Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Война в Ливии: время для России приближается



Война в Ливии: время для России приближается
2020-07-09 12:05 Редакция ПО

15 июня 2020 г. Министр иностранных дел Турецкой Республики Мевлют Чавушоглу заявил, что у России и Турции нет разногласий по основополагающим принципам ливийского урегулирования. Москва и Анкара продолжают переговоры на техническом уровне для того, чтобы выработать механизм установления режима прекращения огня и запустить процесс политического урегулирования ливийского конфликта.

Кто воюет в Ливии?

В Ливии на протяжении последних нескольких лет параллельно существует два противоборствующих органа власти, один из них – Правительство национального согласия (ПНС), базирующееся в Триполи и возглавляемое Фаизом Сараджем. На востоке, в городе Тобрук, находится Палата представителей Ливии, подконтрольная главнокомандующему Ливийской национальной армией (ЛНА) Халифе Хафтару. С апреля 2019 г. войска Х. Хафтара осаждали ливийскую столицу. В ноябре 2019 г. Турецкая Республика и правительство Ф. Сараджа подписали меморандум о взаимопонимании, который включал в себя активизацию военно-политического и военно-технического сотрудничества.

В результате турецкого вмешательства войскам ПНС удалось добиться существенных военных успехов и перейти в контрнаступление. Армия Ф. Сараджа смогла снять осаду Триполи, которая длилась 14 месяцев, и оттеснить ЛНА от ливийской столицы. В апреле войска ПНС установили контроль над побережьем на западе Ливии от Мисураты до границы с Тунисом. Вскоре армия Х. Хафтара была вынуждена оставить столичный аэропорт, город Тархуна, а также авиабазу Эль-Ватыя. На фоне успехов правительства Ф. Сараджа некоторые вооруженные формирования ливийских туарегов на юге Ливии заявили о своей поддержке действий Триполи.

В результате контрнаступления войск ПНС была нарушена система снабжения ЛНА, захвачено несколько ключевых населенных пунктов западной Ливии, подорван моральный дух войск Х. Хафтара. Сейчас бои между ЛНА и армией Ф. Сараджа идут на подступах к прибрежному средиземноморскому городу Сирт – важному стратегическому пункту, который находится под контролем ЛНА. Город расположен на пути к нефтяным месторождениям на востоке страны, которые удерживает армия Х. Хафтара, и в случае взятия Сирта у войск ПНС и их турецких союзников откроется на них дорога.

Какую роль в ливийском конфликте играет Турция?

Ситуацию на фронте удалось во многом изменить благодаря масштабному вмешательству в конфликт со стороны Турции. Реджеп Тайип Эрдоган и сам не скрывает, что победы над войсками Х. Хафтара были достигнуты во многом благодаря турецким солдатам, и что присутствующие в Ливии турецкие военнослужащие идут вместе с ПНС к достижению общих целей.

Военно-политическое и военно-техническое сотрудничество Анкары и Триполи активизировалось после подписания в ноябре 2019 г. меморандума о взаимопонимания. Соглашение между ПНС и Турцией определило границы исключительной экономической зоны Турции в восточной части Средиземного моря, где находятся крупные месторождения природного газа. Кроме того, договоренность подразумевала активизацию военного сотрудничества. В МИД РФ заявили о том, что соглашение между Анкарой и Триполи о сотрудничестве в области безопасности – попытка легализовать военную поддержку, нарушающую оружейное эмбарго. ЕС, Египет, Израиль, Греция и Кипр осудили подписание меморандума, нарушающего международное право, так как на добычу газа в этой части моря претендуют и другие страны Восточного Средиземноморья. Триполи, напротив, признает права Турции на добычу природных ресурсов в обозначенной исключительной экономической зоне в обмен на поддержку в ливийском конфликте. У Турции есть интересы и в самой Ливии. Сейчас Анкара заявляет о том, что намерена выиграть контракты на восстановление Ливии, а в дальнейшем собирается участвовать в добыче ливийской нефти.

Всего лишь через несколько дней после проведения в январе 2020 г. Берлинской конференции, участники которой договорились соблюдать эмбарго на поставки вооружения в Ливию, Турция отправила в помощь Триполи танки, ЗСУ Korkut, САУ T-155, ЗАУ GDF, БМП ACV-15 и джипы с противотанковыми орудиями. СМИ сообщают о том, что Турецкая Республика также переправляет в Ливию сирийских боевиков, которые воюют на стороне ПНС.

Известно, что Турция планирует открыть в Ливии две военные базы. Анкара собирается разместить системы ПВО и беспилотники на недавно захваченной авиабазе Эль-Ватыя. Кроме того, турецкие военнослужащие разместятся на военной базе недалеко от Мисураты. Очевидно, что у Турции есть в Ливии не только экономические интересы, но и военно-политические. Во-первых, размещение контингента войск Турецкой Республики на ливийских базах позволит Анкаре в большей степени влиять на политический курс находящегося в Триполи правительства. Во-вторых, Турция создаст дополнительный фактор, сдерживающий гипотетическое наступление армии Х. Хафтара. Вряд ли руководство ЛНА сможет воевать с регулярными частями Турецкой Республики. В-третьих, Турция разместит войска в стране, соседствующей с Египтом – одним из ключевых внешнеполитических оппонентов Анкары.

Как Египет реагирует на активизацию боевых действий в Ливии?

Наступление войск протурецкого ПНС и Турции не на шутку взволновало египетские военно-политические круги, которые воспринимают поражения ЛНА и продвижение армии Триполи вглубь страны в качестве угрозы своей национальной безопасности. Спикер египетского парламента Али Абдель Аль заявил о том, что Египет не позволит протурецким террористам контролировать Ливию. Кроме того, он обвинил Турцию в желании колонизировать отдельные части арабского мира.

Египет развернул часть войск на египетско-ливийской границе. СМИ сообщили о том, что границу с Ливией пересекли танки «Абрамс» и боевые вертолеты АРЕ Ми-24. Также стоит помнить о том, что в провинции Митрах, недалеко от границы с Ливией, есть крупная египетская военная база, названная в честь первого президента Египта Мухаммеда Нагиба. На ее территории насчитывается более тысячи сооружений, здесь может быть размещено около 20 тыс. военнослужащих, сотни танков, вертолеты, катера и системы ПВО. База находится в непосредственной близости от границы с Ливией, что в случае необходимости позволяет Египту быстро отреагировать на исходящие из соседней страны угрозы.

Почему Турция и Правительство национального согласия не приняли «Каирскую декларацию»?

6 июня 2020 г. в Каире состоялась конференция, в ходе которой президент Арабской Республики Египет (АРЕ) Абдель Фаттах ас-Сиси выступил с инициативой по преодолению ливийского кризиса – «Каирской декларацией». Инициатива предусматривала полное прекращение огня в Ливии с 8 июня, вывод с территории страны всех иностранных войск, роспуск всех вооруженных формирований кроме ЛНА, которая должна обеспечивать в Ливии безопасность. Предложения включали в себя условия политического урегулирования конфликта, в частности – объединение политических институтов Ливии и создание президентского совета с представительством всех трех регионов. Планировалось, что один из трех представителей станет президентом, а остальные два человека – его заместителями. Египет также призвал продолжить в Женеве переговоры совместной военной комиссии Ливии в формате «5 + 5».

В конференции приняли участие президент Египта А. Ф. ас-Сиси, спикер Палаты представителей Ливии Акила Салех, на встрече также присутствовали представители США, России, Франции и Италии. Россия, Франция, Германия, Великобритания, Кипр, ЮАР, Лига арабских государств и отдельные ее члены (Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, Иордания, Бахрейн, Алжир, Кувейт) заявили о поддержке «Каирской декларации». В ЕС инициативу поддержали, обратив внимание на то, что ни что не заменит всеобъемлющий мир, договоренность о котором была достигнута в ходе Берлинской конференции. Усилия Каира приветствовали также в США.

В то же время, на конференции в Каире не было представителей ПНС и Турецкой Республики. Условия политического урегулирования, предложенные египетским президентом, не были обсуждены с ключевыми участниками конфликта. Закономерно, что Анкара и Триполи отказались принять «Каирскую декларацию» и военные действия продолжились. Войска ПНС продолжили бомбардировки города Сирт: последнего крупного населенного пункта, относящегося к западной части Ливии и подконтрольного Х. Хафтару.

***

Несмотря на то, что Анкара и Триполи не участвовали в обсуждении «Каирской декларации», ПНС готово принимать участие в мирных переговорах. В то же время подчеркивается, что переговоры возможны только после того, как войска Ф. Сараджа смогут захватить город Сирт и военную базу Эль-Джуфра. В то же время в ПНС заявили о том, что Х. Хафтар – военный преступник, и он не может участвовать ни в каких переговорах о послевоенном устройстве Ливии, а министр внутренних дел правительства Ф. Сараджа объявил о том, что Ливия не сможет закончить войну, пока ее восток не будет освобожден от Х. Хафтара.

ПНС почувствовало силу и готово продолжить наступление на позиции ЛНА. Большую роль в нем могут сыграть турецкие войска, чье присутствие в Ливии руководство Турции не скрывает. Эскалация боевых действий в Ливии происходит на фоне пандемии коронавирусной инфекции нового типа COVID-19. Коронавирус не стал фактором, сдерживающим боевые действия. Наоборот, воюющие стороны решили воспользоваться вовлеченностью остального мира в борьбу с эпидемией. Х. Хафтар объявил себя единоличным ливийским правителем, ПНС – перешло в наступление. Ракетные обстрелы ливийских городов приводят к перебоям в подаче воды и электричества, что мешает борьбе с эпидемией. Решение проблем, вызванных эпидемией кажется высшим военно-политическим кругам враждующих сторон не столь важной, как война друг с другом. Все это может способствовать распространению коронавирусной инфекции.

