Будучи главным механиком, отвечающим, за машину Йоса Верстаппена (болид 19),
Грэг Бэйкер очень близко знаком с внутренней жизнью команды Формулы-1 и с
той ответственностью, которую несет человек, занимающийся болидами Arrows.
Грэгу 34 года, и вот уже 5 лет он живет со своей женой Рэйчел в Оксфордшире.
Грэг, как началась Ваша карьера механика и как она развивалась? Грэг Бэйкер: Я начинал как практикант в гараже в графстве Чешир, где
я вырос, а параллельно в течение 5 лет, с 17 до 22, я учился на механика.
Когда я закончил учебу, то продолжал работать в гараже на протяжении 1 года,
а затем в 1990 году поступил на работу в компанию TWR Group, владеющую командой
Arrows. 2 года я работал в должности второго механика Jaguar Group C Sports
Cars, и в течение этого времени мы побеждали в чемпионате спортивных машин и
24-часовой гонке Ле Ман.
Затем я 2 года работал на Prodrive Engineering , 1 год - на Schubel
Engineering, а потом еще 2 года для команды Williams Touring Car. 4 года назад
я вернулся в компанию TWR Group, когда пришел в команду Arrows. Сначала я
работал в должности механика тест-команды, а затем перешел в гоночную команду.
Однажды мне довелось быть одним из основных механиков машины Деймона Хилла,
в 1998 году я был первым механиком Мики Сало, в 1999 году - Торы Такаши, а
теперь - Йоса Верстаппена. Очень приятно работать в такой команде, где для
механиков существует множество потрясающих возможностей реализации".
В чем заключаются функции первого механика, и какова структура команды
Формулы-1? Грэг Бэйкер: В принципе, я являюсь главным механиком, ответственным за одну из машин
команды. В мои обязанности входит контроль над функционированием болида, поиск
оптимальных настроек для соответствующих условий и распределение обязанностей
между остальными механиками.
Структура инженерного отдела команды Формулы-1 вполне стандартна. Высшую
должность занимает технический директор, в Arrows это Майк Коулэн, ему
подчиняются 2 инженера - Крис Дайер для машины Йоса и Грэхэм Тэйлор для машины
Педро, есть также и старший механик для всех трех болидов, Стюарт Коуи. Крис
и Стюарт сообщают мне о состоянии машины Йоса, а я передаю эту
информацию механикам. У механиков машины Педро и запасной машины - та же
процедура. Поток информации исходит необязательно из самой верхушки, каждый
в команде принимает участие в обсуждении мер по усовершенствованию машин, и
мне очень нравится, что это происходит именно так. Однако, не каждый имеет
возможность непосредственного доступа к машине, например, специалисты по
телеметрическим системам или сотрудники, анализирующие данные тестов. Гоночная
команда насчитывает 60 человек, и только им предоставлена эта уникальная
возможность".
Что включает в себя повседневная жизнь гоночной команды? Грэг Бэйкер: Если взять в качестве примера традиционную гонку в Европе, то с нее команда
возвращается домой либо ночью в воскресенье, либо в понедельник утром. Во
вторник машины прибывают на завод. Каждая из них разбирается механиками, шасси
отсылаются для обновления, а другие компоненты отправляются
в соответствующие подразделения для проверки и переустановки. В среду машины
возвращаются уже свежепокрашенными пульверизаторными красками. Среду и четверг
мы обычно проводим, перебирая детали болида, а в пятницу снаряжаем его
двигателем, тестируем коробку передач и электронику. Затем тщательно
настраиваем машину, в зависимости от характеристик предстоящей трассы.
Например, это может быть трек с малой или большой прижимной силой. Здесь мы
также используем данные, полученные от симулятора трассы. В воскресенье машины
отправляются на трассу, а команда прибывает туда в среду.
Мы помогаем вывести болиды из перевозочных грузовиков, настраиваем их, хотя
большая часть работы по настройкам уже проделана. К 8 утра в четверг машины
должны быть в полной готовности. Этот день используется для корректировки
настроек инженерами, проверяются коробки передач и двигатели, во избежание
внезапно возникающих проблем.
В пятницу мы прибываем на трассу около 7.30 утра для прохождения двух частей
свободной практики (с 11 до 12 и с 13 до 14). Как считают сами пилоты,
изменение настроек в перерыве между заездами неизбежно. После практики из машин
вынимаются коробки передач, проверяются передаточные числа, гидравлическая
система, передний спойлер снимается, и устанавливаются новые тормоза. После
этого все 3 машины уходят на контроль FIA для проверки массы и остальных
установленных FIA ограничений. На каждый болид тратится около 15 минут, а всего
их больше десятка, образовывается очень длинная очередь, что занимает много
времени! В пятницу рабочий день заканчивается около 10.30 вечера".
