[свободная трибуна] Проверочное письмо не читать.
[свободная трибуна] Проверочное письмо не читать.
приветствует Вас!
Вечная правда либерализма
Яндекс.Директ
Скачайте Яндекс.Браузер Простой и удобный. Для разных устройств. Поиск Яндекса
из адресной строки!
browser.yandex.ru
0+
Колумнисты ЛГ / Очевидец / События и мнения
Воеводина Татьяна
Cегодня либерализм немоден. Притом настолько, что его уже и пинать не удостаивают.
Согласно новейшим воззрениям, в теперешнем нашем неустройстве виноват либерализм,
как четверть века назад был виноват социализм, а сто лет назад - царское самодержавие.
И самое интересное - в самом деле виноват. Но не либерализм, а неолиберализм,
воплощённый в учении Вашингтонского консенсуса.
То, что пришло к нам под именем либеральной экономики, имеет мало общего с либеральной
идеей. Это, в сущности, учение о предпродажной подготовке стран. С его помощью
хозяева жизни превращают развивающиеся страны в вечно отсталые сырьевые придатки,
не способные развиться из вассалов в конкурентов.
Открытость, свободная конкуренция и уход государства из экономики, введённые
в согласии с неолиберальным учением, всё это неизменно приводит эти страны к
упадку и разрухе, а вовсе не к развитию, во имя которого всё это якобы и затевалось.
Это был гигантский трюк по перераспределению истощающихся ресурсов Земли. Мировой
кризис развеял последние иллюзии относительно целительной роли <невидимой руки
что день ото дня углубляет разруху и отсталость. Если мы не вернёмся к государственному
руководству народным хозяйством, к планированию - разруха будет только нарастать.
Всё так, но есть тут одно <но>.
Отвергая неолиберализм как государственную политику и хозяйственную практику,
корыстно навязанную нам или принятую нами по собственной бескорыстной глупости,
хорошо бы сохранить то вечное, что есть в либеральной идее. Не в Вашингтонском
консенсусе, не в разграблении России, проводимом под либеральным соусом, а в
самой либеральной идее.
В чём она состоит - либеральная идея?
Всякое большое идейное течение, вероучение (а большое идейное течение - это всегда
в высокой степени вероучение) содержит что-то принадлежащее злобе дня и часто
используемое корыстно и во вред. Но есть в любом большом вероучении и нечто,
принадлежащее вечности. То, что навсегда войдёт в идейную копилку человечества.
Вот этого бы не хотелось потерять по дороге, особенно учитывая нашу национальную
склонность к тотальному приятию и столь же тотальному отвержению любых идей и
учений. Так вот в либеральной идее есть нечто, что принадлежит вечности, что
должно непременно войти в будущее политическое и экономическое устройство нашего
народа и человечества - устройство, которое должно стать синтезом капитализма
и социализма.
Вечное в либеральной идее - это представление о свободе и ответственности человека.
К Вашингтонскому консенсусу эта идея относится примерно как учение Христа к деятельности
Святой инквизиции. Но ужасы инквизиции не могут отвратить нас от того вечного,
что есть в христианстве. Точно так и корыстные и жульнические манёвры, совершаемые
под прикрытием и от имени либеральной идеи, не должны отвращать нас от неё самой.
Вечное в либеральной идее - это <самостоянье человека, залог величия его>. Либеральная
идея помещает человека и его свободу в центр земной жизни. А главнейшая составляющая
свободы, её база, её корень - это свободный, инициативный труд. И полная ответственность
за его результаты. Не перед начальством ответственность - перед сутью вещей.
Это свобода не <от>, а свобода <для>. Все остальные свободы - производные от
этого. У нас эта мысль плохо понимается и не пользуется успехом. У нас свобода
понимается скорее как пугачёвская вольница или как свобода смело потребовать
от начальства выдачи пособий и субсидий.
Советский социализм пал потому, что не нашёл способа вобрать в себя в качестве
важнейшего элемента либеральную идею. Не множество партий, не непрестанное голосование
за то и это, не свободное полоскание в СМИ грязного белья сильных мира сего требовалось
людям, а возможность свободного труда, хозяйственной инициативы, <своей игры>
на экономическом поле, незыблемость частной собственности - вот что требовалось.
Придумать, осуществить, неся при этом всю полноту ответственности, - вот этой
либеральной нотки не хватало советскому человеку. И социалистической экономике
этого тоже не хватало. Впрочем, далеко не все это понимали и воображали, что
не хватает им многопартийности и свободы материться на сцене. То, что произошло
в реальности - воровская приватизация, перекачка ресурсов за границу, беспорядочная
раздача кредитов банкам в процессе кризиса - всё это было глумливой насмешкой
над либеральной идеей.
Нет ничего более далёкого от либеральной идеи, чем безответственная демократия,
в основе которой лежит абсурд: все люди, включая и тех, что не способны управлять
собой и заработать копейку, предполагаются способными иметь здравое суждение
о том, как и кому следует управлять целым государством. Такое положение воспитывает
притязательного босяка-социальщика, а вовсе не свободного самодеятельного гражданина.
Неслучаен выраженный стиль собеса, который поневоле усвоило наше государство.
Оно и есть собес, распределяющий доходы от <трубы> и не замахивающийся ни на
какое созидание.
Мы, безусловно, вернёмся к своего рода социализму - плановому хозяйству, государственному
руководству экономикой, потому как это вопрос жизни нашего народа. И этот социализм
будет прочен, если хватит ума в конце экономической цепочки оставить возможность
экономической свободы, хозяйственной инициативы, без чего никакая иная свобода
невозможна. Эту свободу недостаточно просто дать, к ней надо упорно воспитывать
народ, как воспитывают детей - постоянно, понемногу расширяя зону свободы и зону
ответственности.
Отвергая неолиберализм жульнический и разрушительный, вот об этом не забыть бы...
С уважением Нина.