Египет и Турция, одни из главных игроков на ливийской шахматной доске, сейчас не заинтересованы в еще большей эскалации конфликта. В июле 2020 г. Эфиопия планирует приступить к заполнению водохранилища ГЭС «Хидасэ» вне зависимости от того, удастся ли Каиру, Хартуму и Аддис-Абебе прийти к компромиссу по вопросу распределения водных ресурсов реки Нил. Потенциальный удар по ирригационной системе Египта – угроза не менее существенная, чем гражданская война в Ливии, поэтому египетское руководство наверняка попытается избежать обострения ситуации сразу на нескольких «фронтах». У руководства АРЕ есть опасения, что Египет намеренно пытаются втянуть в изнурительную ливийскую войну. Учитывая то, что армия арабской республики испытывает трудности в борьбе с террористами на п-ове Синай, участие в полноценной военной кампании может заставить Египет надолго «увязнуть» в Ливии. Кроме того, закономерно, что египетская интервенция будет негативно воспринята мировым сообществом, и это может привести к введению против Египта экономических санкций и нанести удар по и без того хрупкой экономике.

Турция объявила о начале операции «Коготь орла». В ходе нее турецкие ВВС нанесли удары по объектам Рабочей партии Курдистана, которые находятся на севере Ирака. Еще одной проблемой, за которой Турция вынуждена следить – действия армии Сирийской Арабской Республики, которая воюет с террористическими группировками в Идлибе. Активизация боевых действий в Ливии происходит еще и на фоне обострения отношений Турции и Греции. Это не позволяет Анкаре быть вовлеченной в происходящие в Ливии процессы так, как ей бы хотелось.

Х. Хафтар не будет сдаваться без боя. ЛНА собирается провести реструктуризацию главного оперативного штаба командования для более эффективного взаимодействия на поле боя. К Сирту стягиваются подкрепления. Однако, в связи с событиями последних недель стало более очевидно, что военный способ урегулирования ливийского конфликта вряд ли возможен. Полного разгрома ЛНА не допустит Египет, но и Турция не допустит поражения сил ПНС.

Понимание этого вынуждает враждующие стороны обсуждать меры, которые смогут остановить кровопролитие. Делегации ПНС и ЛНА приняли участие в третьем раунде переговоров по Ливии в формате заседания совместного военного комитета «5 + 5», в ходе которых стороны обсуждали проект соглашения о прекращения огня. Несмотря на то, что перемирие многократно срывалось, и Х. Хафтар, и Ф. Сарадж поочередно отказывались от подписания соглашения о прекращении огня, сейчас появляется реальная возможность компромисса. Турция и ПНС к переговорам готовы, однако хотят перед ними усилить свою позицию.

Стоит признать, что военное решение ливийского вопроса себя не оправдало. Это значит, что в случае, если воюющие стороны не смогут найти политическое решение конфликта, Ливия еще очень долго будет оставаться страной, разделенной на две части. В этих условиях инициативу в свои руки может взять Россия. Она может предложить Ф. Сараджу и Х. Хафтару провести при посредничестве России и Турции переговоры об условиях установления режима прекращения огня. Затем, когда стрельба прекратится, инициировать обсуждение возможности политического урегулирования ливийского конфликта. У Москвы и Анкары есть большой опыт в нахождении компромисса по самым болезненным вопросам, и хочется верить, что ливийский конфликт – не станет исключением.

Автор: Иван Бочаров, программный референт Российского совета по международным делам.

Источник: https://expert.ru/2020/06/17/vojna-v-livii-mozhno-li-govorit-o-polnom-razgrome-halifyi-haftara/



Война никогда не меняется. Почему пандемия не влияет на международные конфликты
2020-07-09 12:06 Редакция ПО

На первые полосы мировых СМИ вернулись международные кризисы. Разгорается гражданская война в Ливии с участием внешних сил. На границе Индии и Китая усиливаются группировки войск. США предприняли неудачную попытку свержения правительства в Венесуэле. Растёт количество жертв конфликта в Сирии, вновь обострился кризис в Донбассе. И всё это происходит в разгар пандемии коронавируса нового типа. О том, почему пандемия не мешает участникам конфликтов воевать друг с другом, пишет Андрей Сушенцов, программный директор клуба «Валдай».

Война – это способ разрешения глубоких противоречий, в которых затронуты жизненно важные интересы сторон. Нарушение таких интересов чаще всего несовместимо с жизнеспособностью или устойчивым развитием государств. Эти интересы настолько важны, что правительства выбирают последний по целесообразности способ разрешения противоречий – с помощью военной силы.

Исторически доказано, что войны – это долго, дорого и неопределённо. Метафоры китайского философа Сунь-Цзы из его классического трактата «Искусство войны» сохраняют свою непреходящую актуальность: «Самая лучшая война – разбить замыслы противника; на следующем месте – разбить его союзы; на следующем месте – разбить его войска». Отличие этих видов борьбы, согласно Сунь-Цзы, состоит в одном – из всех видов борьбы «нет ничего труднее, чем борьба на войне».

Тем не менее война продолжает существовать и не меняется как феномен. И хотя вероятность большой войны по аналогии с мировыми кризисами ХХ века мала в силу своей катастрофичности и глубокой взаимосвязанности современного мира, региональные и локальные конфликты по-прежнему процветают, а оборонные бюджеты стран год от года ставят новые рекорды.

Пандемия 2020 года остановила многие мировые процессы. Наибольшее торможение переживают экономика, общественная, культурная, спортивная жизнь большинства стран. Но не международные конфликты. С чем это связано?

На лестнице государственных потребностей – если сравнить её с иерархией человеческих потребностей, о которой писал американский психолог Абрахам Маслоу, – физическая безопасность и суверенитет являются основополагающими. Если остальными потребностями страны могут пожертвовать, то только не безопасностью, ради сохранения которой они будут готовы пожертвовать любые ресурсы.

Можно возразить, что в основе многих современных конфликтов лежит вовсе не столкновение жизненных интересов. Так ли остро США нуждаются в смене режима в Венесуэле? Особенно в свете множественных внутренних конфликтов, которые они переживают сейчас. Гражданская война в Ливии определённо не стоит в перечне ключевых приоритетов для России, США и Турции. И тем не менее конкуренция внешних сил в этой стране не ослабевает.

Дело в том, что страны по-разному осознают свою потребность в безопасности. То обстоятельство, что даже в условиях пандемии страны не снижают активности участия в военных кризисах, говорит о том, что они воспринимают пандемию коронавируса как менее опасный вызов, чем ущерб своим геополитическим позициям со стороны конкурентов. Всё это в конечном счёте означает, что конфликт остаётся стержневым международным процессом.

Можно сделать вывод, что пандемия коронавируса не стала катастрофическим ударом, который потребовал объединения сил всего человечества. Кризис не заставил государства поставить своим первым приоритетом противодействие пандемии и отложить в сторону свои национальные интересы по защите безопасности и укреплению геополитических позиций. Это означает, что в своих общих чертах мир остаётся прежним. Обострение современных международных конфликтов говорит о том, что ведущие страны – прежде всего США, Россия, Китай – рассчитывают на скорое возвращение к «нормальности». И видят они её в классической междержавной конкуренции, к которой мир приступил задолго до пандемии.

Источник: https://ru.valdaiclub.com/a/highlights/voyna-nikogda-ne-menyaetsya/



Мамкина дети
2020-07-09 12:07 Редакция ПО

В названии материала нет орфографической ошибки. Не пеняйте на автора. Мамкин Александр – это летчик, который во время Великой Отечественной войны спас 10 детей. От попадания снаряда немецкой зенитки самолет загорелся, запылал и пилот. Нога сгорела до кости. Но он не отпустил штурвал, и посадил самолет…

Осенью 1943 г. разведчики белорусского партизанского отряда им.Щорса в д. Бельчица обнаружили работников и воспитанников дет. дома №1 по каким-то причинам, не успевшим эвакуироваться. Находился в деревне довольно крупный гитлеровский гарнизон, начальство которого, как истинные представители «культурной нации», предложили детскому учреждению самостоятельно добывать продовольствие. Интересно: как?

«Также разведчики выяснили, что детей фашисты хотели отправить в Германию прислуживать в семьях, а часть сделать донорами для раненых германских солдат. Зачем жалеть, ведь большинство – дети расстрелянных подпольщиков. Но ребята недоедали, часто болели и в доноры не очень-то годились. Это раздражало фашистов. Могло случится непоправимое. Нацисты могли пойти на все».

Партизанскими командирами было принято решение спасать детей и провели целую операцию. Назвали ее – «Звездочка». Все было продумано до мелочей. Ошибки не допускались. На кону – жизнь детей. 18 февраля 1944 г. отряд им. Щорса, совершает 20 км. марш-бросок к месту расположения детдома в деревне. Там создали временную оборону. Тем временем бойцы выводили детей. Старшие – самостоятельно. Младших и раненых выносили на руках к саням. Все обошлось – боя удалось избежать. Казалось, самое страшное позади. Но стало известно, что фашисты готовят операцию против партизан. Встала задача срочно вывезти детей за пределы территории боевых действий, т.е. – на «Большую землю». Партизаны просят о помощи командование 1-го Прибалтийского фронта. К эвакуации детей, воспитательниц и педагогов приступает 105-ый отдельный авиаполк. Служил в нем и пилот Александр Мамкин. И фамилия у него была соответствующая моменту. Настоящих мамок не было и всех их заменял 27-летний пилот самолета Р-5. Биография у летчика – обычная. Из простой семьи Воронежской области. С детства – в поле. Затем в колхозе. Решил грызть гранит науки, поступил в техникум. После того как окончил техникум его потянуло в авиацию. Закончил с отличием летное училище ГВФ.

