Йос Верстаппен вернулся в Формулу-1 в этом году после того, как его
карьера пилота Большого Цирка практически закончилась, когда был
свернут проект Honda Research Department. Удивительно, но этот сезон
стал его первым полным сезоном начиная с сезона-97, когда он выступал
за Tyrrell. Этот двадцативосьмилетний голландец долго боролся за то,
чтобы вернуться на тот уровень, на котором он неожиданно оказался,
выступая в 1994 году за Benetton, и, по правде говоря, в минувшем
сезоне, выступая за Arrows, он редко попадал в поле особого внимания.
В квалификациях он 12 раз из 17 попыток уступил более молодому де ля
Розе, в гонках ему часто доставались механические неполадки - в
первых 10 Гран-При он 5 раз сошел из-за технических проблем. Однако
он сумел дважды оказаться в очках, завоевав четвертое место в Монце и
финишировав пятым в Монреале, сдержав натиск наказанного stop-&-go
Дэвида Култхарда. Адам Купер взял у Йоса интервью специально для
Autosport.com.
Arrows провел не самый удачный сезон в 1999 году. Какие ожидания
у вас были в этом чемпионате? Йос Верстаппен:
Я не думал, что у меня будет много возможностей для хорошей
борьбы. Разумеется, вы никогда не знаете, как поведет себя машина,
пока не окажетесь в ней, но каждый раз, когда я разговаривал с Томом
[Уокиншоу] или с инженерами команды, они постоянно повторяли
насколько лучше стала машина по сравнению с прошлым годом, как
улучшилась аэродинамика, стал мощнее мотор, и все в таком духе. В
самом деле, когда машина оказывалась на трассе, мы показывали вполне
конкурентоспособные результаты, управлять машиной было достаточно
легко. Так что я вполне доволен.
Были ли вы удивлены теми скоростями, которые Arrows показывал на
зимних тестах? Йос Верстаппен:
Абсолютно. Но мы всегда совершали достаточно короткие заезды, к
тому же я последние два года практически не выступал в гоночном
режиме, так что проехать целую гонку, как, например, показала
Бразилия, было более чем тяжело. Но мы над этим здорово поработали,
так что сейчас в этом плане у меня нет никаких проблем.
Это был достаточно неоднородный сезон по показанным командой
результатам. Какой ваш общий вердикт о чемпионате-2000 для Arrows? Йос Верстаппен:
Порой машина была действительно великолепна, особенно в гоночном
режиме. К тому же на быстрых трассах, как я думаю, она вела себя
немного лучше, чем на медленных. Но у нас были определенные проблемы
с надежностью, да и сами мы допустили несколько ошибок. Я думаю, что
если бы нам лучше удалось подогнать болид под медленные трассы, у нас
получилась бы очень конкурентная машина.
Была ли она хороша для борьбы за очки? Йос Верстаппен:
Да, конечно. Мы знали, что у нас быстрая машина, которая может
многое нам позволить. Разумеется, это добавляло интереса, особенно
для меня. Так что в этом плане у меня выдался очень неплохой сезон.
Стала ли Канада вашей лучшей гонкой? Йос Верстаппен:
Я думаю, что Канада получилась замечательной, однако, я бы,
наверное, выделил еще и Индианаполис. Он у меня получился также очень
хорошо. Машина прекрасно чувствовала себя на влажном покрытии, так
что, когда трек стал подсыхать, я уж было подумал, что у меня очень
хорошая машина. Однако внезапно машина потеряла балансировку
тормозного усилия, которая сместилась к задней оси, из-за чего я в
нескольких местах трассы блокировал колеса при оттормаживании перед
поворотами. На чем собственно все мои планы и закончились.
Четвертое место в Монце также можно назвать достижением? Йос Верстаппен:
Да, конечно, машина показала удивительную надежность на
протяжении всего уик-энда. Можно сказать, что нам повезло, поскольку
достаточно много машин передо мной вылетело с трассы, но наша машина
показывала вполне приличную скорость. Я думаю, этот результат мы
заслужили. Но я также считаю, что были еще гонки, в которых мы
заслужили очковые финиши. Например Педро должен был финишировать в
первой шестерке в Австрии, я в Бразилии, Хоккенхайме и Индианаполисе...
Если бы все шло так как надо, в конце чемпионата у нас было бы
намного больше очков, чем вы видите в итоговой таблице.
