Объем перевозок грузов
судами Северо-Западного пароходства (СЗП) за I полугодие 2005 года
составил 3 445 500 тонн, что в целом соответствует уровню I полугодия 2004
года.
Завершено строительство ледокола для компании "Havyard Leirvik
AS"
ГП "Судостроительный завод им. 61-го коммунара"
(Николаев) спустило на воду корпуса ледокола - судна снабжения. Ледокол
построен за счет финансирования, предоставленного Николаевской областной
дирекцией банка "Аваль" на сумму $8,2 млн. Строительство корпуса
осуществлялось под специальным надзором наблюдательного общества "Det
Norske Veritas". Судно спроектировано для работы и ледовой проводки во
льдах толщиной 1,5 м. Кроме того, оно способно работать при ликвидации
аварийных разливов нефти, в качестве водолазного судна и судна для несения
аварийного дежурства и спасательных операций. В ближайшие дни оно будет
передано заказчику - норвежской компании "Havyard Leirvik AS".
В июле в
Юрмале (Латвия) прошла международная конференция по вопросам повышения
конкурентоспособности и маркетинга на железнодорожном транспорте в
соответствии с планом работ Комиссии Организации сотрудничества железных
дорог (ОСЖД) на 2005 год. А одной из главных тем конференции стали
межконтинентальные контейнерные перевозки. Делегаты отметили выгоду и
перспективность данного вида перевозок, о которых говорится в последнее
время так много и на разных уровнях.
Из-за задержки в
реформировании отечественный железнодорожный транспорт теряет свою долю на
рынке перевозок нефтеналивных грузов
Экспорт нефти еще долгое время
будет основой отечественной экономики. В прошлом году объем ее добычи в
России оказался максимальным за последние 13 лет - 458,8 млн тонн,
стоимость российского экспорта нефти и нефтепродуктов превысила 58 млрд
долларов. Поставки российской нефти за рубеж в 2004 году достигли 175,3
млн тонн, что больше аналогичного показателя предыдущего года на 17%.
Годом ранее рост составил 12,6%. Согласно планам правительства, к 2006
году объемы добычи нефти должны достигнуть 475-480 млн тонн. При этом
потребности в прокачке нефти по трубам "Транснефти" на экспортных
направлениях превысят их реальную пропускную способность примерно на 40
млн тонн в год. Как считают правительственные эксперты, к 2010 году
совокупная потребность в транспортных мощностях для экспорта российской
нефти и нефтепродуктов достигнет 350 млн тонн, а с учетом транзитных
заявок Казахстана, Азербайджана и Туркменистана - более 400 млн тонн. При
том бурном росте экспорта, который наблюдался в России, и амбициозных
планах правительства большинство специалистов предрекало, что еще чуть-
чуть - и страна столкнется с транспортным кризисом. Добытую нефть и
продукты ее переработки просто будет нечем вывозить.
В ключевых
нефтедобывающих регионах - на Ближнем Востоке, Каспии и в России - все
актуальнее становится интеграция всех подотраслей нефтяного сектора:
добычи, транспортировки и переработки
Турция совсем не нефтяная
держава. Но в самый разгар лета в Стамбуле на большую энергетическую
конференцию собрались три сотни представителей нефтяных и газовых
компаний - европейских, российских, ближневосточных, американских,
китайских. И это вполне объяснимо: прямо через центр Стамбула по Босфору
вверх-вниз снуют десятки танкеров, перевозящих российскую и каспийскую
нефть. Благодаря своему географическому положению граничащая и с Ближним
Востоком, и с СНГ, и с Европейским союзом Турция занимает ключевое
положение в международном транзите энергоресурсов и может влиять на
него. Ближний Восток, Каспий и Россия на нефтегазовом сленге
называют "стратегическим эллипсом" - от арабских пустынь до сибирской
тундры находится 71% доказанных запасов нефти и 69% запасов природного
газа. Неудивительно, что основное внимание нефтегазовых компаний мира
сосредоточено на этом "эллипсе", его все чаще начинают рассматривать как
нечто целое.
По примерным расчетам
SeaNews, доходы государства в виде налогов и сборов от стивидорной
деятельности превышают 2 млрд долларов. При этом вклад государства в
развитие отрасли в 2004 году был примерно в 60 раз меньше
Несмотря
на высокие тарифы на перевалку в российских портах, грузопотоки в них
растут быстрее, чем в портах ближайших соседей: Финляндии и стран Балтии -
на северо-западе, а также Украины, Грузии и Казахстана - на юге. Но
возможности отечественных портов не беспредельны: если не развивать их
инфраструктуру и не увеличивать мощности по переработке грузов, то при
столь высоких темпах роста возникнет угроза, что они просто не справятся с
выросшим грузопотоком. Естественно, для того чтобы развиваться, портовому
комплексу требуются серьезные инвестиции. Однако при существующей в
настоящее время законодательной базе порты не являются интересными
объектами вложений для потенциальных инвесторов.
