[свободная трибуна] Статья: Праздник для своих
[свободная трибуна] Статья: Праздник для своих
приветствует Вас!
Праздник для своих
Размышления, навеянные юбилеем Андрея Макаревича
Андрей Большаков
Очень похоже, что в календаре памятных дат России может появиться еще один <красный
<Машина времени> Андрей Макаревич отмечает 60-летие. Для огромного числа поклонников
певец стал символом времени> (<ТВ Центр>, Москва). Или 14-го, когда Макаревич
был представлен на Первом канале ТВ. Представлен с истинно русским размахом -
и утром, и днем, и еще - ночью, на собственном концерте. Такой вот медиа-марафон
протяженностью в четыре дня был показан отечественному зрителю.
Не припомнится что-то, чтобы столь же широко отмечали в нашей стране еще чей-то
юбилей. За чей счет банкет, интересно?
Между прочим, 11 декабря исполнилось бы 95 лет со дня рождения Александра Исаевича
Солженицына. Кто о нем вспомнил? Телеканал <Культура>. Документальным фильмом...
Скоро год, как Андрей Макаревич написал открытое письмо президенту РФ Владимиру
Путину. По поводу запрета на усыновление наших детей американцами. Есть в письме
и такие слова: <Уровень нравственности в нашей стране упал ниже плинтуса. Пожалуйста,
не опускайте его ещё ниже>. Так не президент же регулирует уровень нравственности,
он у каждого - свой, личный:
В утренней телепередаче на Первом канале Макаревич рассказывал о трудной жизни
в <совковые> времена. Чтобы не прослыть <тунеядцем>, вынужден был, оказывается,
поступить в Московский архитектурный институт, правда, почему-то не сказал при
этом, что его папа тоже был архитектором и даже вроде бы преподавал в этом вузе
(памятник Карлу Марксу на Театральной площади, например, его проект). По воспоминаниям
Макаревича, в 1966 г. он познакомился с музыкой группы <The Beatles> и стал битломаном,
как и некоторые из его сверстников, что и определило его дальнейшую судьбу.
Однажды в репортаже программы <Время> с Московской международной книжной ярмарки,
посвященному выходу книги о <Машине времени>, музыканта так и назвали <битлом
перестройки>.
Да, в 1979 г. с <Машиной времени> подписал контракт Росконцерт, что придало группе
легальный статус. С этого момента Макаревич официально стал музыкантом и исполнителем.
В общем, из <подполья> и вдруг - на вершину популярности: Странно по советским-то
временам. Да и сейчас далеко не всем такие взлеты под силу.
В одном гламурном интернет-издании 11 декабря написали (автор - Катя Кожевникова):
<Они назвали свою группу Time Machines - во множественном числе по аналогии со
своими кумирами The Beatles. Не только название было английским. В СССР тогда
не было подобной музыки, и им, наверное, казалось, что рок-н-ролл можно петь
только на английском. Вот они и перемежали западные каверы (версии) собственными
хитами, написанными благодаря урокам английского языка>.
И еще цитата оттуда же: <Андрея Макаревича за многое осуждают. За то, что он
никогда не считал, что художник должен быть голодным, гений - обязательно непризнанным,
а рок-музыкант - непременно бедным. За <Смак> и другие его шоу на телевидении.
За то, что он поддержал на выборах президента Дмитрия Медведева и принял участие
в концерте в честь его победы. А потом за то, что он поменял мнение и начал критично
высказываться в адрес действующей власти. А он поступает, как считает нужным,
оставляет себе право быть собой и даже совершать ошибки. И, кстати, прекрасно
слышит осуждающие реплики, но мало обращает на них внимания>.
Но, как сообщала газета <Известия>, Андрей Макаревич отрицательно отреагировал
на выдвижение <Pussy Riot> на премию известного и авторитетного издания <The
New Musical Express>. <Я уважаю девушек за искренность и за смелость, но никак
не могу отнести продукт их деятельности к предмету музыкальной культуры. Простите,
но мухи отдельно, котлеты отдельно>, - сказал музыкант. И вправду, давайте отделим.