«Началась война, и Александр рвался на фронт. Его просьбу удовлетворили только в августе 1942 г., направив в 105-ый отдельный гвардейский авиаполк ГВФ». Их задача не участвовать в боях, а всеми возможными и невозможными способами пробиваться в глубокий немецкий тыл сквозь зенитный огонь и избегая вражеских самолетов, доставлять оружие, боеприпасы, продовольствие партизанам. Оттуда вывозить раненых. И все это под покровом ночи. Никак иначе. К этому времени Александр совершил около 70 рейсов во вражеский тыл.

На этот раз 105-му предстояло вывозить детей и раненых. Время было в обрез. Оккупанты стали окружать партизанскую зону. Усилили расчеты зениток ПВО. Советские летчики летали туда-обратно по несколько раз. Сам Р-5 самолет небольшой, экипаж – 2 человека. Штурман не летал. Людей помещали на штурманское место, в грузовые контейнеры. Другого выхода просто не было. А.Мамкин благополучно совершил 8 рейсов. В 9 рейс пилот полетел в ночь с 10 на 11 апреля. В самолете несколько маленьких ребятишек поместили в штурманской кабине, в грузовом контейнере под фюзеляжем – трое детей и воспитательница, в двух съемных контейнерах – два тяжелораненых бойцов. Всего 13 человек. Рейс оказался неудачным. Попали под огонь – загорелся двигатель. Летчик имел полное право покинуть воздушное судно. Но выше права – жизнь детей. Затем огонь перекинулся на Александра, загорелась куртка, начали плавиться летные очки, горели ноги так, что просматривались сожженные кости. Стала дымиться одежда детей. Нечеловеческими усилиями воли он отогнал самолет от немецких позиций и посадил вблизи расположения советских частей. Как только самолет коснулся земли, пилот потерял сознание.

«Все участники полета остались живы. Свидетели этой истории были поражены мужеством, стойкостью молодого летчика, до конца, выполнившего свой воинский и человеческий долг. К сожалению врачам не удалось спасти Героя. 17 апреля 1944 г. Александр Мамкин ушел из жизни.

Пассажиры того 9 рейса на всю оставшуюся жизнь, дети и взрослые, запомнили этого мужественного человека с ласковой фамилией и оправдавшего ее – Мамкин.

Автор: Борис Ляшко

Источник: https://aeslib.ru/istoriya-i-zhizn/velikie/mamkina-deti.html



США все больше похожи на СССР
2020-07-09 12:08 Редакция ПО

Посольство США (как и посольство Британии) в Москве на днях вывесило радужный флаг, чтобы ознаменовать «месячник гордости», а посол США в России Джон Салливан выступил с обращением в поддержку ЛГБТ-идеологии. Идеологии, которая все больше занимает на Западе то же самое место, которое в СССР занимал марксизм-ленинизм.

Вообще, аналогии между современными США и поздним СССР бросаются в глаза. В СССР, чтобы сделать карьеру, вы должны были быть (или хотя бы старательно притворяться) верным марксистом-ленинцем. В США вы должны выражать такую же горячую веру в идеалы ЛГБТ – и родственных движений, открыто стремящихся к разрушению «патриархальной семьи», таких, как Black Lives Matter. Как и с марксизмом-ленинизмом в СССР, эта идеология подлежит не только обязательному навязыванию внутри страны, но и энергичному продвижению за рубежом.

Можно заметить, что вывешивание флага произошло на фоне российского голосования по поправкам в Конституцию, которые, в частности, определяют брак, как союз мужчины и женщины. Если работники посольства ставили себе целью убедить россиян голосовать против поправок, то это было контрпродуктивно – число избирателей, склонных оглядываться на посольство США, крайне невелико, да и те представляют собой довольно замкнутую и сплоченную группу, которая бы голосовала «против» без всяких напоминаний. Уж скорее это рассердит и мобилизует тех, кто голосует «за».

Но, как мы можем предположить, россияне тут не главные адресаты. Радужный флаг – это знак лояльности, предназначенный для своих. Выражение верности обязательной идеологии. Мы, бывшие советские люди, знаем, как это работает. Многие из нас помнят, как это было; когда я учился в школе, мы выходили на линейки и гневно клеймили позором расистскую американскую юстицию, которая преследовала героических борцов Анджелу Дэвис и Леонарда Пелтиера; мы даже вырезали из «Комсомольской правды» заранее отпечатанные письма с портретами этих замечательных людей и отправляли их в Америку. Сильно сомневаюсь, что американская юстиция обращала на них внимание – даже если они до нее и доходили.

Собственно, цель была не в том, чтобы как-то повлиять на процесс Пелтиера или Дэвис. Цель была в том, чтобы воспитать молодежь (и взрослых) в правильном идеологическом духе, побудить людей не только пассивно внимать партийной пропаганде, гремевшей из каждого утюга, но лично и активно изъявлять свою пламенную преданность ее идеям. Когда скажут, гневно осуждать, когда скажут – горячо поддерживать и одобрять.

В политологии различие между авторитарными и тоталитарными режимами проводится именно по тому, принуждают ли граждан к исповеданию определенной идеологии. При авторитарном режиме власти требуют от граждан не лезть в политику, предоставляя им, на частном уровне, верить или не верить во что они хотят. При тоталитарном, власти, напротив, требуют от каждого активной политической позиции, горячей веры в то, что предписано. Нельзя быть «аполитичным», ты должен ясно и публично выражать свою веру в правильную идеологию.

Происходящее в США – и западном мире в целом – наступление единственно верного политкорректного мировоззрения настолько пронзительно напоминает события в СССР или Китае, что об этом говорят уже давно. Как, например, известный философ и психолог Джордан Питерсон, который в ходе одного интервью сравнил происходящее с китайской Культурной революцией. Его собеседница возмутилась – как можно сравнивать западных ясноглазых борцов за все хорошее, за любовь, толерантность и гуманизм, с режимом, убившим миллионы людей?

Что же, в этом замечании есть доля истины – никаких массовых кровавых репрессий с миллионными жертвами, как при Сталине или Мао, в современном западном мире нет. Пока, во всяком случае. Но пока прогрессивные силы и не захватили власть окончательно, есть серьезное консервативное сопротивление, Трамп пока еще президент. Впрочем, идеологический тоталитаризм и не обязан быть кровавым. Массовых репрессий и расстрельных рвов не было и в СССР при Брежневе. Дорогого Леонида Ильича никак нельзя было назвать кровавым тираном – и мы в то время вовсе не жили в страхе перед ночным звонком в дверь. Но мы все отлично понимали, что такое «запороть характеристику».

Для тех, кто не застал то время: «характеристика» – это листочек бумаги, на котором описывалась ваша личность и характер с точки зрения коммунистической идеологии.  Она была нужна при поступлении в ВУЗ или на работу. Если в характеристике упоминалось, что вы «идеологически нестойки», «позволяли себе антисоветские высказывания», или, скажем «проявляли интерес к религии», то это означало фактическое поражение в правах – ваши шансы поступить в институт или устроиться на хорошую работу почти исчезали. Поэтому лучше было не выпендриваться и клеймить американский империализм и израильскую военщину. В противном случае не расстреляют – не 37-й год – но жизнь могут сильно испортить. Конечно, это привело к массовому цинизму – и, в итоге, к обвалу всей системы.

Именно этот, позднесоветского типа, тоталитаризм мы и наблюдаем в современных США. Страницы совершенно неполитических англоязычных сообществ у меня в ленте – посвященных искусству, путешествиям или программированию – изъявляют горячую поддержку движению Black Lives Matter и отмечают «месячник гордости ЛГБТ». Корпорации спешат заверить, что они тоже горячо поддерживают и одобряют. Сообщества ученых каются, что в научных журналах недостаточно представлены научные работы меньшинств. Государство – в лице посольств – тоже считает необходимым четко обозначить свою идеологическую позицию.

Если человек начнет выражать несогласие – он потеряет работу, обрушит свою карьеру и лишится контрактов, чему есть множество примеров. Знаменитая писательница Джоан Роулинг посмела заметить, что нынешняя борьба за права трансгендеров – то есть за право мужчин, которые считают себя женщинами, пользоваться женскими душевыми и туалетами – бьет по правам обычных, биологических женщин. От нее в ужасе поспешили отмежеваться даже актеры, которые снимались в экранизациях ее книг. Но Роулинг очень богата, и может себе позволить.

Бывшему гендиректору Mozilla Брендану Айку повезло меньше – ему пришлось уйти со своего поста после того, как выяснилось, что годы назад он пожертвовал тысячу долларов на политическую кампанию в защиту брака как союза между мужчиной и женщиной. А люди простые, которым приходится крепко держаться за свое рабочее место, вынуждены выучить правила игры, и, как в позднем СССР, по команде гневно осуждать, по другой команде – поддерживать и одобрять. Не только выступления против – но и недостаток рвения может быть опасным.

Как провозглашают участники продолжающихся выступлений, silence is violence, «молчание – это насилие», то есть любой, кто громко и вслух не выражает безоговорочной поддержки движению Black Lives Matter, по умолчанию расист. Отговорки вроде «конечно, я против расизма, но некоторые пункты программы движения Black Lives Matter я не могу поддержать» или «поверьте, я ни к кому не питаю ненависти, но некоторые аспекты ЛГБТ идеологии вызывают у меня сомнения» – не принимаются. Либо ты безоговорочно и с огромным энтузиазмом «за», или ты расистский и гомофобский гад со всеми вытекающими.

Конечно, есть и заметные отличия. Демократическая партия США, в отличие от КПСС, еще не обладает монополией на власть. Президент США может даже потребовать не вывешивать на посольствах флаги ЛГБТ – хотя посольства это игнорируют. У тех американцев, которые смотрят на стремительную советизацию Америки с неодобрением, еще есть кое-какие возможности, кое-какое политическое представительство. Еще нельзя сказать, что это тоталитарное движение проглотило Америку полностью – борьба еще идет, и она далека от завершения.

