художника Робера Делоне, и в 1910 году вышла за него замуж. Вскоре появился сын Шарль. Соню и Робера связывали не только романтические, но и интеллектуальные отношения. Соня говорила о своём муже: «Он дал мне форму, а я дала ему цвет».
Первые опыты с текстилем у неё появились в тот момент, когда она решила сшить одеяльце для своего маленького Шарля. Соня соединяла лоскутки разных цветов и пришла к выводу, что это весьма оригинально. Абстрактные узоры на одеяльце оказались её первым опытом в дизайне, она назвала их симультанными контрастами.
В 1913 году появилось её первое симультанное платье. Соня сшила его из разноцветных лоскутков и появилась в нём на вечеринке. С тех пор «симультанные контрасты» стали неотъемлемой частью её творчества и подвигли на занятие дизайном. Она разработала теорию передачи цвета через «симультанность» – ощущение движения, когда контрастные цвета помещаются рядом один с другим.
Робер Делоне разделял с ней те же взгляды на искусство. Цвет, свет, ритм и симультанность стали основными ведущими принципами их искусства.
«Электрические призмы», «Уроки света» созданы в яркой гамме преломлённого солнечного света.
Мир художников, писателей и поэтов, в котором обитала Соня, служил ей источником вдохновения. В это время она работает над иллюстрациями, плакатами, предметами прикладного искусства. Соня создала платье-поэму, где использовала стихи. Слова сочетались с образами, созданными Соней. Это платье она надевала на все вечеринки, выставки, поэтические чтения:
Началась Первая мировая война. Соня с мужем переехала в Мадрид, жизнь под тёплым испанским солнцем продолжалась. Однако после революции в России она лишилась финансовой поддержки дяди из Петербурга. Но к счастью в это время в Испании проходили гастроли дягилевского балета. Сергей Павлович предложил Соне работу в труппе, и с его помощью она обрела успех. Ею были созданы эскизы новых костюмов, которыми в дальнейшем ещё долго пользовались артисты балета.
Платье Сони Делоне
А в 1968 году их увидели на аукционе «Сотбис». Последнее событие вновь всколыхнуло интерес и к Дягилеву и к Соне Делоне. По возвращении в Париж Соня и её муж Робер общаются с Шагалом, Тристаном Тзарой, Маяковским и многими другими поэтами и художниками.
В это время Соня открывает Дом моды Delaunay, участвует в парижской Выставке современного декоративного искусства и художественной промышленности, где представляет свои работы. Эта выставка привлекла огромное внимание, и о работах Делоне заговорили. Модели Сони Делоне легко узнавались на улицах городов, и в 1925-1929 годах стали одним из символов авангардной моды.
Сценический костюм работы Сони Делоне
Текстильные фабрики «Родье» и «Лион» производили ткани с геометрическими узорами по эскизам Делоне. Работы супружеской четы приобретали всё большую популярность, им заказывали оформление витрин и апартаментов, театральные декорации. Соню всё чаще и чаще приглашают в театры и киностудии для создания костюмов.
Соня создавала одежду и аксессуары – от пальто до купальников, особенно принесли ей славу симультанные шарфы. Но все созданные изделия Соней Делоне убеждают в том, что её талант заключался в создание цвета и света – «движения цвета», а не фасонов одежды. Её смелые и яркие геометрические формы и орнаменты оживляли традиционные силуэты.
Соня умела великолепно совмещать и комбинировать цвета. И когда их Дом моды в 1929 году в связи с экономическим кризисом закрылся, по документам стало видно, что именно ткани интересовали посетителей, а не наряды, созданные Делоне. Вклад Сони Делоне в дизайн тканей оказался огромный. В её работах ощущается влияние русского народного искусства, присутствуют мотивы, близкие к ар-деко.
В рисунках Соня редко использовала чётко выраженные линии. В тканях Делоне отображены яркие абстрактные полотна, видно стремление к эффекту самопроизвольного движения рисунка. Яркими тканями интересовались актёры, дизайнеры, архитекторы и их жёны.
После закрытия ателье Соня занимается дизайном тканей под маркой Tissus Delaunay («Ткани Делоне). Особенно плодотворным и длительным оказалось её сотрудничество с универмагом Metz + Co (до конца 1960-х годов), который сначала продавал её готовые ткани, а затем стал самостоятельно изготавливать ткани по эскизам Делоне. Только в течение 30-х годов она создала для универмага более 2000 различных расцветок.
Пальто Сони Делоне
Свою работу, свой успех Соня Делоне обобщила так: « …развиваясь в искусстве, мы несли его и в повседневную жизнь…оно становилось более доступным и понятным благодаря моим тканям. Для меня же самой мои ткани были не чем иным, как упражнением в цвете».
А парижский журнал «Л’Ар вивант» писал в 1925 году: «Эти набивные и вышитые ткани подчинены одному принципу равновесию объёма и цвета. Сильное и глубокое чувство великолепного ритма свойственно композициям мадам Делоне. В них царствуют абстракция,…видоизменяющаяся геометрия, живая и поднятая до высот лёгкостью её вдохновения,…».
Кипучая деятельность Сони Делоне продолжалась до самого конца её жизни, до 1979 года. За четыре года до своей кончины, Соня Делоне была награждена Орденом Почётного легиона.
Большое собрание её произведений находится в парижском Национальном музее современного искусства, Центре Помпиду.
Об авторе этих фотоиллюстраций практически ничего не известно, кроме того, что она живет в Италии. И что за романтическим настроением с лёгкой ноткой грусти, которое она создаёт в своих работах, скрывается весь внутренний мир самого создателя.
Жалость нежная пронзительней любви
Мечтательная нежность от Gloria Marigo
Сладкий плен
Романтические сны
«Наш мир основан на чём-то очень простом. Из чего и смысла нет выводить космические законы, но это «что-то» так же просто уловить и поймать, как, скажем, нежность, простую нежность. В свои работы я вкладываю душу и все переполняющие меня чувства. Мне нравится дарить людям то ощущение прекрасного, которое скрыто в простых вещах, таких как бумажные бабочки или стеклянные колбы с милыми зверушками внутри, воздушные шары или цветные печеньки. Ведь таким образом я пытаюсь донести людям своё тепло и озарить их лица улыбками», – говорит о своём творчестве художница Gloria Marigo.