Макаревич почему-то не вспомнил об одном эпизоде, о котором на Западе много шумели.
Звезды российской и мировой музыки выступят 30 марта (2011 г.) в лондонском Королевском
Альберт-холле, чтобы поздравить с 80-летием экс-президента СССР, лауреата Нобелевской
премии мира Михаила Горбачева, сообщили аж за полгода до этого события <РИА Новости>.
Спела на вечере и немецкая группа <The Scorpions>, с песней которой <Ветер перемен>
широко ассоциируется падение коммунизма в Восточной Европе, ключевую роль в котором
сыграл Горбачев.
В России юбилей был отмечен тише. Как написало позже издание <Мaxpark>: <:Относительно
скромно отметил свой 80-й день рождения бывший президент СССР Михаил Горбачев:
в торговый центр <Европейский> пришли по приглашениям не более 300 человек. Среди
прочих на мероприятии были замечены оппозиционные политики и музыканты, опальные
журналисты и предприниматели с непростой судьбой>. <80-летний юбилей президента
СССР Михаила Горбачева, который при помощи западных СМИ вдруг превратился в великий
и вроде даже всемирный праздник, не тронул политиков России>. Это, подчеркнем,
смотря каких политиков и иже с ними. GZT.RU: <У парадного входа журналисты заметили
главного редактора <Эха Москвы> Алексея Венедиктова, который впоследствии вел
прямую трансляцию юбилея в своем Twitter:бывшего министра экономики России в
1992-1993 годах Андрея Нечаева. Среди деятелей культуры были замечены режиссер
Павел Чухрай, юморист Михаил Жванецкий, писатель Владимир Сорокин, музыканты
Андрей Макаревич и Юрий Шевчук.
У входа был замечен партнер Горбачева по <Новой газете> и глава Национального
резервного банка Александр Лебедев:Чуть позже подтянулись оппозиционные политики
Григорий Явлинский и Ирина Хакамада: Пришел советник президента по правам человека
Михаил Федотов и телеведущий Леонид Парфенов:
Поднимались на сцену музыкант и продюсер Стас Намин и Андрей Макаревич. Под аккомпанемент
лидера <Машины времени> спел одну из своих любимых песен романс <Старые письма>
- и сам Горбачев...
В общем, праздник для своих. Чужих не было>.
Лондонская <Times> незадолго до горбачевских торжеств ехидничала: <Воскообразные
останки Ленина должны перевернуться в Мавзолее. Через 20 лет после окончания
холодной войны за рубежом чествуют как подлинного героя ХХ столетия человека,
разрушившего советскую империю, уничтожившего монополию компартии, открывшего
двери частному предпринимательству и отвернувшегося от большевистского наследия.
Что за ирония: его игнорируют в Москве и чествуют в Лондоне, причем неподалеку
от библиотеки, где Ленин разрабатывал планы революции. Не слишком ли все это
чересчур? Заслуживает ли Горби всей этой шумихи? По зрелом размышлении заслуживает>.
<Я рад, что судьба свела меня с вами, Михаил Сергеевич. Вы великий человек, для
меня честь быть сегодня рядом и петь вместе с вами, это замечательный праздник:>,
- расчувствовался тогда Макаревич. Как там говорят: скажи, кто твой друг, и я
скажу, кто ты?
В Интернете осенью прошлого года широко тиражировалось <Открытое письмо Андрею
Макаревичу и другим:>, которое подписал некий Андрей Яхнин (художник, архитектор,
предприниматель). Есть там и такие слова: <Уважаемые господа, летающие бизнес-классом,
посещающие модные клубы, дающие интервью и возглавляющие красочные шествия по
центру столицы. Вы все - умные, талантливые и, в общем, не злые люди - не поняли
самого главного. Вы и есть часть этой системы, против которой неожиданно начали
выступать. Коррупция, откаты, ложь и произвол - это ваша <креатура>. Вы создали
эту систему в 90-е годы, а когда вместо <интеллигентных> комсомольцев-олигархов
пришли жесткие люди в погонах - вы всполошились. Но вся ваша гладкая, гламурная
жизнь полностью зависит от этой системы. Вы превратитесь в пыль и будете бесследно
рассеяны по ветру, если эта система рухнет>.
