Я нарочно мало упоминал о главных
противоборствующих силах в рамках этого чемпионата - о Ferrari и McLaren
или М.Шумахере и М.Хаккинене, кому как нравится. Во-первых, тема о
"противоборстве поклонников Ferrari и McLaren" уже навязла на зубах, а
во-вторых, обе команды провели чемпионат ниже своих возможностей.
Особенно McLaren. Не хочу сказать, что ставка
на более быстрый автомобиль была неправильной, но его излишне долгая
доводка в предсезонье и капризная система управления стали главными
залогами неудачи. Пилоты слишком долго адаптировались к машине уже в ходе
сезона. К чести Хаккинена он справился с этим быстрее Култарда. Но далее в
дело вмешались необъяснимые тактические (Нюрбургринг, Сепанг), технические
(Сильверстоун, Хоккенхайм) и пилотские (Имола, Монца) ошибки. С таким
количеством ошибок просто чудо, что Мика сумел отстоять свой чемпионский
титул. Я назвал бы этот титул вымученным, но вполне заслуженным, поскольку
трижды в этом сезоне он сумел повернуть отвернувшуюся от него судьбу (в
Испании, в Венгрии и конечно на Сузуке)! И все-таки после Гран-при Италии
Мика сказал справедливые слова, что он должен был выиграть этот чемпионат
досрочно и с отрывом очков в тридцать. Тогда и судьба Кубка конструкторов
не вызвала сомнений. А так команда совершенно справедливо его проиграла,
хотя вина за это лежит не только на Хаккинене, но и на Дэвиде Култарде. В
его адрес было высказано много упреков, не всегда, на мой взгляд,
справедливых, но в нужный момент он не выручил команду.
Теперь о Ferrari. Скажу честно, когда я начал
смотреть трансляции Формулы-1 в 1992 году, я очень переживал за судьбу
этой легендарной команды. Но со временем все изменилось: Вокруг Ferrari
царит атмосфера мифов. Вот, например, миф номер один, что Ferrari очень
хочет выиграть чемпионский титул: Он оказался, развенчан в пух и прах в
конце этого сезона. Я нисколько не сомневаюсь, что М.Шумахер быстрее
Ирвайна (и не надо этого лишний раз демонстрировать, привозя тому по
секунде в квалификации) и согласен, что М.Шумахер более достоин
чемпионского титула, чем Ирвайн, но: Волею судьбы или самого себя Михаэль
выбыл из борьбы за чемпионат, а Эдди имел все шансы. Почему я спрашиваю
команда (и в том числе Михаэль) продолжала работать на Шумахера? А потому
что Ferrari - это не команда, а сборище профессионалов-эгоистов, которое на
своем собрании решило, что на Шумахера им работать интереснее. А Эдди? А
болельщики? Переживут: Очень "совковый" подход, впрочем, они такие богатые,
что могут раздаривать титулы всем, кому им не пожелается: Миф второй, что
у Ferrari машина хуже конкурентов. Не берусь спорить по поводу 1997 и 1998
годов, но машина 1999 года у Ferrari была лучшей в пелотоне. Это стало ясно
после ГП Монако, уже тогда преимущество Ferrari было таковым, что
М.Шумахеру предстояла легкая прогулка за титулом, но: Команда расслабилась
и отдала инициативу (возможно памятуя, что могут наступить санкции ФИА),
затем ошибка в Канаде, во Франции и : тут мы подходим к мифу номер три. Что
Михаэль "супер-пупер" гонщик, прям "компьютер". Ссылаюсь на Михаэля,
который говорил после аварии, что еще на прогревочном круге он
почувствовал, что с тормозами что-то не так: Кто гонялся на последних
симуляторах знает, что главная особенность формул заключается в том, что
без тормозов на них ездить невозможно. Тем более рисковать и пытаться
перетормозить похожую по скоростным качествам машину. Сомневаюсь, что
Михаэль был настолько уязвлен, что хотел поставить Ирвайна на место. Не
стоило это того, все равно через круг Ирвайна поставил на место Жан Тодт.
Короче, если проблема с тормозами действительно существовала, то рисковать
было нельзя, если нет: то тогда зачем об этом говорить. Наверное, можно
было еще продолжать, но я думаю этого достаточно, чтобы понять, почему
Ferrari не выиграла чемпионский титул и почему я не считаю, что она
достойна Кубка конструкторов.
Теперь о скандале после ГП Малайзии: Ситуация
более, чем спорная, которая как я согласен с Никитой Тороповым с сервера
www.f-1.ru, заключается в
спорности трактовок технического регламента, по которому можно
дисквалифицировать любую команду, когда это угодно ФИА. Такая ситуация не
может длиться вечно. Это убивает не только "романтику автогонок", но и
спортивный интерес. Решение проблемы, также правильно замечено Никитой,
крупные концерны (Daimler-Benz, Ford, Honda, BMW), которые заинтересованы в
Формуле-1, должны пролоббировать изменение регламента. Может быть, это
возможно только при смене руководства FIA и FOM. Нынешнее руководство
полностью себя дискредитировало в бесконечной погоне за денежными
прибылями.
Вот такие невеселые итоги: Через пару дней
начинаются первые тесты, а за ними и новый сезон. Дай Бог нам поменьше
скандалов в нем и побольше красивой честной борьбы на трассах. И
обязательно с обгонами.