"Я ни о чем не сожалею". Этими словами один из руководителей команды Peugeot
Коррадо Провера как бы подтверждает, что "львиная" команда действительно
уходит из Формулы-1. Каждая из сторон объясняет это по-своему.
Текст Стефана Самсона
Статистика беспощадна. Этой зимой будет официально объявлено об уходе
Peugeot из Формулы-1, и может получиться так, что на главах
производства это никак не отразится, особенно на тех, кто распоряжается
денежными ресурсами.
На девятом этаже здания по авеню де ла Гран Арми в Париже они обнародуют
итоги участия компании в Формуле-1, не делая при этом резких
комментариев и стыдливо пряча глаза. Результаты говорят сами за себя: 230
стартов, ни одной победы, всего 15 подиумов. Другой чемпион Франции - Renault
за период 1989-97 годов шесть раз завоевывал чемпионский титул в Формуле-1.
Итак, Peugeot покидает паддок, в котором компания никогда не чувствовала
себя "на высоте", покидает с черного хода, уходит, как команда проведшая
наихудший сезон и не показавшая приличных результатов. Без сомнения, в
Peugeot очень разочарованы своим бесславным участием в Формуле-1.
"Инвестировать огромные суммы, и в итоге получить жалкие крохи - такой
результат никогда никого не устроит", - Коррадо Провера, спортивный директор
Peugeot делает пояснения. - "К Ferrari и McLaren внимание прессы приковано
в 80% случаев, поэтому, какой смысл нам продолжать?"
Уходит ли французская команда на время или хлопает дверью, уходя
навсегда? "Львиная" команда не хочет оглядываться назад, когда в течение семи
лет им ни разу не удалось подняться на высшую ступень пьедестала.
Они остаются гордыми, и, как им кажется, им не за что краснеть.
Некоторые могут посчитать, что это не так.
Что можно сказать о сотрудничестве с McLaren в 1994 году? "Это был наш
лучший сезон", - говорит Провера, - "который показал, что сотрудничество
и взаимоуважение - основа успеха в Формуле-1, что средний двигатель и
хорошая машина вместе могут показать неплохие результаты."
А что по поводу работы с командой Jordan в 1995-97 годах? "Для нас этот
период оказался очень полезным," - говорит представитель Peugeot,
компании, которая, вероятно, как раз и дала возможность "желтой конюшне"
перерасти из середнячков в топ-команду. "Я хотел продолжать поставки моторов
в команду Эдди (Джордана) и по окончании 1997 года, но тогда это могло
выглядеть как нарушение наших обязательств перед командой Prost."
И мы больше никогда не вспоминали об этом. "Крушение всех иллюзий," -
говорит Провера. Смехотворное партнерство, рухнувшее с момента создания
самого первого и абсолютно неконкурентоспособного автомобиля АР01.
По словам спортивного директора Peugeot, - "в команде Prost все было
сосредоточено вокруг поиска средств. Из-за этого и стало нарастать
напряжение."
Это было странное сотрудничество, шла постоянная бумажная переписка,
высказывались грубые и резкие замечания, и даже имела место
забастовка сотрудников завода-производителя во время Гран-при Франции
прошлым летом!
"Я не могу объяснить, из-за чего окончательно испортились наши
отношения", - говорит Провера. - "Возможно, одной из причин стали наши
обязательства перед раллийной командой. (Ален) Прост беспокоился, что
мы можем не выполнить все свои обязательства перед ним."
Во время сезона 1999 года атмосфера стала настолько невыносимой, что обе
стороны начали подумывать о расторжении контракта. "Это были отношения,
которые никогда не были сотрудничеством по своей сути," - сказал Прост,
выражая недовольство по поводу работы с Peugeot, по его словам, компания
очень слаба в технологическом отношении, и не с лучшей стороны зарекомендовала
себя в автоспорте.
Peugeot отомстила - выпустила в свободную продажу двигатель 792bhp,
модификацию мотора A20 ev4. Но затем беспристрастная техника замерила
количество оборотов двигателя на машине Жана Алези - оно оказалось чуть
больше 16000, в то время, как у более сильных команд мотор вращался со
скоростью 17500 оборотов в минуту.
На протяжении семи лет концепция двигателей Peugeot оставалась
неизменной - маленький диаметр и длинный ход поршня. Не смотря на то, что
подобный подход к моторостроению последний раз использовался лишь в начале
девяностых на гонках Ле Ман, компания не собиралась ничего менять.
Итак, осознают ли в Peugeot, что перед ними стоит довольно серьезная
проблема? Нет, хотя Провера с неохотой это допускает. "В наши лучшие времена,
Формула-1 еще поддавалась управлению. Но затем ситуация становилась все более
и более напряженной, Прост рвался к успеху и просто-напросто загнал нас в угол,
из которого мы хотим выйти. Даже если наши труды не приносят плодов, никто не
может упрекнуть нас в недостаточном старании".
Будущее "львиной" команды сейчас связывают с AMT, (Asia Motor
Technologies). Корпорация полностью перекупила "место" Peugeot в Формуле-1.
Они обещают сообщать в пресс-релизах только правдивую информацию, но никто на
самом деле не знает ничего о структуре корпорации и источниках ее
финансирования. Двигатель Peugeot V10 A20 под маркой AMT будет стоять на
машинах Arrows в течение двух последующих лет.
"Сейчас я нахожусь перед принятием решения, которое позволит сохранить
рабочие места для 200 наших рабочих, и это прекрасно," - говорит Провера.
А что же относительно того заявления, что в 2001 и 2002 году на болидах
Prost будут стоять двигатели Ferrari?
"Радость переполняет меня", - ликует Прост. Итак, почему Peugeot уходит,
в то время, как другие автомобильные гиганты пытаются войти в "королевские
гонки"? "Большие компании? Пытаются войти в Формулу-1? Не смешите меня!" -
отвечает Коррадо. "Тогда где же General Motors? Почему Ford использует марку
Jaguar, а не свою собственную? Я могу поклясться - наше решение абсолютно
правильное."