Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Свободная трибуна

[свободная трибуна] Статья: Празднование духовного единения.

[свободная трибуна] Статья: Празднование духовного единения.
приветствует Вас!
Праздник духовного единства
Общенациональные торжества пройдут на всей канонической территории Русской православной
церкви - единственного общественного официального института, который на сегодняшний
день объединяет и связывает воедино наши народы. Празднование 1025-летия Крещения
Руси завершит целую серию торжеств, которые связаны с нашим общим историческим
прошлым, и, безусловно, будущим - в 2012 году было отмечено 1150-летие русской
и белорусской государственности, а в мае 2013 года мы все вместе праздновали
1150-летие славянской письменности, основы которой заложили святые равноапостольные
Кирилл и Мефодий.
Если посмотреть назад, в глубь веков, то хорошо видно - нас объединяет очень
многое. Юбилеи русской и белорусской государственности восходят к 862 году, когда
было отмечено первое упоминание многих русских городов в <Повести временных лет>
(в том числе и белорусского Полоцка).
Полоцк был основан одним из русских племён - кривичами, которые также населяли
тверские, смоленские и псковские земли. Великая княгиня Ольга основала и белорусский
Витебск в 974 году (по другим данным - в 947 году). Таким образом, имя русской
княгини напрямую связано и с Киевом, и с Псковом, и с белорусскими городами.
В 988 году киевский князь Владимир принимает христианство, и в Полоцком княжестве,
как и везде на Руси, появляются первые христианские храмы - первоначально деревянные,
а затем и каменные.
Глубоко символично, что, словно перенимая эстафету у храма Святой Софии в Царьграде,
на Руси один за другим возникают три Софийских собора - в Киеве, Великом Новгороде
и Полоцке (на фото).
Стены полоцкого храма, который, к сожалению, не сохранился до нашего времени
в первозданном виде, издали играли на солнце, придавая собор окрашивался в совершенно
особенный бело-красно-розовый цвет.
Уже в 992 году в Полоцке была образована православная епархия, и появился своё
епископ.
Стоит отметить, что именно Полоцк - древнерусская столица белорусских земель,
долгое время обеспечивал общерусскую православную преемственность, дав нашей
общей истории ряд выдающихся деятелей православия и просвещения. Благодаря их
подвижнической деятельности и сохранялись долгие столетия традиции Святой Руси,
несмотря на то, что Белоруссия находилась под польским влиянием.
Значительный вклад в развитие православия в белорусских землях суждено было внести
внучке самого известного Полоцкого князя Всеслава Чародея - Евфросинье. Княжна
Евфросиния (тогда её звали Предслава) в юности была красива и привлекательна.
Многие князья хотели взять в жёны внучку самого Всеслава Чародея, увеличить свои
богатства и могущество. Но сама Предслава выбрала иную судьбу и была пострижена
в монахини. По преданию, однажды к Евфросинии в келью явился ангел и поведал
монахине, что она должна покинуть Софийский собор и поселиться в Сельце на берегу
Полоты неподалёку от Полоцка и основать там свой женский монастырь. Здесь по
почину Евфросинии в 1161 году был построен Спасо-Преображенский (Спасо-Евфросиньевский)
храм.
В монастырях, основанных Евфросинией, были созданы иконописные мастерские, где
изготавливали также оклады для образов и другие предметы церковного обихода.
Одним из самых известных мастеров в Полоцке был Лазарь Богша, который и создал
в 1161 году специально для Спасо-Преображенской церкви знаменитый напрестольный
Евфросиньевский крест, который стал настоящей общеправославной святыней. Во время
войны крест Богши бесследно пропал. Его искали, но безуспешно. В 1992 году было
принято решение воссоздать реликвию, и брестским ювелиром Николаем Кузьминым
был изготовлен точно такой же крест, который был освящён в Свято-Симеоновском
соборе Бреста, а потом торжественно доставлен в Спасо-Евфросиньевский монастырь.
В 1167 году, на исходе своей жизни, при большом скоплении народа Ефросинья объявила,
что отправляется в Иерусалим. Многие плакали, словно чувствовали, что уже не
увидят игуменью. Обоз с паломниками двигался медленно, по несколько десятков
километров в день. Князья и другие властители земель, по которым проходила Евфросинья,
принимали её с большими почестями. Повстречалась игуменья и с самим императором
Византии Мануилом Комнином. Император, несмотря на войну с венграми, принял Евфросинию
с почётом и помог добраться до Царьграда, где Евфросиния и её спутники посетили
Софийский собор. Достигнув Иерусалима и посетив святые места, Евфросиния умерла.
