Привет всем любителям Формулы-1! Уже три
недели как закончился 50-й Чемпионат мира и самое время на холодную голову
оценить, что же интересного мы увидели в 1999 году. Сезон закончился
скандалом, но, прежде всего, хотелось поговорить не об этом, а о
другом...
Я давно хотел познакомить завсегдатаев сайта
www.f-1.ru со своей собственной
характеристикой оценки гонщиков.
Характеристика рассчитывается так:
К = СМ*(СКМ - СКНП)/СКП
где СМ - среднее арифметическое мест, занятых
гонщиком в гонках с учетом сходов (т.е. первый сошедший получает 22 место,
следующий 21 место и так далее в порядке сходов, а гонщики получившие
зачет в гонке получают номера соответствующие местам в зачетном
протоколе;
СКМ - полная сумма кругов на трассах
Чемпионата мира;
СКП - сумма кругов, пройденных гонщиком в
гонках (например, если он сошел на 23 круге, то в зачет ему идут 22 круга,
а если попал в зачетный протокол, то он получает полное количество кругов в
этой гонке или минус один-два круга отставания, если он отстал на круг или
два от победителя);
СКНП - полная сумма кругов в тех гонках, в
которых гонщик или не участвовал, или был дисквалифицирован и т.п.
Вот какие результаты дала эта характеристика
для пилотов:
1.
Эдди Ирвайн
4,006
2.
Хайнц-Харальд Френцен
6,831
3.
Михаэль Шумахер
7,127
4.
Мика Хаккинен
7,574
5.
Ральф Шумахер
8,918
6.
Мика Сало
9,796
7.
Рубенс Баррикелло
10,323
8.
Дэвид Култард
12,78
9.
Джанкарло Физикелла
14,313
10.
Оливье Панис
15,586
11.
Александр Вюрц
17,636
12.
Джонни Херберт
18,278
13.
Марк Жене
19,515
14.
Лука Бадоер
19,557
15.
Жан Алези
20,579
И для команд:
1.
Ferrari
2,495
2.
McLaren
3,357
3.
Jordan
5,136
4.
Stewart
6,892
5.
Williams
6,92
6.
Benetton
8,509
7.
Prost
10,112
8.
Minardi
11,964
9.
Sauber
13,051
10.
BAR
13,441
11.
Arrows
14,59
О чем эта характеристика говорит? Чем меньше
ее значение, тем выступления гонщика или команды стабильнее и
результативнее, т.е. лучше. Но как мне кажется, эта характеристика больше
подходит гонщикам, исповедующим стратегию "гонки на доезд", потому что
значение финиша в гонке имеет некоторое преимущество перед значением финиша
на как можно более высоком месте.
Интересно сравнить эти результаты также с
показателями за прошлый год. Это покажет нам, кто имел в этом году
максимальный прогресс или регресс
Итак, гонщики, которые нас удивили:
1. Мика Сало (16 мест и 22,678 балла выиграно по сравнению с прошлым
годом)
Казалось, что карьера Мики Сало закончилась
за месяц до начала этого чемпионата, когда он беспардонно был выкинут из
команды Arrows и заменен Торой Такаги: Но это оказалось поворотным моментом
в карьере финского пилота и он провел свой лучший сезон, поучаствовав лишь
в 9 гонках! Его выступление принесло Ferrari первый Кубок конструкторов за
16 лет!!!
2. Рубенс Баррикелло (11; 13,675)
В карьере Рубенса Баррикелло явно открылось
"второе дыхание". Прошедший сезон также оказался у Рубенса лучшим в
карьере, пусть не по абсолютному результату, а по общему.
3. Хайнц-Харальд Френтцен (8; 5,406)
И третий гонщик также удивительно похож в
своей спортивной судьбе на первых двух: Казалось их звездный час позади и
впереди только дорога вниз, но нет, оказывается, есть еще порох в
пороховницах: Что сказать о Хайнце-Харальде - две заслуженные победы в
Гран-при, поул на Нюрбургринге и перспектива борьбы за чемпионский титул.
Результаты говорят сами за себя, особенно на фоне Дэймона Хилла.
4. Ральф Шумахер (7; 9,585)
А вот с Ральфом ситуация обратная: Пока его
карьера - крутой подъем в зал славы Формулы-1. Его результаты даже немного
пугают меня - еще бы, не оставить ни малейшего шанса своему товарищу по
команде, между прочим двукратному чемпиону американской серии ChampCart, а
также набрать за сезон почти столько же очков, сколько Вильнев и Френтцен
вместе взятые в прошлом году.
5. Эдди Ирвайн (2; 3,027)
Для Эдди карьера также представляет собой
постоянный подъем. Наверное, его подъем не такой крутой, как у Ральфа, но
зато Эдди забрался гораздо выше. Пусть Ferrari не дала ему стать чемпионом
в этом году, но зато он стал самым надежным гонщиком, не закончив лишь одну
гонку. Такое не снилось даже Алену Просту, которого выбрали лучшим
гонщиком уходящего столетья. Правда, в 1988 году Прост не финишировал в
двух гонках, а в остальных по 7 раз финишировал первым и вторым: У Эдди
результаты оказались более скромными, но все равно Ирвайн провел свой
лучший сезон. Браво Эдди!