Что стало самым большим разочарованием? Йос Верстаппен:
Бразилия. Потому что у меня очень сильно разболелась шея и я не
мог вести гонку в нормальном режиме. Когда в чем-то чувствуешь
неудобство, тут же теряется часть так необходимой для хорошего
результата концентрации. Я отвлекался на боли в шее, у меня устали
руки... Мы должны поработать над этим. Мы ездили без усилителя рулевого
управления, а мне кажется, что при правильной его работе, он бы
немного облегчил бы нам задачу - с ним гораздо легче переносить всю
гонку. Но перерасти из маленькой команды в среднюю - это значит
проделать очень и очень большую работу, и еще бОльшую работу нужно
сделать чтобы оторваться от середняков и приблизиться к вершине.
Сейчас мы знаем, что нам нужно сделать и, я надеюсь, мы многое успеем
сделать этой зимой.
Как вам кажется, в этом году вы выступали лучше чем прежде? Йос Верстаппен:
Не знаю, я не могу так сказать. Но, возможно, я делал уже не так
много ошибок, как во времена, когда я только-только начинал в
Формуле-1. Наверное, я выглядел в Гран-При сезона-2000 сильнее, чем
прежде.
На многих трассах вы не появлялись с 1998 года, а на некоторых и
еще дольше. Стали ли это для вас проблемой? Йос Верстаппен:
Нет, пожалуй, как раз с этим проблем не возникало. Единственная
трасса, на которой я до этого вообще не выступал, была Малайзия, но я
достаточно быстро выучил ее, так что все прошло нормально.
Что вы можете сказать о Педро де ля Розе как о партнере по
команде? Йос Верстаппен:
Он очень приятный парень и, в действительности, было здорово
иметь рядом с собой такого напарника.
Имеет ли большое значение, если рядом в команде человек, с
которым так легко ужиться? Йос Верстаппен: Я думаю, что хорошие отношения в команде - это хорошо.
Согласитесь жить в мире и согласии гораздо лучше, чем постоянно
находиться в каких-то раздорах и ссорах.
И вы друг друга хорошенько подстегивали... Йос Верстаппен:
Должен сказать, что Педро очень быстр в квалификациях. В гонках
пока все выглядит так, что я немного быстрее его. Но я думаю, что это
вполне приемлемая комбинация. Мы подгоняем друг друга как в
квалификациях, так и в гонках. Мы всегда получаемся рядом, что очень
хорошо для команды, потому что это ведет ее вперед.
Вы знаете Тома Уокиншоу уже долгое время. Этому человеку трудно
угодить? Йос Верстаппен:
Том это Том. Иногда с ним сложно, иногда очень легко. Я думаю,
что в этом бизнесе под названием Формула-1, особенно если вы владелец
команды, необходимо быть трудным человеком. Они всегда хотят
заплатить нам меньше, а мы, в свою очередь, всегда хотим получить
больше.
Что вы скажете насчет будущего года? Йос Верстаппен:
Я думаю, что все выглядит очень хорошо. Я совершенно ни о чем не
беспокоюсь.
Вы постоянно меняли команды. Насколько важно остаться, в конце
концов, в одной "конюшне"? Йос Верстаппен:
Я уверен, что такие перемены не приводят к лучшему, вот почему я
считаю, что лучше держаться одной команды. Техники знают проблемы, с
которыми я столкнулся в этом году, и если инженерам удастся их
решить, я думаю, что в следующем сезоне я буду еще быстрее. Они
пообещали мне, что постараются сделать машину и с учетом моих
пожеланий, т.е. с чуть-чуть большей прижимной силой спереди, с чуть-
чуть большей остротой реакции. Если им это удастся, я уверен, что в
чемпионате-2001 выполню свою работу еще лучше, чем в этом.
Можете что-нибудь сказать о новом двигателе? Йос Верстаппен:
Майк Куглан сказал, что он выглядит очень неплохо, потому что он
меньше, легче и так далее. Если им удастся сделать его надежным, это
будет еще лучше. На сегодня план такой - мы проведем очень много
тестов и посмотрим на них, что же нам досталось. Том, во всяком
случае, уверен в том, что сделал правильный выбор.
Как прошли самые первые тесты, перед Малайзией? Йос Верстаппен:
Собственно говоря, мы провели их, чтобы проверить электронику.
Это у нас получилось, так что, мне кажется, тесты вполне удались.
Теперь, когда вы его опробовали, повстречались с людьми,
причастными к его созданию, в вас добавилась уверенность в будущей
машине? Йос Верстаппен:
Да, разумеется. Все идет очень хорошо. Наверняка, вы слышали о
нем множество слухов, однако, по мне, он очень и очень хорош.