"Субботняя программа очень проста. День начинается в 6.30 утра. Сначала
проходит 2 части практики (с 9.00 до 9.45 и с 10.15 до 11). После этого мы
вынимаем из машины двигатель и коробку передач и устанавливаем квалификационный
двигатель, меняем тормоза, снова проходим контроль FIA. При этом мы имеем всего
2 часа времени между окончанием практики и началом квалификации, так что
напряжение в этот момент действительно высоко. После часовой квалификации,
которая начинается в 2 часа, мы меняем двигатель на гоночный, устанавливаем
новые тормоза и некоторые другие компоненты для гонки, проверяем бензобак и
машину в целом, после чего снова проходим контроль FIA, и где-то к полуночи,
в лучшем случае, работа заканчивается!"
"В воскресенье все опять начинается очень рано. Полтора часа длится разминка,
которая заканчивается за 4 часа до старта гонки, иногда, правда, гонка
начинаются в час дня, а иногда в 2. Если есть вероятность дождя, как это было
очень часто в уходящем сезоне, то во время разминки мы еще должны испробовать
два типа резины для различных условий влажности. Так что приходится
работать в очень быстром темпе!"
"Запасной болид настраивается для пилота, занявшего наиболее высокую позицию в
квалификации. Первый круг он делает на разминке, ведь только в воскресенье
запасным машинам команд разрешено первый раз выйти на трек. Этот круг делается
для того, чтобы удостовериться в правильном функционировании болида, а потом
каждый из пилотов рассаживается по своим гоночным машинам. С этого момента все
изменения проделываются лишь над запасным болидом. Две гоночные машины
абсолютно идентичны по всем параметрам. Следующие три с половиной часа уходят
на подготовку машины к гонке, а за полчаса до старта открывается въезд на
пит-лейн. Теперь машины могут появиться на трассе и проделать круг по треку
или выезжать сразу на стартовое поле, находясь там до самого начала гонки. Йос
обычно проезжает по трассе, чтобы удостовериться в поведении машины.
За 15 минут до старта пит-лейн закрывается, и, если машина к этому времени не
вышла на старт, тогда гонка для нее начнется с пит-лейн и только после того,
как остальные болиды уже пересекут стартовую черту".
Да, очень напряженное и точное развитие событий. Что же происходит, когда
болиды находятся на стартовом поле до начала гонки? Грэг Бэйкер: Механики каждого из болидов проводят последнюю проверку, и на машины
устанавливается первый комплект резины. За 15 секунд до старта команда должна
покинуть стартовое поле. Машины готовятся к прогревочному кругу. В этот момент
я всегда надеюсь, что с болидом все будет в порядке, и он
хорошо стартует, иначе придется вновь что-нибудь корректировать. Во время
беготни в боксы и обратно на стартовое поле приходится перепрыгивать через
ограждение пит-лейн, что просто ужасно!
Затем машины вновь занимают свои позиции на старте, и начинается гонка. Тогда
мы направляемся в боксы, где находятся запасные шины, компьютеры, детали и
готовимся к пит-стопам. Они планируются в ходе формирования гоночной стратегии,
но все может измениться из-за погодных условий или технических проблем с
машиной. Обычно мы узнаем о пит-стопе примерно за 40 секунд до его проведения.
Мы подготавливаем комплект покрышек, топливо или, в случае необходимости,
передний спойлер. Пит-стоп может длиться от 6 до 11 секунд и может проходить
до 8 раз за гонку! Прекрасное чувство охватывает, когда машины пересекают
финишную черту, и вся команда выходит поприветствовать Йоса и Педро. После
гонки мы собираемся и уезжаем домой".
В какой-то степени каждая гонка повторяет предыдущую, и Вы все время
выполняете одни и те же действия. Не хочется ли иногда какого-нибудь
разнообразия? Грэг Бэйкер: То, что каждый сотрудник имеет свою конкретную специфику работу, - это правда.
Каждый сам знает, что именно ему следует предпринять, когда с машиной что-то
не в порядке. Наша работа может показаться рутинной, но это всего лишь способ
ускорить процесс обработки машины и сделать его более последовательным. Тем
более, что каждая трасса и каждая страна, которую мы посещаем,
неповторима, и это вносит большое разнообразие в нашу работу".
Йос, Грэг работает над Вашей машиной, Вы, наверное, часто с ним общаетесь? Йос Верстаппен: Грэг отвечает за мою машину, он следит за всеми
изменениями, которые с ней происходят. Он очень серьезно относится к своей
работе, отлично с ней справляется и умеет мудро распределить обязанности между
механиками. Он мне очень симпатичен и как человек, и я могу ему
доверять, как в технических вопросах моей машины, так и в вопросах моей
безопасности".
Грэг, Вы уже так долго работаете механиком... Вам по-прежнему нравится Ваша
работа и атмосфера гоночной команды? Грэг Бэйкер: Да, мне очень нравится. К такому стилю жизни очень привыкаешь, тем более, что Arrows очень
хорошая команда. Дух товарищества, царящий в нашем коллективе, время, которые мы вместе проводим
- все это является для меня неотъемлемой частью моей жизни. Иногда приходится трудно, особенно,
когда мы ограничены во времени или очень устали к концу сезона, тогда не многие скажут Вам, что
с удовольствием выполняют определенную работу. Но рядом всегда твои друзья, события постоянно
развиваются, и в этом я нахожу неповторимый интерес".