После монголо-татарского нашествия белорусские и украинские земли Киевской Руси
попали в зависимость от языческой Литвы, а затем и от католической Польши.
Долгие столетия православные русские люди вели борьбу за свои права и свободы
- вспыхивало множество восстаний, Речь Посполитую сотрясали гражданские войны...
Но даже в самые сложные времена продолжали развиваться культура, наука и искусство.
Самым ярким просветителем средневековой эпохи в белорусской истории стал Франциск
Скорина, который был очень одарённой личностью с поистине энциклопедическими
познаниями. Он во многом стал нашим первопроходцем, положив начало восточнославянскому
и белорусскому книгопечатанию. Скорина также занимался философией, наукой, просветительством,
медициной, поэзией. Он хотел приобщить к знаниям и своих земляков - печатная
книга открывала для этого гораздо более широкие возможности, чем рукописная.
Первую свою книгу Скорина издал 6 августа 1517 года, а всего за три года до 1519-го
он отпечатал 23 книги под общим названием <Библия руска, выложена доктором Франциском
Скориною из славного града Полоцька, Богу ко чти и людем посполитым к доброму
научению>. Книги, изданные Скориной, оказали огромное влияние на белорусское
и в целом русское книгопечатание. В первопечатных московских книгах 1564 года
зримо влияния шрифтов Скорины. Используя элементы белорусского наречия, Скорина
заложил основы для формирования письменного языка Западной Руси.
Несмотря на разделённость с Московским государством Западная Русь долго играла
важную роль в общероссийской истории, науке и культуре. В Полоцке вела активную
деятельность Братская православная школа, чья история неразрывно связана с именем
известного белорусского философа, просветителя, писателя и монаха Симеона Полоцкого
(Самуила Емельяновича Петровского-Ситниановича). В родном городе будущий монах
Симеон получил начальное образование, а затем учился уже с 1637 по 1651 год в
Киево-Могилянской коллегии, которая в то время была крупнейшим и главным православным
центром гуманитарного и богословского образования.
В 1653 году знаменитый полочанин, завершив образование, возвратился в Полоцк
и, приняв монашество, стал дидаскалом (учителем) в Богоявленской братской православной
школе.
Начавшееся восстание Богдана Хмельницкого вовлекало в освободительную войну украинского
и белорусского народов всё более широкие слои населения. Откликнувшись на призыв
единоверцев, царь Алексей Михайлович вступил в войну с Речью Посполитой на стороне
Малой и Белой Руси, защищая украинцев и белорусов.
Когда во время этой войны русская армия вошла в Полоцк, Симеон торжественно встречал
войска единоверцев вместе со своими учениками и написал знаменитые <Метры на
пришествие во град отчистый Полоцк пресветлого благочестивого и христолюбивого
государя Царя и Великого князя Алексия Михайловича всея Великия и Малыя и Белыя
России самедержцы>: <А днесь послал нам царя, который выбавил з недоли народ
руский, потвары избавил. Царствуй же многа лета, правоверный царю, личы часто
трыумфы з божиего дарю>.
В это же время Симеон Полоцкий много работал в театре, ставил комедии, в которых
высмеивал жадность, лживость, лень. Каждый такой спектакль был праздником для
полочан.
Многие белорусы, не желая вновь становиться подданными польских королей, в поисках
лучшей доли начали переселяться в Россию. Белорусы были образованными и мастеровитыми
людьми, знавшими разные ремёсла, поэтому российские власти всячески поддерживали
такое переселение.
В 1667 году был заключён Андрусовский мир, по которому к Царству Русскому отходила
левобережная Украина. Но правобережные украинские земли и Белая Русь остались
под властью Речи Посполитой. До воссоединения белорусов с Россией оставалось
ещё больше века.
Свою первую поездку в Москву Симеон Полоцкий совершил ещё в 1660 году. Он удостоился
приёма у царя Алексея Михайловича в Кремле, читал ему свои стихи и произвёл на
российского самодержца очень хорошее впечатление. Алексей Михайлович не забыл
о талантливом монахе-преподавателе, в 1664 году пригласил его в Москву и через
некоторое время поручил Симеону Полоцкому воспитание своих детей - Фёдора и будущего
Петра Первого. С появлением Симеона Полоцкого в Москве второе рождение получило
искусство проповеди. В российской столице не было таких ярких и образованных
богословов, поэтому вместо проповедей читали тексты книг. А Симеон написал свыше
200 проповедей, затрагивающих те или иные проблемы его современников.