Идеология, которая оказывается все более обязательной, отличается от советской – хотя и имеет с ней много пересечений.  Впрочем, идеология – это инструмент, а не цель; важно не то, во что именно вас заставляют верить. Важна сама власть форматировать чужие мозги. Но то, что корпоративная, и, в значительной степени, медийная Америка поглощена тоталитарным движением, которое полагает своим долгом предписывать как американцам, так и всему миру во что они должны верить, что одобрять и что осуждать – увы, слишком заметно. И радужный флаг на посольстве – один из знаков этого.

Та Америка, в гимне которой пелось про то, что это «земля свободных и дом отважных», еще не сожрана окончательно. И в этой, тоталитарной Америке, которая требует веры во все более дикие, странные и извращенные идеологические фантазмы, нет ничего привлекательного. Это уже не тот город на Холме, о котором мечтали пуритане, прибывшие в Новый Свет из Англии. Это, если использовать библейские аллюзии, что-то больше похожее на Вавилон, город великий, который яростным вином блуда своего опаивает все народы.  

Но борьба между градом на Холме и Вавилоном еще не закончена – будем надеяться, что силы христианской цивилизации – и элементарного здравомыслия – еще возьмут верх.

Автор: Сергей Худиев, публицист, богослов

Источник: https://vz.ru/opinions/2020/6/30/1047463.html



Социология коронавируса
2020-07-09 12:10 Редакция ПО

Пандемия коронавируса в самом разгаре, и уже сейчас можно говорить о глобальных последствиях этой беды. Ведь коронавирус не только непосредственно наносит ущерб здоровью миллионов людей и часто приводит к смертельным исходам. Пандемия так или иначе повлияла и на все стороны жизни общества. Можно говорить как о глобальных масштабах потерь и ограничений, так и о воздействии на общественную жизнь в тех или иных странах.

Сегодня высказываются некоторые суждения о том, как повлияет эпидемия на последующее развитие мирового порядка и на ситуацию в различных регионах и государствах.

Для СМИ характерны заголовки: «Мир после эпидемии: кто станет жертвой новой революции», «Как пандемия повлияет на мировую политику», «Пандемия на службе глобализации», «Какой будет власть в России после эпидемии коронавируса» и т. д.

Эксперты выступают много и часто, правда, их мнения, что естественно, как правило, не совпадают.

Из многочисленных комментариев мы остановимся лишь на некоторых, привлекших наше внимание.

Безусловно, болезнь разрушает жизни, вносит сумятицу в работу рынков и демонстрирует компетентность правительств (либо отсутствие таковой). Это приведёт к перманентным изменениям в политической и экономической власти, хотя изменения эти станут понятны лишь через какое-то время.

Неоспоримо также, что последствия для мировой экономики будут серьёзными, точно предсказать их масштабы пока невозможно, но уже ясно, что всем придётся тяжело.

Сегодня мы можем частично оценить эффективность мер по борьбе с коронавирусом. Пока ясно, что карантин и самоизоляция могут противостоять инфекционным заболеваниям такого типа. К примеру, в американских городах, в которых предпринимались шаги по сокращению контактов между людьми в начале вспышки, значительно более низкие пиковые показатели смертности, чем в городах, в которых этого не сделали, в частности в Нью-Йорке.

Кроме мер, вводимых для ограничения распространения вируса, особое значение имеет достаточный уровень информированности населения как о самой эпидемии, так и о мерах по её нейтрализации. Здесь не приемлемы как замалчивания, так и дезинформация и провокационные вбросы.

Ряд западных учёных уже сегодня пытается дать оценку развитию «инфекционного синдрома» в социальной области.

К. Рекас считает, что в связи с пандемией возникают серьёзные социально-политические реакции. Не менее важно и то, что на этот раз мы имеем дело с огромным акцентом на противодействие укреплению социальных связей (которые являются стихийными для стихийных бедствий) – и на поддержку углубления и консолидации экстремальной атомизации («социальное дистанцирование», боязнь поручней и т. д.) [1].

Скептики полагают, что отказ от встреч, поездок и рукопожатий может стать нормальным явлением в будущем. Однако последствия пандемии этим, скорее всего, не ограничатся. Невозможно предугадать, что нас ждёт.

Среди негативных проявлений атмосферы эпидемии можно отметить рост нетерпимости и агрессии. Вот последний пример. В Западной Украине был оборудован пансионат для карантина приехавших из-за рубежа. Но когда прибыл первый автобус с людьми, местные жители забросали его камнями.

Прогнозируя политические последствия пандемии, С.  Уолт, профессор международных отношений Гарвардского университета, предполагает, что пандемия усилит государственную власть и укрепит национализм. Государства всех типов будут принимать чрезвычайные меры по преодолению кризиса, и многие не захотят отказываться от своих новых полномочий после его окончания [2].

По мнению учёного, COVID-19 создаст такой мир, который, к сожалению, будет менее открытым, процветающим и свободным. Всё могло быть иначе, но сочетание смертоносного вируса, слабого планирования и некомпетентного руководства поставило человечество на новый и весьма тревожный путь.

Лейтмотив западных аналитиков нередко звучит так: обесценилось то, что считалось важным в предыдущие десятилетия, – общество потребления трансформировалось в общество безопасности.

Казалось бы, в нынешней ситуации, в условиях всеобщего карантина, говорить о каких-либо социальных протестных акциях не приходится. Однако политтехнолог и политолог В. Шкляров полагает, что пандемия выступлениям протестующих не помеха [3].

Действительно, в течение последнего года весь мир полыхал от политических протестов. Много уличных акций и даже беспорядков было во Франции и в Гонконге (противники закона о выдаче подозреваемых Китаю).

В США прошло несколько очень ярких выступлений: очередные расовые протесты, марши сторонников владения оружием. И тут в разгар протестных акций возник фактор коронавируса. Действительно, многие люди, которые в обычном случае готовы были бы выйти на улицы, сейчас не очень этого хотят. Однако значительное число людей участвуют в акциях протеста. Эксперт полагает, что необходимость в протестах не только не исчезнет на время пандемии, а, наоборот, возрастёт. В том числе против мер по самой борьбе с коронавирусом, если население посчитает, что правительство действует неэффективно.

Кстати, израильские политики предложили виртуальный вариант протестных акций. Выступая против действий премьера Нетаньяху, 600 тыс. израильтян участвовали в интернет-митинге. Строго в соответствии с вирусной обыденностью.

В последнее время кто только не говорит о том, что публичная политика в нашей стране переживает кризис. Действительно, политический класс и до начала пандемии не впечатлял своей активностью и компетентностью в принятии решений.

Как отмечают эксперты, уже после последнего всплеска протестных выступлений собственно политикой занимаются некоторое количество «избранников народа», которые под неусыпным контролем политиков высшего уровня не отклоняются от «генеральной линии». За бортом публичной политики оказались десятки миллионов, которые не ощущают себя реальными субъектами политических отношений.

Кстати, как вам нравится такое нововведение, как измерение коэффициента эффективности деятельности депутатов?

Отсутствие реальной оппозиции, доступных реальных и виртуальных площадок агрегации политических устремлений и проектов ещё раз подтверждает тезис о кризисе публичной политики в нашей стране.

Хочу обратить ваше внимание также и на проблемные отношения субъектов Российской Федерации. Как в последнее время пишут СМИ, в связи с распространением эпидемии коронавируса многие главы регионов приняли постановления, направленные на противодействие этому процессу.

Одним из таких решений является отправка на двухнедельную изоляцию прибывающих из Москвы, Московской области и Санкт-Петербурга (например, в Красноярске, Башкортостане, Оренбургской, Свердловской, Тюменской областях, в Крыму и др.).

Вообще действия региональных властей по перекрытию границ между субъектами федерации, ограничение передвижения российских граждан (не регламентированные решениями федеральных властей) могут привести к актуализации ряда вопросов федеративного устройства.

С одной стороны, президент сказал, что меры, вводимые для противодействия распространению эпидемии, должны быть адекватными и не нарушать жизнедеятельности других регионов. Формулировка весьма общая. С другой стороны, у любого губернатора есть желание оправдать интересы населения своего региона, обеспечить безопасность своих людей. О том, что вопрос этот достаточно серьёзен в плане ясности, свидетельствует высказывание директора департамента региональных программ Экспертного института социальных исследований, который называют «фабрикой мысли Кремля», Д. Кислицыной. Уже сейчас есть «множество прецедентов по закрытию муниципальных, региональных границ, которые, как я понимаю, не имеют однозначного трактования», – отмечает Д. Кислицына [4]. Наверняка не устранит проблемы и последнее распоряжение В. В. Путина о предоставлении губернаторам дополнительных полномочий по выбору ограничительных режимов для своих регионов.

Проблемы влияния пандемии коронавируса на многие стороны нашей жизни весьма многочисленны, однозначно негативны и малопредсказуемы.

Надежда на то, что мы преодолеем эту беду, основывается на том, что в каждой стране есть множество примеров того, как силён человеческий дух. Врачи, медсёстры, политические руководители и рядовые граждане демонстрируют стойкость, терпение, отдают все силы для победы над болезнью. Это даёт надежду на то, что люди во всём мире, отвечая на этот чрезвычайный вызов, сплотятся и одержат победу.

Кстати, последние события свидетельствуют о желании сообща противостоять эпидемии. Во многих странах уже проходят флешмобы, инсталляции, даже салюты в честь главных защитников населения от коронавируса – врачей и всех работников здравоохранения.

И в заключение: мы ощущаем, что мир меняется, в какую сторону – пока не знаем.

            Ссылки:

1. Пандемия на службе глобализации // Геополитика.ru. URL: https://www.geopolitica.ru/article/pandemiya-na-sluzhbe-globalizacii (дата обращения: 05.04.2020).

2. Мир менее открытый, процветающий и свободный // Крамола: [сайт]. URL: https://www.

kramola.info/vesti/protivostojanie/mir-posle-pandemii-koronavirusa-izmeneniya-v-zhizni-raznyhstran (дата обращения: 10.04.2020).

