Спортивный регламент чемпионата мира "Формулы-1" FIA 1999 г.
Последняя версия - 1 января 1999 г.
Часть VIII
ПРОЦЕДУРА СТАРТА
136) За 30 минут до старта гонки машины выезжают из боксов на пробный круг.
По
окончании круга они должны остановиться на стартовой решетке и заглушить
двигатели.
Желающие пройти более одного пробного круга должны на малой скорости
проезжать через
пит-лейн перед началом каждого дополнительного круга.
137) За 17 минут до старта подается предупредительный сигнал, извещающий о
том, что
через 2 минуты выезд с пит-лейн будет закрыт.
За 15 минут до старта пит-лейн закрывается и подается второй
предупредительный сигнал.
Машины, все еще находящиеся в боксах, могут стартовать из боксов, но только
под
руководством маршалов. Машина может двигаться к выезду с пит-лейн, только
если пилот
находится на своем месте.
Если выезд с пит-лейн расположен позади Линии (Старт-финиш. - С.Ш.),
машины из боксов
могут присоединиться к гонке, когда все остальные участники пройдут выезд с
пит-лейн на
первом круге. Если выезд с пит-лейн находится прямо перед Линией, машины из
боксов
присоединяются к остальным, когда последние пройдут Линию.
138) Дозаправка на стартовой решетке может производиться до подачи сигнала
"5 минут",
причем она должна осуществляться из емкости объемом не более 12 л без
компрессии. В
указанную емкость до окончания процедуры старта долив топлива
производиться не
может. Емкость должна быть оборудована одним или более узлами для сухого
сочленения с
машиной.
139) О приближении момента старта участники оповещаются сигналами - за 10,
5, 3, 1
минуту и 30 секунд до старта прогревочного круга. Каждый сигнал
сопровождается
звуковым предупреждением.
Когда подается сигнал "10 минут", все лица, кроме пилотов, официальных
представителей и
технического персонала команд, должны покинуть стартовую решетку.
К моменту подачи сигнала "5 минут" все машины должны стоять на колесах.
После этого
сигнала смена колес производится только в боксах. Машины, на которых к
указанному сигналу
работы по монтажу колес еще не завершены, стартуют с последней линии
стартовой решетки
или из боксов.
По сигналу "1 минута" запускаются двигатели, и весь технический персонал
обязан покинуть
трассу.
Когда загораются зеленые огни, машины начинают прогревочный круг, на
котором лидировать
должен обладатель поул-позишн. Пилоты должны поддерживать минимальную
скорость, пока
не пройдут всех представителей технического персонала, стоящих по сторонам
трассы.
На прогревочном круге запрещены имитации старта. Строй машин должен
сохраняться по
возможности плотным.
Обгоны на прогревочном круге разрешены, только если машина задержалась на
стартовой
решетке, и если машины, идущие сзади, не проведут обгон, произойдет
задержка движения всей
группы. В указанной ситуации обгон разрешен только для восстановления
стартового порядка
участников.
Пилот, который не смог стартовать на прогревочный круг до того, как
последняя машина
пересекла Линию, не имеет права обгонять и обязан стартовать с последней
линии стартовой
решетки. Если в указанной ситуации находится более одного пилота, они
располагаются позади
всех участников в том порядке, в котором стартовали на прогревочный круг.
Если Линия
расположена позади места поул-позишн, в целях корректности толкования
настоящей статьи
считается, что воображаемая белая линия проведена в метре впереди от места
поул-позишн.
Пилот, который, по мнению стюардов, произвел неправильный обгон во время
прогревочного
круга, наказывается временным штрафом.
140) Пилот, который не в состоянии стартовать на прогревочный круг, должен
поднять руку,
после чего, когда все остальные машины пересекут Линию, его механики могут
попытаться
устранить дефект под наблюдением маршалов. Если и после этого машина не
может
стартовать, она по кратчайшей траектории заталкивается в боксы, где работа
над ней может
быть продолжена.
141) По возвращении на стартовую решетку после прогревочного круга машины
должны
занять свои стартовые позиции, не заглушая двигателей. После того, как все
машины
остановятся на своих местах, подается сигнал "5 секунд", а вслед за ним -
4, 3, 2, 1 секунда.
В любой момент после сигнала "1 секунда" гонке дается старт одновременным
погашением
всех красных огней.
142) Старт производится с места. Сигнал старта подается посредством
стартовых огней,
управляемых постоянным стартером гонки. Во время старта на ограждении
пит-лейн не
должно находиться посторонних, за исключением уполномоченных официальных
лиц и
пожарных маршалов, каждый из которых владеет соответствующим пропуском и
носит его
в течение всей гонки.
143) Машины, которым не удалось соблюсти стартовый порядок в течение всего
прогревочного круга, а также находящиеся в движении в момент включения огня
"1
секунда", должны проследовать на пит-лейн и стартовать из боксов в
соответствии со
статьей 137.