В 1678 году при царском дворе достославный Симеон Полоцкий, как теперь его именовали
многие в Москве, организовал типографию. Первой изданной им книгой был <Букварь
языка словенского> - образование и просвещение неграмотных людей Симеон Полоцкий
считал главной целью своей жизни. Книги Симеона Полоцкого оформлял знаменитый
русский иконописец и художник Симон Ушаков, которого считают последним великим
древнерусским иконописцем. Он был автором убранства и росписи Грановитой палаты,
Архангельского и Успенского соборов Кремля. Творческий союз двух великих людей
продолжался долгие годы.
В 1679 году Симеон составил проект указа о создании Славяно-греко-латинской академии,
мечтая об учебном заведении по примеру Киево-Могилянской академии. Этот проект
намного опередил своё время. Но задуманному белорусским просветителем и русским
царём не суждено было исполниться - в 1680 году Симеон Полоцкий умер. Его с почестями
похоронили в Заиконоспасском монастыре. Все свои сбережения Симеон завещал полочанам.
По желанию царя Фёдора Алексеевича в 1680 году была издана книга Симеона Полоцого
<Рифмованная псалтирь>, украшенная гравюрами, исполненными Афанасием Трухменским
по рисункам Симона Ушакова.
А в белорусских землях наступали тяжёлые времена. 26 августа 1696 года польско-литовская
шляхта постановлением всеобщей конфедерации сословий Речи Посполитой вынесла
запрет на использование русского (белорусского) языка в качестве государственного
и литературного: <pisarz powinien po polsku, a nie po rusku pisac> (<писарь должен
по-польски, а не по-русски писать>).
И лишь после воссоединения белорусских и украинских земель с Россией после трёх
разделов Речи Посполитой в конце XVIII века белорусский народ получил долгожданное
национальное и религиозное освобождение.
Длительное существование в условиях католической экспансии и польского владычества
привело к тому, что на Белой Руси сложилась своеобразная, уникальная православная
архитектура, соединяющая в себе как русское, так и европейское храмовое строительство.
Храмы переходили из рук в руки, меняли конфессиональную принадлежность, поэтому
сегодня не всегда издали просто определить, православный храм открылся перед
взглядом, или католический. Для Белоруссии вполне типичны и обычны соборы и церкви
с двуглавым фасадом, когда к храму примыкают или чаще встраиваются в него две
колокольни, а не одна. Типичным примером является полоцкий Софийский собор, о
котором говорилось выше. Как и царьградскую Софию, этот храм ожидала непростая
судьба. Собор переходил в руки униатов, взрывался, перестраивался. Снаружи храм
выполнен в стиле барокко, имеет фронтон из двух колоколен, внутреннее убранство
составляют деревянные скульптуры. В соборе установлен орган. Так древнейший православный
храм Белоруссии стал музеем с совсем неправославным убранством.
Значительные изменения в православной архитектуре произошли после вхождения белорусских
земель в состав Великого княжества Литовского. При сохранении крестово-купольного
строительства всё больше чувствуется влияние готики и ренессанса. Начинают возводиться
базилики. Это напрямую связано с теми изменениями, которые начинают происходить
на западнорусских землях. Старинные княжеские и боярские роды пока придерживаются
православия, но под влиянием господствовавшей католической литовской аристократии
всё больше стремятся даже при построении храмов в своих землях соответствовать
новым модным архитектурным европейским традициям.
Средневековье, ставшее для Белой Руси чередой бесконечных войн, породило совершенно
особенный архитектурный стиль. Поскольку нападения врагов можно было ожидать
в любое время, даже храмы стали приобретать черты небольших замков и крепостей.
В этих церквях-крепостях чувствовалось сильное влияние готики и ренессанса. Наиболее
знаменитыми, дошедшими до наших дней почти в первоначальном виде стали церкви
в Сынковичах и Мурованке Зельвенского и Щучинского района Гродненской области.
В 1772, 1793 и 1795 годах с Россией, наконец, воссоединились белорусские и украинские
земли Речи Посполитой, которая переживала глубокий упадок.
