Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Советы бывалых из журнала "За рулем" 70-90-х годов с чертежами


 
Здравствуйте, уважаемые подписчики!

Тема сегодняшнего выпуска:

Пилообразный износ покрышек

На моей новой машине покрышки на передних колесах изнашиваются как-то странно и уже стали похожи на циркулярную пилу...

Хорошо, что вы быстро заметили необычный износ: другие автолюбители к таким "тонкостям" равнодушны, а зря. Ведь подобная "пила" может порой рассказать о многом.

Не углубляясь в сложную теорию работы шины, посмотрим в корень. На протектор передних колес действуют силы одного и того же направления (пробег автомобиля задним ходом ничтожно мал). В месте контакта с покрытием грунтозацепы (выступы) на шине отгибаются назад – тем сильней, чем больше эти силы. При свободном качении переднего колеса оно все-таки сопротивляется перемещению, тем более что прижато к дороге силой 300–350 кгс. Сопротивление качению в этом случае равно 4,5–5 кгс, а на высоких скоростях (100–120 км/ч) увеличивается в два и более раза. Но все же сила сопротивления гораздо больше, когда вы тормозите. Например, если на сухом асфальте довести колеса до блокирования ("юза"), она достигает 200–250 кгс! Серьезная нагрузка – грунтозацепам не позавидуешь.

На рис. 1, а показано, как грунтозацеп отгибается назад. Естественно, при этом сильно изнашивается передняя его часть, тогда как задняя, особенно у шин из высокоэластичного материала, может долго сохраняться в виде своеобразного хвостика. Вот вам и "пила" в окружном направлении (рис. 1, б).

Пилообразный износ протектора в окружном направлении

Рис. 1. Пилообразный износ протектора в окружном направлении: а – выступ под нагрузкой; б – без нагрузки.

Почему "пилы" не бывает на задних колесах заднеприводных автомобилей? Ответ прост. Здесь грунтозацепы попеременно нагружаются силами разгона и торможения, противоположными по направлению, но почти равными по величине, определяемой в предельных случаях коэффициентом сцепления колеса с покрытием.

Так значительная часть работы торможения приходится на передние колеса, некоторая пилообразность износа – в направлении, обратном тому, что у передних, – может наблюдаться и на задних. Обычно она малозаметна. Если же и здесь "пила" ярко выражена, пора проверять тормоза: скорее всего, задние колеса в торможении машины давно не участвуют.

Заметим, что на переднеприводных автомобилях характер нагрузок шин противоположный; здесь не должно быть "пилы" на передних колесах, на задних же она вполне законна.

Рассмотренный характер износа шин очень сильно зависит от их конструкции, материала, внутреннего давления, и т. д. Он проявляется сильнее, когда протектор глубокий, грунтозацепы отделены друг от друга широкими канавками, что позволяет им легко отгибаться на большой угол. Если грунтозацепы протектора как бы собраны в сплошные зигзагообразные полосы окружного направления, эффект "пилы" слаб, малозаметен.

Прочитав наш ответ, кое-кто вспомнит, что на его шинах пила образуется в поперечном направлении (рис. 2, а). Сразу скажем: это явление "противозаконное".

Пилообразный износ протектора в поперечном направлении

Рис. 2. "Пила" на протекторе в поперечном направлении: а – при чрезмерном схождении; б при недостаточном схождении.

Чем оно вызвано? Очевидно, в контакте с покрытием на шину действует боковая сила, приложенная в направлении стрелки – картина, типичная для неправильно отрегулированного схождения колес. В данном случае оно излишне велико – плоскость вращения колеса проходит под каким-то углом к направлению его действительного качения. Имейте в виду: если "ступеньки" или "пила" в поперечном направлении ярко выражены, это говорит о серьезных нарушениях, вследствие которых ваши деньги пожирает не только износ шин, но и возрастающий расход бензина, масла. Ведь ездить с неправильным схождением – верный способ увеличить сопротивление движению автомобиля, а с ним и расходы.

Если кто-то увидит картинку, показанную на рис. 2, б, то ее причина – "расхождение" колес. Оно ничем не лучше.

Путь устранения один – правильно, как указано в инструкции, отрегулировать углы установки колес.

инженер Э. Коноп


Материал взят из журнала "За рулем".

На сегодня это все, прощаюсь с Вами до следующего выпуска рассылки, прочитать эту и другие статьи Вы можете здесь; новым подписчикам напоминаю, что для просмотра чертежей необходимо подключение к сети Интернет, и при щелчке (клике) на чертеже, Вы увидите его увеличенным в новом открывшемся окошке.

С уважением, Сергей Поназдырь
 

В избранное