Заканчивалось это письмо так: <Однако прежде, чем прогибать <изменчивый мир>
- подумайте, ведь прогнувшись, он может дать такую трещину, которая погребет
и вас самих>.
На прошлых выборах президента Андрей Макаревич был наблюдателем от штаба кандидата
Михаила Прохорова в консульстве России в Австрии. Среди <избранных> были также
актеры и продюсеры Леонид Ярмольник и Игорь Верник, телеведующая Ксения Собчак,
внучка экс-президента Грузии Софико Шеварнадзе, соучредитель <Лиги избирателей>
Ольга Романова, доверенное лицо Прохорова Алла Пугачева и другие. Действительно,
<чужие здесь не ходят>.
Любопытный факт: в страшно <совковый> 1976 г. <Машина времени> неожиданно получила
приглашение в Таллин на фестиваль с названием <Песни молодежи-76>. Но всем было
понятно, что прибалты организовали самый настоящий рок-фестиваль. В таллинском
троллейбусе Макаревич познакомился с кутавшимся в овчинный тулуп Гребенщиковым,
который с <Аквариумом> добрался до фестиваля вообще без приглашения и чуть ли
не пешком. Но ни <Аквариуму>, ни профессиональным прибалтийским группам удача
не улыбнулась: фестиваль выиграла <Машина времени>. Так писали в эти предъюбилейные
дни некоторые издания о призабытых делах. И еще - звучало рефреном: <Разумеется,
все начиналось с "Битлз">. Может, не случайно звучало?
Вот только несколько цитат из книги д-ра Джона Колемана <Комитет 300. Тайны Мирового
Правительства>. <Феномен <Битлз> не был спонтанным молодежным бунтом против старой
социальной системы. Наоборот, это был тщательно разработанный неуловимыми заговорщиками
план ввода чрезвычайно разрушительного элемента в большую целевую группу населения,
сознание которой планировалось изменить против ее воли. Вместе с <Битлз> в Америке
были введены в оборот новые слова и выражения, изобретенные Тавистоком (Тавистокский
институт человеческих отношений. - А.Б.). Такие слова, как <рок> в отношении
к музыкальным звукам, <тинэйджер> (<подросток>), <кул> (cool - <клевый>) :и <поп-музыка>
были частью лексикона из кодовых слов, означающих принятие и употребление наркотиков>.
(Сейчас это уже и наши слова.)
<Никто не обратил бы внимания на шутовскую группу из Ливерпуля и на их двенадцати-атональную
систему <музыки>, если бы пресса не подняла вокруг них настоящий ажиотаж. Двенадцати-атональная
система состояла из тяжелых повторяющихся звуков, взятых из музыки жрецов культов
Диониса и Ваала и подвергнутых <современной> обработке Адорно, близким другом
королевы Англии>. <Называть <рок> музыкой - такое же оскорбление музыки, как
и <рок-лирика> - оскорбление языка>.
<Методология Тавистока и Стэнфорда (Стэнфордский исследовательский институт,
основан в 1946 г. - А.Б.) гласит следующее: если необходимо разрекламировать
что-то такое, что общественность еще не полностью приемлет вследствие недостаточной
промывки мозгов, то следует заказать статью, раскрывающую все аспекты данного
вопроса. Другой метод состоит в организации телевизионных ток-шоу в прямом эфире,
в которых группа экспертов рекламирует продукты или идеи под видом их <обсуждения>.