Развитие порта Усть-Луга будет закончено за 2 года
Для развития территории у порта Усть-Луга (Ленинградская
область) областные власти, возможно, не будут претендовать на получение
этой территорией статуса особой экономической зоны. Об этом 26.07.05
сообщил вице-губернатор Ленинградской области Григорий Двас. По
заявлению вице-губернатора, "область включится в федеральную программу
особых экономических зон", только если федеральное правительство
предоставит региону гарантии того, что средства из федерального бюджета
будут предоставляться в таких объемах, чтобы развитие территории могло
быть закончено за два года. Двас заявил, что эту задачу можно решить и за
счет частных инвесторов, которые проявляют повышенный интерес к Усть-Луге,
и экономическая зона может быть создана таким образом за 1,5 - 2
года.
Правительство Санкт-Петербурга в три раза по сравнению с
2003 годом увеличило объем средств, выделяемых на развитие городской
инфраструктуры - в том числе дорожной сети, объектов транспортной сферы.
На 2006 год по Адресной инвестиционной программе Санкт-Петербурга на все
объекты и стройки городского хозяйства предлагается направить 25,99 млрд.
руб.
Морские порты России в первом полугодии 2005 года
переработали 195,3 млн тонн сухих и нефтеналивных грузов, что на 14,4%
превышает результат аналогичного периода прошлого года. Первое место в
объеме перевалки грузов занимает Новороссийский морской торговый порт,
переработавший 54,4 млн тонн грузов, что составляет 27,8% от общего объема
грузооборота морских портов России. В свою очередь показатели морских
портов Приморска (Финский залив, Ленинградская область) и Санкт-
Петербурга - составили 28,1 млн тонн и 26,3 млн тонн (рост составил 14,4%
и 13,5% соответственно). По словам первого заместителя генерального
директора "Росморпорта" Геннадия Баталина, динамика грузооборота за
первое полугодие 2005 года позволяет прогнозировать приблизительные итоги
работы морских портов России в 2005 году в объеме до 400 млн тонн грузов,
рост по сравнению с прошлым годом составит примерно 12%.
Из Калининграда в
Москву отправился первый совместный российско-литовско-белорусский
контейнерный поезд. Проект получил название "Меркурий". Особенность в
том, что он одновременно формируется сразу в трех странах, позволяющий
существенно сократить время доставки грузов. Согласно схеме движения
состава на границе с Беларусью объединяются литовская и российская части,
затем добавляется белорусская.
Древние
моряки, выливавшие масло в бурные воды моря, чтобы его успокоить, делали
это не зря, полагает Александр Шорин из университета Калифорнии в Беркли.
Сильный ветер на только поднимает волны, но и создаёт над водой облако из
мельчайших водяных брызг. Расчёты Шорина и его коллег показали, что данный
водяной спрей можно вполне рассматривать как отдельный слой между водой и
воздухом, который снижает турбулентность воздушных потоков, а также
уменьшает трение, помогая ветру набирать свою силу. Впрочем, некоторые
специалисты тут же высказали сомнение в справедливости выводов Шорина и
его товарищей. Кстати, на днях был предложен другой необычный способ
подавления ураганов -- с помощью турбореактивной баржи.
27.07.05 на ОАО "Северная верфь" будет заложен
третий корвет для Военно-морского флота России. К этому времени головной
корвет уже должен был быть передан в состав ВМФ, однако по ряду причин, в
том числе из-за недофинансирования, его строительство завершится только в
следующем году (спуск на воду запланирован на конец 2005 года). Правда, в
Минобороны обещают изыскать средства на серийные корабли в бюджете 2006
года.
Франция получила
первую партию сжиженного газа из Египта. Gaz de France (GDF) подписал в
2002г. соглашение о покупке 4,8 млрд.куб.м. в течение 20 лет с
газосжижающего завода Idku в Египте. Завод принадлежит на паях GDF, BG
(Великобритания), Petronas (Малайзия) и египетским госкомпаниям Egyptian
General Petroleum Corporation и Egyptian Natural Gas Holding Co.
Французская газовая компания будет доставлять 9 собственными СПГ-
танкерами газ во Францию, Испанию и на атлантическое побережье Северной
Америки. В настоящее время GDF связан долгосрочными контрактами с Россией,
Нидерландами и Алжиром.