Всего 12 месяцев назад Дженсон Баттон был всего лишь подающим надежды
тинэйджером из города Сомерсет, который не смог подняться выше 3-го
места в Британской Формуле-3.
Он прикладывал большие усилия, чтобы доказать, что он "стоит многого".
Но все равно Формула-1 оставалась недосягаемой, и, казалось, что
оптимальным вариантом для Баттона будет остаться на второй сезон
в Формуле-3 и выйти на старт в качестве одного из фаворитов.
С тех пор многое изменилось. Газета Sunday Mirror первой "проговорилась",
что в Williams присматриваются к Баттону, как к возможной замене не
показывающему высоких результатов Алексу Занарди.
Многие, из тех, кто пишет о Формуле-1, решили, что это "газетная утка".
Один очень уважаемый журналист (не будем называть его имени), назвал
заметку в Sunday Mirror полной ерундой.
Но Фрэнк Уильямс и Патрик Хэд не считали подобное положение дел таким уж
ужасным. Ситуация стала очевидной, когда в январе Баттон принял участие в
тестах Williams в Хересе, бок о бок с постоянным тест пилотом команды Бруно
Жанкуйерой.
Занарди уже не работал в команде, и было очевидно, что эти тесты
своеобразная дуэль между Баттоном и Жанкуэрой, победителя которой ожидало
место действующего пилота в одной из наиболее сильных команд Формулы-1.
Но в Хересе шли проливные дожди, и команда переместилась в Барселону в
надежде на лучшую погоду. Я был в это время в Барселоне, и должен отметить,
что Баттон продемонстрировал поразительное хладнокровие.
Он встретил свой 20-й день рождения на трассе во время тестов. Что
действительно стало величайшей сенсацией, так это то, что результат Баттона
всего на 2 секунды был хуже показателя Михаэля Шумахера, продемонстрированного
днем раньше.
Но это еще более невероятно, если принимать во внимание, что ему удалось
проехать всего лишь 4 круга, после чего мотор BMW взорвался, и Баттону пришлось
добираться до боксов пешком.
Парень действительно неординарен. Он довольно непринужденно общался с
прессой, и был абсолютно невозмутим на тестах. Просто удивительное поведение
для парня столь юного возраста.
В итоге ни для кого не стало неожиданным утверждение Баттона на место
пилота. После всего двух сезонов в автоспорте, Дженсону Баттону предстояло
выйти на старт в Формуле-1 12 марта в Мельбурне.
И он ошеломил зрителей тем, что на Гран-при в Мельбурне шел в очковой зоне
до тех пор, пока не начались проблемы с двигателем. Но на второй гонке сезона
в Интерлагосе он показал настоящий класс. Он смог квалифицироваться лучше
своего партнера по команде Ральфа Шумахера, но из-за неудачного старта
пропустил немца вперед. Но продолжал сопротивляться и на последних кругах
обошел Йоса Верстаппена, в итоге финишировав шестым и заработал первое
в своей карьере очко, став самым юным пилотом в истории Формулы-1, завоевавшим
очки.
Довольно неудачно он выступил в Имоле, врезавшись в ограждение трассы, но
отлично провел Гран-при Великобритании в Сильверстоуне.
Баттон квалифицировался шестым, вновь впереди Шуми-младшего, и в первом
же повороте пытался атаковать Михаэля Шумахера, которого Дженсон считает
примером для подражания. Во время волны пит-стопов его вновь обошел Ральф
Шумахер, но уверенное пятое место лишний раз подтверждает, что у юного британца
большое будущее.
Фрэнка Уильямса, человека, не склонного к сантиментам, его протеже привел
в лирическое настроение. Он заявил: "Дженсон удивил всю команду своими
великолепными выступлениями в Формуле-1 и своей невозмутимостью, хотя давление
ситуации, сложившейся по итогам квалификации, было огромным".
"Я не сомневаюсь, что Дженсон будет и дальше идти к тому, чтобы стать
великим гонщиком".
В течение сезона Баттон продолжал выступать "на уровне". Он вырвался на
4-ое место в Хоккенхайме, несмотря на то, что ему пришлось стартовать с
последнего места из-за того, что заглох мотор.
Великолепно началась квалификационная сессия в Спа, где Баттон реально мог
занять третью позицию, и только столкновение с Ярно Трулли оттолкнуло его
на 5-ое место. И недавно, на Гран-при США и Гран-при Японии, он опередил
своего партнера по команде Ральфа Шумахера как в квалификациях, так и в гонках,
как раз на наиболее сложных в техническом отношении этапах этого сезона.
Если все так хорошо, то почему в Williams допустили переход Баттона на два
года в Benetton, а на его место пригласили колумбийскую звезду Хуана-Пабло
Монтойя?
Как сказал Эдди Джордан в Спа: "Я думаю, на какой-то момент Фрэнк Уильямс
утратил бдительность. Дженсон - это очень индивидуальный юный талант".
К счастью, решение об участие в команде в 2001 году Монтойи было принято
до начала сезона. Но оно могло привести к тому, что Дженсон мог потерять все
свои "наработки".
Но после великолепного выступления Баттона в Хоккенхайме, Уильямс
заручился гарантией того, что в будущем пилот вернется в его команду,
договорившись с Benetton, что это произойдет по истечении оговоренного
периода. Это означает, что через 2 года, если Шумахер-младший решит покинуть
Williams, Баттон и Монтойя могут оказаться в одной команде, и эта команда будет
очень и очень сильной.
"Необработанный алмаз", победитель гонок Indy 500, считает, что он
достаточно энергичен и агрессивен, чтобы попытаться отнять титул у Михаэля
Шумахера.
Определенно, в течение двух последующих сезонов, оба гонщика будут
рассматриваться как, пусть и не основные, но все-таки как конкуренты Шуми
в борьбе за звание чемпиона. Соперничество между Монтойей и Баттоном будет
приковывать всеобщее внимание, и другие события в Формуле-1 будут
рассматриваться как фоновые относительно его.
В начале сезона Михаэль Шумахер сказал, что уйдет из гонок, если
какое-либо юное гениальное дарование войдет в Формулу-1 и "потеснит его на
пьедестале". Подобно тому, как Михаэль Шумахер, сев за руль болида Формулы-1
в 1991 году, явил собой очень большое неудобство для Айртона Сенны.
Можно быть уверенным в одном. Немецкий ас будет пристально следить за
выступлениями Баттона и Монтойи.