Участники шоу демонстрируют различные точки зрения, сторонники и противники высказываются
за или против. Когда все заканчивается, обсуждавшийся вопрос прочно застревает
в сознании публики>.
<Без истошной истерии средств массовой информации и без практически круглосуточной
рекламы хиппово-битниковый культ рок-музыки и наркотиков никогда не прижился
бы в обществе; он так и остался бы на уровне маргинального бреда>.
Интересные напрашиваются параллели, аналогии, не правда ли? Странные! К тому
же и дня не проходит, чтобы на каком-то общероссийском телеканале не появился
персонаж из отечественной либеральной <тусовки>, малая часть которой названа
поименно выше. А разного рода <ток-шоу> буквально заполонили теле - и радиоэфир.
Малахов с его <Пусть говорят>, минимум, пол-России уже вогнал в тоску...
А НТВ с их <ментами>, пардон, полицейскими <стращает> народ круглосуточным криминалом.
Впечатление такое, что часть страны совершает преступления, вторая часть их ловит,
а оставшиеся попрятались по квартирам и ждут своей очереди: либо их будут грабить,
либо они. Третьего российское телевидение сегодня нам не предлагает. Хотя, нет:
РЕН ТВ суетно старается раскрыть все мировые тайны, а 3-й канал (мистический)
проповедует (исповедует?) откровенный сатанизм. А уж узнать о том, что происходит
за пределами Москвы или Питера, и говорить не приходится. Нам транслируют <картинки>
иностранных информагентств, и мы должны страшно переживать за жителей штата Оклахома,
по которому прокатился очередной ураган, а о том, что, скажем, дождем затопило
целый Саратов, - ни слова. Будто и вовсе нет России - такова информационная политика
телевидения. Более того, целые государства - союзники России тоже вычеркнуты
из <списка>, есть только США и некоторые страны ЕС. Остальной мир для россиян
не существует?..
Телевизионный контент, например, на 60-70% составляют западные программы, преимущественно
- американские. Так, усиленно навязываемое нам телешоу <Битва хоров> - американский
проект 2007 г. Еще одно телешоу <Танцы со звездами>, запущенное на телеканале
<Россия> в январе 2005 г., - это российская версия английской программы канала
BBC <Strictly Come Dancing>. Проект <Голос> на Первом канале - российская версия
международного формата <The Voice>, который представлен более чем в 50 странах
мира на всех континентах. Телевизионная франшиза стартовала в 2010 г. в Голландии
под названием <The Voice of Holland>. А наши участники этого проекта отдают предпочтение
вокалу на английском языке. Что же теперь с нашим <великим и могучим> прикажете
делать? Услышать его в <Голосе> - большая редкость!
Ломают англосаксы наше сознание на свой лад, ох, как еще ломают. Возьму на себя
смелость сказать, что в целом наше телевидение работает против России.
По данным журнала <Биржевой лидер>, <настоящей головной болью для россиян является
все, что связано с деятельностью нынешних средств массовой информации - с правовой,
нравственной, культурной точек зрения, когда поклоняющееся постмодернистскому
идолу большинство отечественных масс-медиа непрерывно ведут <инаковую>, или контридентичную
(вопреки нашему менталитету), обработку общественного сознания, прокладывая,
таким образом, путь к духовной, умственной деградации, к потере того самого богатого,
чем владел наш человек, - духовности>.
Осуществляется глобальная информационно-культурная и информационно-идеологическая
экспансия Запада на Россию и страны СНГ, использующая мировые телекоммуникационные
сети (Интернет, в частности) и средства массовой информации. Многие страны вынуждены
принимать специальные меры для защиты своих сограждан, своей культуры, традиций
и духовных ценностей от чуждого информационного влияния. По сути, информационная
война олицетворяет собой войну цивилизаций за выживание.