144) Если после возвращения на стартовую решетку по окончании прогревочного
круга
двигатель машины глохнет и пилот не в состоянии завести его самостоятельно,
он должен
немедленно поднять руку над головой, и маршал, отвечающий за
соответствующую линию
стартового поля, должен немедленно подать сигнал желтым флагом.
Если старт задерживается (см. ст. 145), маршал с желтым флагом стоит перед
машиной
виновного в задержке, не позволяя ей сдвинуться с места до тех пор, пока
все остальные
машины не покинут стартовую решетку. Затем пилот имеет право следовать
процедуре,
описанной в ст. 140 и 143. Как и в ст. 141, другие машины сохраняют свои
позиции на
стартовой решетке; пустые позиции не заполняются.
Если в описанной ситуации оказывается более одного пилота, их новые позиции
позади
всех участников определяются их первоначальным (перед прогревочным кругом)
положением относительно друг друга.
145) Если проблемы возникают в тот момент, когда машины прошли прогревочный
круг и
находятся на стартовой решетке, применяется следующая процедура:
a) Если не был дан старт, включаются огни "Отмена старта", все
двигатели
заглушаются, старт нового прогревочного круга откладывается на 5 минут, а
дистанция гонки сокращается на 1 круг. Следующим подается сигнал "3 минуты".
b) Если гонка стартовала, маршалы, стоящие по сторонам стартовой
решетки, должны
размахивать желтыми флагами, информируя пилотов о том, что на стартовой
решетке находится неподвижная машина.
c) Если после старта машина останавливается в пределах стартовой
решетки, в
обязанности маршалов входит вытолкать ее с трассы в боксы по кратчайшей
траектории. Если пилоту в это время удается запустить двигатель, он может
вернуться в гонку
d) Если пилоту не удается запустить двигатель, пока маршалы толкают
машину, его
механики могут попытаться сделать это в боксах. Если попытка будет успешной,
пилот может вернуться в гонку. Как пилот, так и механики обязаны следовать
указаниям маршалов во время осуществления данной процедуры.
146) Если применяется статья 145, гонка учитывается в зачет чемпионата вне
зависимости
от того, сколько раз описанная процедура повторяется или на сколько кругов
в результате
сокращается дистанция.
147) В пределах стартовой решетки дозаправка в случае более чем
однократного повторения
старта в соответствии со ст. 145 не допускается.
148) За фальстарт налагается временной штраф, о чем пилот уведомляется с
помощью
приемника, который предоставляется FIA и устанавливается на машины в
соответствии с
указаниями FIA.
149) Какие бы то ни было изменения в процедуре старта допускаются только в
нижеописанных случаях:
a) Если трасса, бывшая сухой в течение всех тренировок, становится
мокрой (или
наоборот) после окончания warm-up, но не более чем за час до начала гонки,
разрешаются 15-минутные свободные заезды.
b) Если дождь начинается после сигнала "5 минут", но до начала гонки и,
по мнению
директора гонки, командам необходимо дать возможность сменить резину, на
Линии
загораются огни "Отмена старта", и стартовая процедура возобновляется лишь
спустя 15 минут. Если необходимо, применяется процедура, описанная в ст.
145.
c) Если непосредственно перед стартом, по мнению директора гонки,
количество воды
на трассе таково, что безопасность не может быть обеспечена даже дождевой
резиной, на стартовой линии включаются огни "Отмена старта". Одновременно
участникам показывается табличка с изображением числа "10" на красном
фоне.
"10" на красном фоне означает задержку процедуры старта на 10 минут. Если
погодные условия улучшаются до окончания 10-минутного периода, участникам
показывается табличка с изображением числа "10" на зеленом фоне. Этот знак
означает, что через 10 минут будут включены зеленые огни.
Через 5 минут после того, как показана табличка с изображением числа "10" на
зеленом фоне, начинается процедура старта, сопровождаемая обычными
стартовыми
сигналами (5, 3, 1 минута, 30 секунд)
Если погодные условия так и не улучшаются в течение 10 минут после показа
таблички с изображением числа "10" на красном фоне, на Линии включаются огни
"Отмена старта", что означает дальнейшую задержку старта на 10 минут. Эта
процедура может быть повторена несколько раз.
Любая демонстрация таблички с изображением числа "10" (на красном либо
зеленом
фоне) сопровождается звуковым сигналом.
d) Если гонка стартует с ходу за пейс-каром, применяется статья 154 n).
150) Стюарды при принятии решения могут пользоваться электронным или
видеооборудованием. Стюарды могут изменять решения судей на трассе.
Нарушение
положений Устава или настоящего Спортивного регламента в части процедуры
старта
может привести к снятию машины или пилота с этапа.