3. «Необходимость в протестах во время пандемии возрастет»: Шкляров о новых формах митингов // АфишаDaily: [сайт]. URL: https://daily.afisha.ru/relationship/15087-neobhodimost-vprotestah-vo-vr... (дата обращения: 14.04.2020).

4. Какой будет власть в России после эпидемии коронавируса. Концепция нового федерализма от политолога «фабрики мысли Кремля» // URA.RU. URL: https://ura.news/articles/1036280003 (дата обращения: 14.04.2020).

Михайлёнок О.М., доктор политических наук, профессор, руководитель отдела исследования социально-политических отношений Центра политологии и политической социологии Института социологии Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук

Источник: Пандемия COVID-19: конец привычного мира? / А.В. Абрамов, В.Э. Багдасарян, С.О. Бышок, С.В. Володенков, Д. Г. Евстафьев, В.Г. Егоров, Н.А. Комлева, Н.С. Крамаренко, А.В. Манойло, О.М. Михайлёнок, А.И. Петренко, В. Ф. Прокофьев // Вестник Московского государственного областного университета (электронный журнал). 2020. № 2. URL: www.evestnik-mgou.ru



Современное общество: идеологические организация и структура
2020-07-09 12:11 Редакция ПО

Под организацией любого явления обычно понимают совокупность элементов – систем, входящих в его состав. Под структурой – взаимодействия между элементами – системами. Если экстраполировать подобное понимание сути организации и структуры на духовно–идеологический процесс общества, то можно выделить элементы, формирующие его организацию, а затем, определив взаимодействия их между собой, понять его структуру. Решим эти задачи последовательно.

Первую «ветвь» в современном идеологическом процессе, как известно, представляют идеологии классов, существующих в обществе.

Формированием классовых идеологий: капиталистической, социалистической, мелкобуржуазной, как правило, занимаются партии, созданные для решения этой задачи специальные идеологические отделы, институты, департаменты. Они целенаправленно решают задачи формирования и развития идеологий, обслуживающих интересы того или иного класса. Словом, в числе первых элементов, входящих в идеологическую организацию общества, следует назвать партии и созданные ими идеологические институты.

Вторую «ветвь» в современном идеологическом процессе по праву представляют идеологии национальные, идеологии, выражающие коренные интересы определенных наций, народностей. Формированием национальных идеологических систем занимаются специальные социальные институты, представленные в виде национальных движений, фронтов, союзов, ассамблей и так далее, все они по праву должны занимать свое место в идеологической организации общества.

Третью «ветвь» в современном идеологическом процессе представляют идеологии государств. Последние есть не что иное, как системы идей, выражающие главные интересы конкретных государств. Чаще всего государственная идеология получает свое выражение и закрепление в конституциях конкретных стран. Формированием последних, как известно, занимаются институты власти, конгрессы, сенаты, думы, рады, сеймы, бундестаги, администрации президентов и т.д. Называются они в разных странах по-разному, но суть и направленность их идеологической деятельности одна: создание идеологических систем, которые бы осуществляли идеологическое сопровождение государств во все периоды их существования.

Четвертую «ветвь», по нашему мнению, в современном идеологическом процессе представляют региональные институты. Сегодня очевидно, что все страны, имеющие сложную региональную конструкцию, все государства, состоящие из регионов, обладающих даже относительной самостоятельностью, создают или пытаются создать свои идеологические системы. Очевидно, что решение этой задачи требует привлечения к ее решению каких–то региональных институтов. Как правило, это органы региональной законодательной и исполнительной ветвей власти. Это дает нам право включать их в состав идеологической организации современного общества.

Пятую «ветвь» в современном идеологическом процессе представляют идеологии союзов людей, строящихся на профессиональной основе, на базе единства их профессиональной деятельности. Это не только профсоюзы, хотя, в первую очередь именно они, но другие профессиональные ассоциации и т.д. Очевидно, что идеологии, выражающие специфические профессиональные интересы, также должны формировать и реально формируют определенные организации. Они реально существуют в виде президиумов, ассамблей, управлений, департаментов и так далее, а значит, с полным правом могут и должны входить в идеологическую организацию современного общества.

Шестую «ветвь» в современном идеологическом процессе формируют идеологии союзов государств, призванные обслуживать международные и межгосударственные отношения. Эти идеологические системы, как правило, создаются при непосредственном участии идеологических институтов, специально создаваемых государствами, входящими в тот или иной союз. Эту роль могут выполнять парламенты таких союзов, а то и просто академические организации, специализированные идеологические институты. Словом, нет оснований не включать их в состав идеологической организации современного общества.

Седьмую «ветвь» в современном идеологическом процессе формируют религиозные идеологии, причем, как основных (христианство, буддизм, ислам, иудейство), так и не основных религиозных направлений. Нет причин отрицать серьезные идеологические основы религиозных течений. По сути, основные документы, фиксирующие главные идеи той или иной религии, наглядно подтверждают их прямую идеологическую направленность. Можно сказать, что церковь как специальный религиозный, теологический институт является субъектом создания религиозной идеологии. Она с полным основанием должна быть включена в состав идеологической организации современного общества, как необходимый ее элемент.

Таким образом, основными элементами идеологической организации современного общества являются: а) социально-классовые институты, формирующие идеологии конкретных классов, (ведущая роль среди них принадлежит политическим партиям); б) институты, формирующие содержание национальных идеологий (национальные движения, фронты, ассамблеи, союзы и т.д.); в) институты, создающие государственные идеологические системы (прежде всего институты власти конкретных государств); г) институты, работающие над созданием региональных идеологий (как правило, это органы региональной власти); д) институты, формирующие идеологические системы, обслуживающие интересы больших социальных союзов, построенных на профессиональной основе (профсоюзы, союзы промышленников и предпринимателей, золотодобытчиков, литераторов, военных и т.д.); е) институты, создающие идеологии, обслуживающие существование международных, межгосударственных союзов (где-то это президиум такого союза, где-то – это его парламент и т.д.); ж) наконец, это теологические, клерикальные институты, создающие идеологии различных религий (главным среди них, конечно, является церковь, как специфический социальный институт).

Не претендуя на полную истину по поводу содержания идеологической организации современного общества, заметим, что выше представлены основные, наиболее важные ее элементы.

Определившись с основными элементами идеологической организации современного общества, правомерно охарактеризовать его идеологическую структуру. Еще раз подчеркнем, что под идеологической структурой современного общества мы будем понимать взаимоотношения между институтами, формирующими его идеологическую организацию. При этом подчеркнем, что идеологическую структуру современного общества формируют две группы отношений. Взаимодействия между идеологическими институтами внутри «ветвей» современного идеологического процесса. Это, с одной стороны. С другой – взаимодействия между институтами разных «ветвей» современной идеологии.

Первый элемент идеологической структуры современного общества представляют социально-классовые отношения. Это, прежде всего, отношения между капиталистической, социалистической и мелкобуржуазной идеологиями. В современном мире они характеризуются рядом особенностей. Назовем основные из них.

Во-первых, в мире идет процесс увеличения численности людей, ориентированных на приоритеты капиталистической идеологии.

Во-вторых, сегодня стало значительно больше приверженцев мелкобуржуазных взглядов на мир.

В-третьих, нет оснований сомневаться в том, что в идеологической структуре каждой страны какая-то идеология играет главную роль в определении направленности ее развития.

В–четвертых, в последние годы в мире произошло ослабление идеологических позиций людей, партий социалистической ориентации. На этот факт нельзя не обратить внимание.

Таким образом, первым структурным элементом идеологической структуры современного общества являются отношения между идеологиями, выражающими классовые интересы социальных групп.

Вторым элементом идеологической структуры общества являются отношения между идеологиями, выражающими интересы определенных наций, народностей. Эти отношения характеризуются в современном мире своими особенностями.

Особенность первая. В мире идет процесс укрепления позиций одних национальных идеологий и ослабление других.

Особенность вторая. Происходит объединение, консолидация возможностей определенных национальных идеологий и разъединение национальных идеологий, порой имеющих между собой много общего.

Особенность третья. В мире появилась наднациональная идеология – это идеология США, пытающаяся навязать свои стандарты идеологическим системам других стран.

Словом, отношения национальных идеологий – необходимый и важный элемент идеологической структуры современного общества.

Третий элемент структуры современного идеологического процесса представляют отношения между государственными идеологиями. Процесс взаимодействия государственных идеологий также имеет ряд особенностей.

Особенность 1. В большинстве стран мира идет процесс укрепления, усиления их государственных идеологий. Особенно он стал проявлять себя в последние годы после распада СССР, мировой системы социализма, Варшавского договора.

Особенность 2. Каждая государственная идеология представляет из себя единство внутренней и внешней составляющих. Внутренняя составляющая – идеологическая основа внутренней политики государства, внешняя – его внешней политики.

Особенность 3. Государственные идеологии выполняют функцию идеологических инструментов взаимодействия с другими странами.

Особенность 4. В современном мире идет процесс укрепления позиций государственных идеологий одних стран и ослабление позиций идеологий других стран.

Особенность 5. В последние годы, к радости одних и к сожалению, других, значительно укрепились позиции государственной идеологии США. Последние пытаются ее навязать другим странам, максимально широко ее распространить.

Таким образом, следующим элементом структуры современного идеологического процесса являются отношения между государственными идеологиями стран.

Четвертый элемент представляют отношения между идеологиями регионов, региональными идеологиями стран. Эта группа отношений имеет свою специфику.

Во-первых, в последние годы во многих странах сформировались и укрепились региональные идеологии.

Во-вторых, региональные идеологии, несмотря на их относительную самостоятельность, испытывают решающее, определяющее на себе воздействие со стороны идеологий государственных.

В-третьих, во многих странах региональные идеологии усиливают свое воздействие на идеологии государственные.

В-четвертых, региональные идеологии взаимодействуют между собой в диапазоне от глубокой гармонии и взаимодополнения до противоречий между собой, нередко достаточно острых.