Характерная, в этом смысле, ситуация сложилась для нас сейчас во взаимоотношениях
США, ЕС и Украины, где Украина являет собой (пока!) часть Русского мира. Москва
практически не имеет никакой возможности объяснить украинскому населению ни выгоду
интеграции с Россией, ни всю лживость западной пропаганды. Во многом это происходит
потому, что российские телеканалы специально не вещают на Украину, а российские
медиа-компании не имеют сегодня никаких долей в существующих украинских каналах.
Но это только часть проблемы, и то далеко не самая главная. Более полное объяснение
российских провалов в украинском информпространсте, не говоря уже о медиа-сферах
других стран, дал директор Института стран СНГ Константин Затулин: <В то время
как множество стран пытаются проникнуть в информационное пространство соседних
государств и любыми способами привлечь внимание их аудитории, руководство российских
каналов душит всякую инициативу по расширению нашего вещания на Украине. Наши
центральные каналы сокращают до минимума корпункты и штрафуют украинских посредников
- телесеть и операторов - за то, что они бесплатно показывают их программы. В
настоящее время на Украине нет телеканалов, которые говорили бы о России хоть
что-нибудь хорошее. А если у вас нет на Украине верных и политически влиятельных
союзников и дружественных СМИ, то буквально любой ваш шаг с помощью местных СМИ
моментально интерпретируется с ущербом для вас>.
Такая же грустная картина наблюдается и во многих других странах, где широко
должна быть озвучена позиция России, ее интересы. Вместе с тем, Россия вкладывает
немалые деньги в финансирование СМИ, например, - в Первый канал, НТВ, ИТАР-ТАСС,
<Голос России> и т.д. И какова же отдача?
На этот вопрос попытались найти ответ аналитики отдела <Новости России> журнала
<Биржевой лидер>. По данным на сентябрь прошлого года (цифры, думаю, в меньшую
сторону не изменились), сравнение объемов финансирования российских и западных
СМИ дали такие результаты: ВГТРК - 616 млн долларов, ВВС - 357 млн долларов (277
млн евро), <Russia Today> - 354.8 млн долларов, <Голос Америки> - 205.1 млн долларов,
- и вполне закономерно вызвали следующие вопросы. Почему российские СМИ менее
популярны в мире, чем ВВС и <Голос Америки>? Почему <Голос Америки> при меньшем
финансировании ведет передачи на 48 языках, ВВС на 28 языках, а <Russia Today>
- на трех? Почему <Euronews> (страны ЕС) хватает для вещания на 12 языках 15
млн евро (19.4 млн долларов), а <Russia Today> для трех языков выделяется в 18
раз больше?
Если нужно менять имидж России, тогда надо признать, что затраты в сотни миллионов
долларов в работу СМИ за рубежом совсем невелика? Думаю, указ президента РФ Владимира
Путина о серьезной реорганизации в сфере СМИ с участием государства вызван в
том числе и этими причинами.
И в плане дня рождения А. Макаревича задаюсь, наконец, вопросом: почему наши
звезды шоу-бизнеса и спорта оказались не у дел в формировании имиджа России?
Неужели опыт СССР, сумевшего доказать, что наши звезды балета, цирка, театра,
хоккея и т.д. - лучшие в мире, и мы <впереди планеты всей>, - ничему не учит?
Тот же <битл> Маккартни повсюду прославляет британскую свободу. Подобных примеров
- масса.
А наши <звезды>, попсовые и спортивные, танцуют на паркете и на льду, поют в
<звездных> дуэтах, резвятся во славу самих себя в <Субботних вечерах> и в <Кривых
зеркалах>, с купеческим шиком отмечают дни рождения и прочие даты своей личной
жизни. И ругательски ругают свою Родину, ее прошлое и настоящее.
Но сами при этом купаются в сплошном гламуре: демонстрируют шикарные наряды,
машины, особняки и страшно гордятся скандалами, выставляя на показ свое и чужое
<грязное белье>. А телевидение ежедневно и ежечасно выливает все это на головы
россиян, живущих, мягко говоря, совершенно по другим правилам, в согласии с иными
ценностями.
Специально для Столетия
С уважением Нина.