Постепенно позиции православия начали восстанавливаться, встал вопрос о возвращении
и передаче большинству православного населения белорусских земель ряда костёлов
и униатских церквей.
Это был акт исторической справедливости - столетиями православные, составляя
большинство населения Белоруссии, испытывали гнёт со стороны католических властей
Речи Посполитой и Великого княжества Литовского. С целью решить эту проблему,
а также определить пути дальнейшего строительства православных храмов в Белоруссии
Синодом Русской православной церкви в Белоруссию направлялись архитекторы. В
дальнейшем при строительстве уже новых православных храмов придерживались византийского
стиля (Крестовоздвиженский собор Спасо-Евфросиньевского монастыря в Полоцке)
и русского стиля. В такой же традиции построено и большинство современных православных
храмов в Белоруссии.
В советский период было разрушено большинство православных храмов, закрыты почти
все приходы. Но всё же православие выстояло, и сегодня Белорусский экзархат Русской
православной церкви объединяет 1 567 религиозных общин, 11 епархий, 6 духовных
учебных заведений, 34 монастыря, 14 братств, 10 сестричеств. Действует 1 348
православных храмов, еще 156 строятся.
Сегодня православная церковь в Белоруссии имеет значительный авторитет и влияние.
В последнее время белорусское государство и православная церковь провели ряд
совместных мероприятий. С 22 по 24 мая 2013 года в Минске прошли XIX Международные
Кирилло-Мефодиевские чтения, приуроченные к 1150-летию славянской азбуки. 6-7
июня, также в Минске - Международная научно-практическая конференция <Крещение
Руси в судьбах Белоруссии, России и Украины: выбор цивилизационного пути>.
На последней конференции известный белорусский философ Лев Криштапович внёс предложение
об учреждении в Белоруссии 28 июля национального праздника <День Крещения Руси>,
отмечаемого в России и на Украине.
Предложение было поддержано делегатами конференции - как представителями православного
клира, так и научной общественностью Белоруссии, в том числе и председательствующим
на конференции академиком А. Коваленей. В настоящее время в экзархате и синоде
БПЦ уточняются формулировки официального обращения к органам государственной
власти Белоруссии.
Объявление 28 июля в Белоруссии <Днём Крещения Руси> может стать кульминацией
торжеств 24-30 июля 2013 года. Для участия в праздновании 1025-летия Крещения
Руси прибудут главы Русской православной церкви, Белорусской и Украинской православных
церквей (Московского патриархата), а также Патриарх Константинопольский (Вселенский)
Варфоломей.
Понимают значение этого праздника и власти. Так, 27 июня 2013 года президент
А. Лукашенко, принимая верительные грамоты у ряда назначенных дипломатов, в беседе
с новым украинским послом М. Ежелем выразил убеждение, что Россия, Белоруссия
и Украина должны провести торжества на высоком уровне и максимально использовать
их для укрепления единства между нашими народами. 24 июня 2013 года А. Лукашенко
встречался с Патриархом Московским и всея Руси Кириллом, где также обсуждалась
эта проблема.
В Белоруссии для организации торжеств создан во главе с вице-премьером А. Тозиком
оргкомитет, в состав которого вошли представители белорусского руководства и
три архиерея.
Предстоящие торжества, посвящённые 1025-летию Крещения Руси и общерусскому национально-религиозному
и культурному единству важны ещё и в связи с тем, что в Белоруссии, как и на
Украине, не все, к сожалению, считают такое единство национальной ценностью,
которое нужно всемерно беречь и сохранять.
В недрах Белорусского экзархата РПЦ есть и такие представители духовенства, кто
не прочь порассуждать о необходимости расширения использования белорусского языка
в богослужениях и проповедях вместо церковнославянского, о потенциальной автономии
и даже автокефалии Белорусской православной церкви. В обществе есть поборники
возрождения униатства.
Но духовное единство Русской земли сберегалось и передавалось из поколения в
поколения, оно давно выстрадано нашим народом. Думается, что торжества, посвящённые
1025-летию Крещения Руси, убедительно это продемонстрируют и станут важным вкладом
в восстановление нашего цивилизационного пространства, нашего общего большого
Русского мира, Святой Руси:

Специально для Столетия

С уважением
Нина.

Ответить   Нина Fri, 12 Jul 2013 18:46:44 +0700 (#2784471)