В-пятых, практика свидетельствует о том, что влияние региональных идеологий на развитие, функционирование идеологии государственной не равнозначно. Как правило, среди них есть региональная идеология, оказывающая наиболее активное воздействие на идеологию государственную.

В-шестых, государственная идеология ни в одной стране не является простой суммой идеологий региональных.

Таким образом, следующим элементом структуры современного идеологического процесса являются отношения между региональными идеологиями.

Пятым элементом структуры современного идеологического процесса являются отношения между идеологиями профессиональных союзов, профессиональных организаций. Отношения профессиональных идеологий имеют свои особенности.

  1. В последние годы в мире значительно увеличилось число профессиональных союзов, институтов, а значит, появились и новые идеологии, выражающие их главные интересы.
  2. Идет процесс активизации многих профессиональных идеологий в плане их влияния на мировое общественное развитие.
  3. Многие профессиональные союзы объединяются в международные профсоюзы. Этот процесс специфично влияет на развитие их идеологий. С одной стороны, происходит усиление профессиональных идеологий в силу расширения их социальной базы. С другой – вхождение национальных профсоюзов в международные союзы, как правило, обнажает противоречия в их идеологиях, требуя их разрешения.
  4. Идеологии национальных профсоюзов испытывают на себе воздействие идеологий международных профсоюзных организаций, движений, как и наоборот.
  5. Находятся в специфических взаимодействиях и идеологии международных профессиональных организаций между собой, формируя специфический элемент идеологической структуры современного общества.

Таким образом, отношения между идеологиями профессиональных союзов, рассматриваемые во всех их проявлениях – важный элемент структуры современного идеологического процесса.

Шестой элемент структуры современного идеологического процесса представляют отношения между идеологиями международных союзов, идеологиями союзов государств. Обратим внимание на особенности этих отношений.

Во–первых, нельзя не заметить, что после распада СССР, мировой системы социализма в мире появилось немало новых государств. Это привело к тому, что с одной стороны, они пополнили ряды традиционных международных организаций ООН, НАТО, Евросоюза и др. С другой – стали появляться новые союзы государств (СНГ, Евразийский союз и др.). Под воздействием этих факторов произошла корректировка идеологий «старых» союзов, появились идеологии новых международных организаций. Это,  конечно же, повлияло на идеологическую карту современного мира.

Во-вторых, нельзя не видеть повышение идеологического влияния одних международных союзов и снижение влияния других на положение дел в мире. В частности, растет влияние, по нашему мнению, НАТО, Евросоюза; падает в определенных направлениях, как нам представляется, влияние в мире ООН.

В-третьих, растет идеологическое воздействие США на некоторые международные организации, в частности, на НАТО, ООН.

Таким образом, отношения идеологий межгосударственных, международных союзов, организаций также являются важным элементом структуры современного мирового идеологического процесса.

Седьмой элемент структуры современного идеологического процесса формируют отношения религиозных идеологий. У этих отношений есть свои особенности.

Особенность 1. Отношения между современными религиозными идеологиями непросты, во многом противоречивы. Нетрудно заметить, что в последнее время одни идеологические противоречия между религиями так или иначе разрешались, другие – обострялись.

Особенность 2. В последние годы значительно активизировались все мировые религии, а значит и их идеологии. Более того, это привело к значительному расширению социального поля, на которое они влияют.

Особенность 3. Сегодня наибольшую активность демонстрирует идеология ислама, как в позитивном, так и негативном социальных направлениях.

Особенность 4. Растут противоречия не только между идеологиями мировых религий, но и противоречия между идеологиями школ, направлений внутри них.

Особенность 5. Идеологические противоречия, как между религиями, так и внутри них, побуждают здравомыслящих теологов искать пути разрешения идеологических противоречий.

Таким образом, отношения между идеологиями современных религий – важный элемент структуры идеологического процесса, наряду с отношениями между идеологиями классов, наций, государств, их региональных субъектов, профсоюзов, союзов государств.

Нетрудно заметить, что в специфические отношения, вступают не только типы, не только виды идеологий между собой по отдельности. Специфические отношения существуют между всеми типами и видами идеологий друг с другом. Другими словами, существуют отношения между классовыми идеологиями и идеологиями национальными, как и всеми другими типами идеологий: государственными, региональными, профсоюзными, идеологиями союзов государств, религиозными идеологиями и их отношения между собой. Попробуем охарактеризовать все эти многообразные группы отношений названных идеологий.

Классовая и национальная идеологии.  Их отношения характеризуются:

– тесной связью между собой, взаимопроникновением, взаимодополнением друг друга;

– их относительной самостоятельностью, которая проявляется в их способности развиваться не только под воздействием друг друга, но и под воздействием других явлений, на базе собственных внутренних противоречий. Наконец, в их способности отставать или опережать в развитии друг друга.

– состоянием приоритетности одной идеологии по отношению к другой в те или иные периоды общественного развития;

– как правило, определяющей ролью классовой идеологии по отношению к национальной идеологии в политическом обществе.

Классовая и государственная идеологии. Их отношения многоаспектны, многоплановы, но вместе с тем вполне конкретны. Они характеризуются:

– достаточно тесным взаимодействием, взаимодополнением друг друга, можно сказать, определенным единством. Последнее обусловлено тем, что каждая государственная идеология в современном политическом обществе имеет классовый характер, то есть она приоритетно обслуживает интересы определенного класса (классов);

– тем, что государство было и остается в политическом обществе институтом власти определенных, господствующих в нем социальных групп (классов). Отсюда опять следует, что взаимодействия классовой и государственной идеологий детерминированы их специфической ролью в обществе;

– тем, что, несмотря на тесную взаимную связь идеологий классовой и государственной, они не тождественны, существенно отличаются друг от друга. Государственная идеология, так или иначе, взаимодействует не только с идеологией господствующего в нем класса, а фактически с идеологиями всех классов, существующих в нем. Более того, она в значительной мере формируется на их базе, не являясь, конечно, простой суммой идеологий классовых;

– тем, что государственная идеология является в определенной мере механизмом реализации идеологических интересов классов конкретного общества, но, прежде всего, класса господствующего;

– тем, что классовая и государственная идеологии развиваются не только в силу воздействия друг на друга, а и на основании собственных противоречий, под воздействием явлений всех сфер общественной жизни.

Классовая и региональная идеологии. Их взаимодействия можно представить следующим образом:

– идеологии всех классов, существующих в конкретной стране, оказывают воздействие на формирование, развитие и функционирование региональных идеологий;

– решающее влияние на этот процесс оказывает, как правило, идеология господствующего в конкретном государстве класса;

– региональные идеологии чаще всего «симпатизируют» определенным классовым идеологиям, иногда идеологиям классов, не являющихся господствующими в конкретном обществе;

–          региональные идеологии имеют свое специфическое влияние и влияют на формирование, развитие и функционирование классовых идеологий;

–          наконец, важно подчеркнуть, что названные идеологии относительно самостоятельны по отношению друг другу, что проявляется в их развитии на базе собственных противоречий, в их способности развиваться под воздействием явлений всех сфер общественной жизни, наконец, в том, что они могут опережать и отставать от развития друг друга.

Классовая идеология и идеология профессиональных союзов. Их взаимодействия можно представить следующим образом:

– они являются идеологическими системами, тесно связанными, прежде всего, с экономическими и социальными интересами конкретных групп людей. Это очень их связывает;

– приоритеты в этой связке, как правило, принадлежат идеологии классовой, хотя идеология профсоюзов оказывает существенное обратное воздействие на идеологию классовую;

– очень часто они в единстве решают задачи мобилизации масс людей на определенные социальные действия;

– прочная связь классовой идеологии и идеологии профсоюзной не дает нам право игнорировать нюансы этого взаимодействия, которые, на наш взгляд, важны. Профсоюзная идеология, как правило, интегрирует идеи не одной, а нескольких классовых идеологий, при этом какая–то из них играет приоритетную роль. Отсюда следует, что, в свою очередь, идеология профсоюзов является средством решения задач не одной, как правило, а нескольких классовых идеологий;

– практика свидетельствует и о том, что названные идеологии наиболее продуктивны в общественной жизни, если они тесно взаимодействуют;

– наконец, единство классовой и профсоюзной идеологий не отменяет их специфику и относительную самостоятельность в отношении друг друга.

Классовая идеология и идеология союзов государств. Их взаимодействия можно представить следующим образом:

– в политическом обществе обязательно идеология какого-то класса (классов) является основой формирования идеологии союза государств;

– идеология союза государств, как правило, интегрирует в своем содержании идеи нескольких классовых идеологий, при этом сохраняется приоритетная роль какой-то из них;

– практика свидетельствует о том, что влияние классовых идеологий на идеологии союзов государств может меняться по мере изменения состава государств в них входящих, в силу изменения условий и целей существования таких союзов и т.д.;

– взаимодействие классовой идеологии и идеологии союза государств характеризуется сохранением ими своей самостоятельности в его рамках.

Классовая и религиозная идеологии. Их взаимодействия можно представить следующим образом:

– в политическом обществе классовые идеологии всегда оказывали, и будут оказывать воздействие на развитие и функционирование религиозных идеологий, как и наоборот;

– идеологии разных классов по-разному воздействуют и взаимодействуют с религиозными идеологическими системами, как и наоборот;

– каждая классовая идеология, обычно, приоритетно связана с какой-то определенной религиозной идеологией, как и наоборот;

– в современном политическом обществе, в котором капиталистическая идеология играет все большую и большую роль, усилился процесс ее сближения с религиозными идеологиями;

– классовая и религиозная идеологии, несмотря на их взаимодействия и сближение сохраняют свою самостоятельность по отношению друг к другу.

Таким образом, в первом блоке выводов читателю предложены положения, характеризующие взаимоотношения классовой идеологии со всеми другими основными типами и видами современных идеологий. Все эти отношения – элементы идеологической структуры современного общества.