Команды, которые нас удивили:
1. Stewart (5; 6,912)
Конечно, все знают о том, что Джекки Стюарт
обещал стать чемпионом через пять лет после начала участия в гонках
Формулы-1, но позапрошлый и особенно прошлый годы заставили в этом очень
сомневаться. Тем не менее, команда под его руководством сумела в этом году
выиграть свои первые поул-позишн и гонку. А также заручиться более
серьезной поддержкой со стороны Ford. С таким фундаментом можно смело
отправляться за чемпионскими титулами!
2. Jordan (4; 2,139)
Эдди Джордан также сделал серьезный шаг
вперед. Он сумел доказать, что прошлогодний успех не случаен и команда
прочно обосновалась наверху зачетных протоколов Гран-при. Смущает лишь два
обстоятельства: очень "скромное" выступление Дэймона Хилла и отсутствие
прочной базы в виде крупного автомобильного концерна, который поддерживал
бы команду. Однако ходят слухи о союзе с Peugeot, а неудачи Хилла можно
списать на отсутствие мотивации.
Гонщики, которые вызвали наибольшее
разочарование:
1. Жак Вильнев (18 мест и 18,772 балла проиграно по сравнению с прошлым
годом)
Очень большое разочарование, как такое могло
получиться, что один из самых перспективных пилотов Формулы-1 оказался по
своим показателям на предпоследнем месте в чемпионате мира (хуже только
Сарразан). Мне трудно списать все на ненадежность болида. Просто Жак, как и
вся команда, рассчитывал на чудо, благодаря которому Рейнард выигрывал
первые гонки во всех гоночных сериях, в которых принимал участие, а когда
оказалось, что автомобиль требует черновой неблагодарной работы, чемпионат
закончился.
2. Дэймон Хилл (14; 15,592)
Дэймон вроде неплохо начал сезон - отличная
гонка в Имоле, но после нее последовал "холодный ушат" Монако, стена
чемпионов в Канаде и апокалипсис Маньи-Кур: После этого оживить Дэймона
могло только чудо: Мистер Джордан был сама настырность, но на роль "чуда"
он вряд ли бы сошел, а потому не стоило удерживать Дэймона
3. Жан Алези (7; 9,662)
Жан тоже вроде неплохо начал сезон, но
постепенно яркость его выступлений все тускнела: Жан сердился на команду,
команда на Жана. В конце концов, это не могло не привести к разводу. С
Prost Жан получил свой последний шанс:
4. Дэвид Култард (4; 4,898)
С одной стороны сезон можно было отнести в
актив, но то, как долго Дэвид раскачивался и привыкал к новой машине, то,
как он столько раз оказывался неспособным поддержать командные интересы, не
дает нам такой возможности. Пожалуй, Дэвид тоже получил от Денниса
последний шанс, который получил в конце 1995 года от него же Хаккинен.
Мика, несмотря на тяжелую травму, сумел воспользоваться своим шансом.
Посмотрим, как это удастся Дэвиду.
5. Джанкарло Физикелла (3; 3,877)
Вспоминая о гонках Джанкарло, я тоже
испытываю противоречивые чувства. Вроде есть, чем похвастать - прекрасная
гонка в Канаде: Эх, если бы Джанкарло сумел удержать победу на Нюрбургринге
в своих руках: Но героем стал Херберт и в этом мне кажется, есть высшая
справедливость! Джанкарло необходимо искать противоядие от неудач второй
половины чемпионата:
Команды, которые нас разочаровали:
1. Sauber (4; 6,158)
Прошлый сезон, несмотря на малую
результативность, оказался лучшим для команды. В этом же году команда
напоминала бледную тень самой себя год назад. Вроде и пилоты были неплохие,
и вели себя активно, но результата нет - не Sauber99, а Arrows98.
2. Benetton (2; 2,813)
Benetton в очередной раз ощутил последствия
сделки с Supertec. Впрочем, шасси также не тянуло, "супер-пупер"
дифференциал Ника Вирта так и не заработал, как следствие Ника Вирта
увольняют, а что дальше: Безумно жалко талантливых пилотов, которые могли
бы раскрыться в другой команде, впрочем, на их стороне молодость, может еще
и раскроются.
3. Williams (2; 2,215)
Я всегда был спокоен за "Железного Фрэнка",
его команда хоть пока плетется в кильватере Ferrari и McLaren, но является
таким же столпом Формулы-1 как и они. Ferrari была в кризисе два года
92-93, а потом медленно пошла вверх. McLaren был в кризисе два года 94-95,
а потом пошел вверх даже быстрее, чем Ferrari. Теперь очередь за Williams -
два года застоя (98, 99) кончились!
Formula-1 Russian Project, http://www.f-1.ru/