Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Советы бывалых из журнала "За рулем" 70-90-х годов с чертежами


 
Здравствуйте, уважаемые подписчики!

Тема сегодняшнего выпуска:

Ускорительный насос

После пробега 15 тысяч километров заметно ухудшилась динамика разгона, а при резком нажатии на педаль газа тяга вдруг падает, как если бы в этот миг прекратилась подача топлива. Что делать?

Чаще всего эта неисправность возникает из-за неисправности ускорительного насоса. Когда при разгоне машины вы резко открываете дроссель первичной камеры карбюратора, чтобы смесь не обеднялась избытком поступившего в карбюратор воздуха, ускорительный насос должен впрыснуть в диффузор строго определенную (найденную при доводке карбюратора) дозу топлива. Неисправностей, из-за которых эта доза стала бы больше нормы, на практике не бывает, а вот ее уменьшение – случай довольно распространенный.

Устройство и принцип работы ускорительного насоса

Неисправности карбюратора часто связаны с ускорительным насосом: 1 – клапан распылителя; 2 – заглушка; 3 – распылитель; 4 – шарик клапана.

Вам не стоит беспокоиться о состоянии диафрагмы насоса – машина-то почти новая. Регулировочный винт насоса вы, надеемся, не трогали, он завернут до упора, как и положено. На всякий случай невредно, конечно, в этом убедиться.

Что же остается? Скорее всего, засорилась магистраль между насосом и распылителем. Чаще всего из-за отложений грязи или смол заметно уменьшается "живое сечение" канала в распылителе, являющегося своеобразным жиклером, – вплоть до того, что при резком нажатии на педаль газа топливо не впрыскивается. Но более коварен случай, когда впрыск – порцию топлива – вы видите, а то, что она недостаточна, оценить не можете.

Канал распылителя, выполненного из мягкого сплава, очищать надо осторожно – лучше промыть его в ацетоне или подобных ему растворителях, не применяя проволоки, которая может "рассверлить" канал сверх допустимого. (Знатоки отмечают, что увеличение диаметра канала с 0,4 мм до 0,5 мм вполне допустимо, на расходе топлива это почти не сказывается, зато приемистость в ряде случаев заметно улучшается. Но делать отверстие больше 0,5 мм не стоит.)

Случается, и после очистки распылителя разгон остается вялым. Тогда надо озаботиться чистотой остальных элементов и устройств системы. Например, если при работе диафрагмы почему-либо не сядет в седло шариковый клапан, запирающий полость насоса и отделяющий ее в этот миг от поплавковой камеры, часть бензина из-под диафрагмы пойдет не на впрыск в диффузор, а просто вернется в поплавковую камеру – по более легкому пути. Значит, разгон будет вялым. Виновницей этого тоже может быть грязь, а потому и каналы карбюратора нужно промыть растворителем.

Часто подводит нашего брата шариковый клапан распылителя. Тут встречаются две неисправности. Шарик заедает в закрытом "нижнем" положении – тогда он сам препятствует хорошему, энергичному впрыску ("лечение" болезни – то же, что и в предыдущем случае). Но если шарик зависает в "верхнем", открытом положении, происходит другая беда: топливо из канала клапана, каналов в карбюраторе, находящихся между шариком с одной стороны и ускорительным насосом с другой, стекает в поплавковую камеру, а каналы заполняются воздухом. Что произойдет при резком добавлении газа? Вы будете ощущать глубокий "провал" мощности (какой уж тут разгон!), пока топливо вновь не заполнит эти каналы.

Для их промывки удобен обыкновенный медицинский шприц. К тому же он позволяет экономить растворитель: для восстановления работоспособности карбюратора обычно хватает 30–40 см3 – не то, что при известном методе "купания" карбюратора целиком в тазике с растворителем! Кстати, такой метод часто дает противоположный результат: грязь растворяется и разносится повсюду, попадает и туда, куда иначе не "добралась" бы.

С вялым разгоном машины бывают связаны интересные явления, заставляющие вспомнить классическую школьную задачу про бассейн с двумя трубами: по одной вода в него втекает, а из другой вытекает. Чем не карбюратор? Заметьте: "вытекает" столько, сколько требуется мотору на выбранном вами режиме. Едете спокойно, с умеренной скоростью – расход меньше, жмете педаль до пола – расход максимальный. А "втекает" столько, сколько может обеспечить система подачи, включая сюда не только бензонасос, но и фильтры, трубопроводы (с грязью и смолами в них) и т. п. Важно понять: если почему-либо подача бензина в карбюратор меньше, чем расход из него, уровень бензина в поплавковой камере начнет падать, пока не оголятся главные топливные жиклеры. Приближение к этому моменту вы ощутите как "увядание" мотора – быстро падает мощность, затем машина начнет дергаться: мотор то глохнет, то снова "подхватывает". С частотой примерно одно в секунду возникают своего рода автоколебания: при каждом клевке машины колеблется уровень в поплавковой камере, мотор после очередного провала отвечает на это "подхватом", еще больше раскачивая машину...

Стоит убрать ногу с педали газа, чуть-чуть сбавить скорость (и стало быть, требуемый для нее расход!) – колебания прекратятся. Вывод ясен: бензин подается плохо, надо искать причину.

инженер Э. Коноп


Материал взят из журнала "За рулем".

На сегодня это все, прощаюсь с Вами до следующего выпуска рассылки, прочитать эту и другие статьи Вы можете здесь; новым подписчикам напоминаю, что для просмотра чертежей необходимо подключение к сети Интернет, и при щелчке (клике) на чертеже, Вы увидите его увеличенным в новом открывшемся окошке.

С уважением, Сергей Поназдырь
 

В избранное