Второй блок выводов. В нем будут представлены положения, характеризующие взаимодействия национальной идеологии (идеологий) со всеми другими их типами и видами, исключая отношения с классовой идеологией (идеологиями), которые уже были описаны в предыдущем блоке.

Национальная и государственная идеологии. Их взаимодействия можно представить следующим образом:

– национальные идеологии в многонациональных государствах составляют основу формирования его идеологии;

– государственная идеология, опираясь на идеологии национальные, не суммирует их, а вычленяет и интегрирует те идеи из них, которые могут выражать интересы конкретного государства;

– государственная идеология оказывает воздействия на развитие и функционирование идеологий национальных, причем ее воздействие тем эффективнее, чем адекватнее друг другу содержания государственной и национальной идеологий;

– нередко именно государственная идеология выполняет функцию идейного стержня развития национальных идеологий;

– влияние национальных идеологий на государственную идеологию неодинаково, оно существенно различается и зависит это от массы факторов;

– как правило, в каждом многонациональном государстве существует национальная идеология, которая наиболее серьезно влияет на формирование, развитие и функционирование идеологии государственной;

– государственная и национальная идеологии существенно различаются по своим социальным базам. Последняя значительно шире в многонациональном государстве у идеологии государственной, чем у любой идеологии национальной;

– содержания идеологии государственной и национальной совпадают по своему содержанию в однонациональных государствах;

– государственная и национальные идеологии, несмотря на тесную связь, обладают относительной самостоятельностью по отношению друг к другу.

Национальная и региональная идеологии. Их взаимодействия можно представить следующим образом:

– нередко, когда регион в основном однонационален, региональная и национальная идеологии совпадают в основном по своему содержанию;

– если регион многонационален, то его идеология формируется с учетом особенностей и на базе интеграции идей национальных идеологий;

– каждая региональная идеология влияет на развитие и функционирование идеологий национальных, причем наиболее интенсивно на идеологии наций, населяющих конкретный регион, менее интенсивно – на идеологии наций, живущих в других регионах;

– в свою очередь идеологии наций, населяющих конкретный регион, наиболее интенсивно влияют на идеологию своего региона, влияют, но менее интенсивно, на идеологии других регионов конкретной страны;

– национальные и региональные идеологии обладают относительной самостоятельностью по отношению друг к другу.

Национальная идеология и идеология профессионального союза. Их взаимодействия можно представить следующим образом:

– идеологии профсоюзов, как правило, формируются с учетом содержаний идеологий национальных, носителями которых являются люди, входящие в их состав;

– национальные идеологии, так или иначе, отражают в своем содержании идеологии профессиональных союзов;

– связь названных идеологий, главным образом, обеспечивают люди, являющиеся носителями идей как национальных идеологий, так идей профсоюзов, членами которых они являются;

– находясь в состоянии определенного взаимодействия, национальные и профсоюзные идеологии обладают относительной самостоятельностью по отношению друг к другу.

Национальная и религиозная идеологии. Их отношения можно представить следующим образом:

– национальные идеологии, как правило, связаны с определенными религиозными идеологиями, теснее всего с теми, которые получили наиболее широкое распространение в общественном сознании конкретной нации;

– такие религиозные идеологии всегда влияют на развитие национальных идеологий;

– это влияние тем сильнее, чем большее количество людей конкретной нации исповедуют ту или иную религию;

– в последние годы влияние религиозных идеологий на национальные идеологии значительно усилилось, как собственно и наоборот, довольно ярко проявляет себя тенденция усиления слияния национальных идеологий на идеологии религиозные;

– наконец, нельзя не видеть, что, несмотря на усиливающееся сближение национальных и религиозных идеологий, они сохраняют свою относительную самостоятельность по отношению друг к другу.

Таким образом, в структуру современного идеологического процесса входят все вышеназванные отношения национальных идеологий с другими типами и видами идеологий.

Третий блок выводов. Его представляют положения, выражающие отношения государственной (государственных) идеологий ко всем другим типам и видам идеологий современного общества. Часть из них уже охарактеризована (государственная идеология – идеология классовая, государственная идеология – идеология национальная), отношения государственной идеологии с другими типами и видами идеологий будут представлены далее.

Итак, государственная и региональные идеологии. Их взаимодействия можно охарактеризовать следующим образом:

– государственная идеология, формируясь и развиваясь, опирается на идеологии регионов конкретной страны;

– государственная идеология выражает и реализует определенные позиции идеологий региональных;

– государственная идеология не является результатом суммирования позиций, отраженных в содержании идеологий региональных;

– она строится на базе «селекции» идей, работающих как на государство, так и на его регионы;

– региональные идеологии в определенном смысле являются средствами проведения в жизнь в регионах идей государственной идеологии;

– они друг друга дополняют, как правило, тесно связаны между собой, вместе с тем это не отменяет противоречий, которые могут существовать между ними, не отменяет их относительную самостоятельность в отношениях друг с другом.

Государственная идеология и идеология профессиональных союзов. Их взаимодействия можно представить следующим образом:

– государственная идеология любой страны формируется под воздействием идеологий профессиональных союзов;

– определенные идеи этих идеологий входят в состав идеологий государственных, можно сказать даже так: в государственных идеологиях диалектически «снимается» содержание идеологий профессиональных союзов;

– государственная идеология существенно, нередко решающим образом влияет на формирование и развитие идеологий профессиональных союзов;

– в содержании государственной идеологии с большей или меньшей степенью глубины, в более широком или узком диапазонах, отражаются содержания идеологий профессиональных союзов;

– государственная идеология в определенной степени реализуется через идеологии профессиональных союзов;

– наконец, находясь в отношениях взаимных связей, государственные и профсоюзные идеологии обладают относительной самостоятельностью по отношению друг к другу.

Государственная идеология и идеологии союзов государств. Их взаимодействия можно представить следующим образом:

– идеология союза государств формируется на базе и с учетом их идеологий;

– идеология союза государств не является суммой идеологий субъектов в него входящих. Чаще всего, она диалектически «снимает» в своем содержании содержания идеологий государственных, интегрируя их определенные идеи;

– идеология союза государств оказывает свое воздействие на развитие и функционирование идеологий государственных;

– государственные идеологии и идеология их союза обладают относительной самостоятельностью по отношению друг к другу.

Государственная и религиозная идеологии. Их взаимодействия можно представить следующим образом:

– идеология каждого государства, формируясь, обязательно учитывает влияние религиозных идеологий, существующих в стране, на различные группы людей;

– государственная идеология оказывает воздействие на развитие и функционирование идеологий религиозных, существующих в конкретной стране;

– особо сильная связь существует у государственной идеологии с идеологией наиболее влиятельной, наиболее широко распространенной в стране религии;

– именно идеология этой религии оказывает наиболее сильное воздействие на государственную идеологию;

– как правило, все религиозные идеологии конкретной страны являются средствами реализации на практике идей ее государственной идеологии;

– социальная практика свидетельствует о том, что в мире есть немало стран, в которых через механизмы государственной идеологии реализуются идеи религиозных идеологий, как и наоборот. Более того, в последние годы число таких стран растет;

– наконец, государственная и религиозные идеологии, несмотря на их связь и взаимодополнение, обладают относительной самостоятельностью по отношению друг к другу.

Таким образом, приведенные выводы отражают еще один блок отношений между государственной и другими типами и видами идеологий. Эти отношения являются еще одним элементом идеологической структуры современного общества.

Четвертый блок выводов. В нем будут представлены положения, отражающие взаимодействия региональных идеологий со всеми другими типами и видами современных идеологических систем, исключая те, которые уже были охарактеризованы на страницах данной книги.

Региональные идеологии и идеологии профессиональных союзов. Их взаимодействия можно представить следующим образом:

 – формирование идеологий регионов происходит с учетом идеологий профсоюзов, действующих на их территориях;

– идеология региона в первую очередь взаимодействует, опирается, на идеологии тех профсоюзов, которые наиболее влиятельны в нем;

– региональные идеологии оказывают свое влияние на формирование, развитие и функционирование идеологий профессиональных союзов;

– идеологии регионов и идеологии профсоюзов находятся в отношениях относительной самостоятельности.

Региональные идеологии и идеологии союза государств. Их взаимодействия можно представить следующим образом:

– взаимодействие названных идеологий опосредовано идеологиями государственными. У региональных идеологий и идеологий союзов государств, как правило, нет прямого взаимодействия, поэтому их влияние друг на друга малопродуктивно;

– вместе с тем, через идеологии государств, входящих в те или иные их союзы, идеологии регионов влияют на идеологии союзов государств, как и наоборот: через идеологии государств, входящих в определенные союзы, идеологии последних оказывают воздействие на региональные идеологии.

Региональные и религиозные идеологии. Их взаимодействия можно представить следующим образом:

– формирование региональных идеологий происходит с учетом содержания религиозных идеологий, представленных на его территории;

– как правило, наиболее сильное воздействие на содержание региональной идеологии, оказывает та религиозная идеология, которая наиболее активно проявляет себя на территории региона;

– региональная идеология, как правило, влияет, определяет особенности реализации религиозных идеологий на пространстве региона;

– очевидно, что отношения и этих видов идеологий имеют относительную самостоятельность. Правда, справедливости ради следует заметить, что взаимодействия региональных и религиозных идеологий нередко являются одними из самых тесных, предметных.

Таким образом, выше были представлены взаимодействия региональной идеологии с другими типами и видами идеологий. Они также являются необходимыми элементами идеологической структуры современного общества.

Пятый блок выводов. Его представляют положения, отражающие взаимоотношения идеологий профессиональных союзов с другими типами и видами идеологий. Частично они уже представлены в других блоках. Нам же остается охарактеризовать отношения между идеологией профессиональных союзов и идеологиями союзов государств, религиозными идеологиями.

Идеологии профессиональных союзов и идеологии союзов государств.

