Прошедшая суббота ознаменовалась 70-летием Берни Экклстоуна. И если сам мистер
Экклстоун по этому поводу вряд ли танцевал на крышах Лондона, то его семья
и друзья наверняка от всей души поздравили Берни с этой
знаменательной датой.
Когда домочадцы, собравшись вокруг праздничного торта, дружно пожелали ему
исполнения желаний, Экклстоун, задувая свечи, скорее всего, загадал себе
удачи в бизнесе. Такой уж он человек.
И этот человек очень многое совершил в гоночном спорте. Если бы на то была его воля, то никаких торжеств по
поводу его юбилея не было бы, а сам он находился в свой день рождения в офисе, обдумывая различные контракты и
отвечая на телефонные звонки. Недавно Берни Экклстоун был замечен находящимся на рабочем месте в абсолютном
одиночестве, когда другие сотрудники уже давно покинули свои офисы.
Сейчас в прессе должно появиться множество экспансивных статей о Берни, но большинство из них, скорее
всего, отметят лишь то, что Экклстоун появился в Формуле-1 только в 1970-х.
На самом деле, спорт фигурирует в его биографии на протяжении последних 50 лет, из них 45 отдано
непосредственному участию в нем. Возможно, подтвердить этот факт теперь сможет лишь француз Жерар "Жабби"
Кромбак, посетивший все Гран-При в истории чемпионата и разъезжающий в настоящее время на легковой модели Lotus,
ранее принадлежавшей Джиму Кларку.
Многие забыли, что за плечами Экклстоуна не только опыт профессионального финансового махинатора, но и
гонщика. Карьеру пилота он начал в 1949 году, уже после периода участия в гонках на мотоциклах. Его карьера
гонщика была эффектно завершена вылетом с трека в Брэндс Хэтч и приземлением на машину, находящуюся в зоне
общественной парковки.
Позже некоторое время он занимался аукционным бизнесом по продаже автомобилей, но вернулся в спорт в 1957
году в качестве менеджера восходящей звезды, уэльсца Стюарта Льюиса-Эванса. Когда Стюарт присоединился к команде
завода Vanwall, Экклстоун купил несколько подержанных машин Connaught, на которых сам ездил а 1958 году.
На одной из них он пытался квалифицироваться в Монако, но неудачно. Конечно, он мог бы и поучаствовать в гонке
в Сильверстоуне, если бы уже не передал машину своему новому пилоту.
За время пребывания Берни в Формуле-1 ему пришлось пережить несколько трагедий. В 1958 году из-за тяжелейших
ожогов, полученных на Гран-При Марокко, погиб Льюис-Эванс. 12 лет спустя Берни потерял своего протеже, Йохена
Риндта, в результате аварии в Монце.
В обоих случаях он оставлял спорт совершенно разочаровавшимся, но также в обоих случаях он возвращался снова.
В 1972 году за довольно круглую сумму он выкупил у Рона Таурнака пилота Брэбхэма, и вскоре приступил к
объединению глав команд в сопротивление против руководства трасс, задерживавших выплаты командам.
Когда это было улажено, Экклстоун и его помощники во главе с Максом Мосли начали борьбу за телевизионные права
вещания спортивных мероприятий против международной автомобильной федерации. Эта конфронтация разрешилась
подписанием договора о согласии, фундамент для которого подготавливался перед этим в течение 20 лет.
К этому времени Брэбхэм и Нельсон Пикет уже выиграли 2 чемпионата, после чего команда была продана Alfa Romeo.
Берни же удалось перехватить у команд Формулы-1 права телевещания, несмотря на что, они все же получили лакомый
кусок от прибыли капитала, вложенного Экклстоуном в телевидение.
Формула-1 начинала приносить все больший доход, и в конце 1990-х Экклстоун стал одним из богатейших людей
Великобритании, владея целой отраслью. Ему были вручены ключи от многих городов, а итальянское правительство
даже удостоило его ордена "За заслуги". Все эти формальности его не волновали.
В прошлом году у него были проблемы с сердцем, и он подвергся операции, после чего совсем не потерял былой
энергичности. Теперь он не посещает каждый Гран-При, как прежде, но бывает на большинстве гонок, наблюдая своим
пронзительным взглядом за всем происходящим.
Кто-то любит его, кто-то - ненавидит, но не найдется такого человека, который бы его не уважал за все его
заслуги в спорте. И пока его критики негодуют по поводу очередного хитрого маневра Берни, они прекрасно сознают,
что их хлеб - успехи предмета их же критики. Ведь пока Экклстоун рядом, пока этот человек контролирует
обстановку в Формуле-1, спорт - в надежных руках.
Сейчас Берни подыскивает варианты новой структуры управления Формулой-1, иными словами, приемника своих
нынешних обязанностей. Его цель - не позволить Формуле-1 развалиться. Но пока он не собирается никуда уходить и
надеется пробыть в спорте еще 10-15 лет.
Наверняка так и будет. Без лишней категоричности, стоит заметить, что, если спорт достанется какому-то
другому, менее дальновидному человеку (конкретных имен лучше не называть), то наступит полнейший хаос. Только
сам Экклстоун способен объединить все в единое целое.
Интересно, что Экклстоун хотел бы получить на свой день рождения: Впрочем, что может понадобиться
миллиардеру, у которого есть всё?
Пинта пива вполне бы подошла, если бы не одно "но": Берни почти не пьет.