Их взаимодействия можно представить следующим образом:

– идеологии профессиональных союзов оказывают влияние на идеологии союзов государств, прежде всего через идеологии государств, в них входящих, то есть опосредовано;

– есть и прямое влияние идеологий профессиональных союзов на идеологии союзов государств. Оно, как правило, осуществляется через идеологии международных организаций профессиональных союзов;

– идеологии союзов государств также оказывают свое воздействие на идеологии профессиональных союзов. Опосредовано через идеологии государств, входящих в их состав. Это с одной стороны. С другой – через идеологии международных профессиональных союзов, влияние на которые со стороны идеологий союзов государств наиболее продуктивно.

Идеологии профессиональных союзов и религиозные идеологии. Их взаимодействия можно представить следующим образом:

– религиозные идеологии воздействуют на идеологии профессиональных союзов, главным образом, через людей верующих и входящих, в то же самое время, в тот или иной профсоюз;

– как, собственно, и наоборот: влияние идеологий профессиональных союзов на идеологии религиозные оказывается через членов конкретных профсоюзов, исповедующих, в то же время, ту или иную религиозную, идеологию.

Таким образом, в идеологической структуре современного общества свое законное место занимают отношения идеологии профессиональных союзов со всеми другими типами и видами идеологий.

Шестой блок выводов. Он представлен положениями, которые отражают взаимодействия идеологии союза государств со всеми другими идеологиями современного общества. Фактически все эти положения уже представлены на страницах данной работы. Без ответа остался один вопрос: как взаимодействуют идеологии союзов государств с религиозными идеологиями? Они взаимодействуют следующим образом:

– идеологии союзов государств обязательно коррелируются с содержанием религиозных идеологий, исповедуемых в странах, их формирующих;

– как правило, на идеологию конкретного союза государств наиболее предметное влияние оказывает какая–то конкретная религиозная идеология. Чаще всего – это идеология наиболее широко распространенная в странах, входящих в такой союз;

– идеология союза государств влияет на развитие и функционирование религиозных идеологий в них;

– особо предметным является взаимодействия идеологий союзов государств с идеологиями религиозными, если последние представлены международными религиозными организациями.

Словом, важным элементом идеологической структуры современного общества являются взаимодействия идеологий союзов государств со всеми другими видами и типами идеологий.

Наконец, седьмой блок выводов. Его представляют положения, характеризующие взаимодействия религиозных идеологий со всеми другими их типами и видами. Эта задача уже решена в ходе представления основных выводов в предыдущих блоках. Нам к ним нечего добавить, кроме того, что отношения религиозных идеологий ко всем другим типам и видам идеологий, существующим в современном обществе – необходимый элемент его идеологической структуры.

Итак, если постараться лапидарно резюмировать все изложенное, то можно констатировать следующее. Идеологическая организация современного общества – это совокупность основных типов и видов идеологий, существующих в нем (классовых, национальных, государственных, региональных, профсоюзных, идеологических союзов государств, религиозных), и социальных институтов, их формирующих, развивающих и обеспечивающих функционирование идеологий в обществе. Идеологическая структура современного общества – это совокупность отношений между основными типами и видами идеологий, а также институтами, их формирующими, развивающими, обеспечивающими функционирование идеологий в обществе.

Таким образом, если идеологическую организацию современного общества формируют идеологии и институты, их обслуживающие, то идеологическую структуру современного общества формируют отношения между ними.

А.А. Кокорин, доктор философских наук

 



Цитата
2020-07-09 12:12 Редакция ПО
«Общество разделяется на два больших класса: на тех, кто работает, чтобы жить, и тех, которые живут, чтобы заставлять работать других»


Декарт
2020-07-09 12:14 Редакция ПО

Декарт

«Когито эрго сум» – гремит в веках.

Декарту я перечить не рискую,

но не пойму лишь – с дураками как?

Выходит, дураки не существуют?!

 

Спиноза 

Был Барух Спиноза горд и крутолоб.

К строгой геометрии он имел слабинку.

Ладно, хоть не к живописи! Не хватало чтоб

излагали этику в картинках!

 

Кант

Магистра Канта можно осудить.

Непревзойденный виртуоз теории,

он точно знал, что вредно много пить,

но знал, добавим, только априори…

 

Фихте

Люди врут. Не слушай их ты!

Мир устроен просто, в общем!

Как сказал философ Фихте:

«Я! Не- Я! Расчет окончен!»

 

Гегель

С восторгом прочитав «Науку логики»,

Господь холеру Гегелю послал

и, шляпу сняв, вздохнул: «Такой молоденький!..

Но что поделать? Слишком много знал».

 

Шопенгауэр

На полуслове сочиненье бросив,

к столу спешит он – плюшки испеклись!

И повара ворчат: «Наш герр философ

воистину веселый пессимист!»

 

Гегель и Шопенгауэр

Гегель крепким был доцентом.

После литра-двух вина

лекции читал студентам,

не пьянея ни хрена.

И не потому ли разве

после тяжких процедур

клял его, лелея язву,

Шопенгауэр Артур?

 

Фрейд

Врачом был Фрейд. Его слова просты:

неутоленный пыл всему виною.

Он, надо думать, и свои труды

писал в разлуке с любящей женою.

 

Витгенштейн

Трудно разобраться без портвейна –

так скорей несите же портвейн! –

в умозаключеньях Витгенштейна,

если сам, увы, – не Витгенштейн.

 

Рассел

Рассел хвастался: «Я – не марксист!»

И не знал: судьба в том виновата,

потому что, в Пензе он родись,

быть ему б завкафедрой истмата.

 

Сартр

Загадку бытия решить хотел

писатель Жан Поль Сартр – что было – было…

Но в метафизике собаку съел,

и сразу же его стошнило.

 

Опубликовано в Бельские просторы №5, 2020



Мир детства
2020-07-09 12:16 Редакция ПО

Мир детства

На первый взгляд,  детство – такое обычное слово.  Но произносишь  и  чувствуешь  его особую энергию. Прислушайтесь: «Мир дет-ства…» - прямо душу греет.  И вправду, дет- ство  -  без- за-бот-но-е вре- мя -  на работу идти не нужно.

А детский взгляд на мир и на жизнь  совсем другой. Я бы сказала, простой. Все, знаете, зависит, откуда смотреть -  снизу или сверху… Даже смешно, не правда ли. Наверное, совсем по-детски…  Как дети представляют мир? Это ведь не просто целая вселенная. Это нечто огромное. Безграничное. Непостижимое. Бесконечное.  То, что для взрослых кажется небольшим, в детском взгляде громадное. К примеру,  когда я была совсем маленькой, папа подарил мне мишку.  Самого обычного коричневого мишку. Когда я впервые его увидела, я думала, что он больше меня. Казалось, что он прямо настоящий.  Но  стоило мне подрасти, и мне исполнилось 12 лет, то я увидела его с другой стороны (с высоты своего роста). Почти сразу я поняла, что что-то не так.  Только хорошенько придвинувшись, я догадалась: всё дело в размере! Сейчас я даже не могу поверить, что этот тот самый мишка. Мишка  из моего детства…

  Детство очень быстротечно, как и время. Детство - самый короткий отрывок из нашей жизни. Детство очень быстро проходит.  Нужно ценить и успеть запечатлеть лучшие моменты из детства! Потом может быть поздно, ведь это очень важно.

Мосанова Полина, 6-ж

Ода  ручке

Вы  серьезно предлагаете восхвалять ручку? Мне кажется, что это безумие!  Где Вы видели, чтобы о ручках просто так, а не для того, чтобы сделать комплимент человеку , владеющему ей, говорили лестные слова.

Вы скажете: «Но ведь ручки бывают из золота, инкрустированные бриллиантами, они есть произведение искусства». Хм, возможно, Вы правы, но опять же здесь можно похвалить искусную работу мастера, а ручка писала и будет продолжать писать и без всяких драгоценных металлов или же камней.

А что если рассмотреть ручку  как душевную составляющую человека?  Что есть человек без ручки? Действительно, риторический вопрос, который соответствует названию нашего урока, и хоть не требует ответа, мы все же его разберем.

Приглядитесь. Моя ручка самая обычная с виду: она неказиста, покусана с одного конца, паста с чернилами  менялась в ней уже не единожды, но как только я беру ее в свою руку, то она моментально становится продолжением меня.  Она  и  мои эмоции, и мое настроение, она часть моей души, кусочек моего сердца.  Её след,  словно напутствие херувима, указывает мне дорогу в литературе, как клубок ниток для Тесея, который помог ему выбраться из лабиринта. Моя ручка - моя мысль. Как говорила Малала Юсуфзай: «Один ребенок, один учитель одна книга и одна ручка могут изменить мир».

Не важно, как выглядит твоя ручка, важно то, что чувствуешь, когда пишешь ей.

                                                                Нагорнов Влад, 10-а



Фергюсон Н. - "Площадь и башня: Сети и власть от масонов до Facebook"
2020-07-09 12:18 Редакция ПО

Башня - наглядный символ любой иерархии: те, кто снизу, поддерживают тех, кто над ними, и подчиняются им. И так до самых "верхних этажей". Площадь - понятный образ сети, отношения в которой абсолютно противоположны тому, что мы можем наблюдать в иерархиях. Это плоскость, а не вертикаль. 

Иерархические отношения всегда вызывали у историков первостепенный интерес: строение государств, генеалогические древа монархов, уйма архивных документов. И напротив, "сети" часто не оставляют следов в истории, однако порой оказывают на нее ничуть не меньшее, а порой и большее влияние, кардинальным образом меняя сам её ход. 

Знаменитый британский историк Ниал Фергюссон показывает, как сосуществовали "башня" и "площадь" на протяжении человеческой истории и какие изменения внесли две "сетевые эпохи": первая, наступившая вслед за появлением в Европе печатного станка, и вторая - начавшаяся в 1970-х годах, с технологической революции в Кремниевой долине.



В избранное