Фильм расскажет об американском правительственном агенте, которому поручено расследовать связь, имеющуюся между неким юным американцем и террористическими атаками на парижское метро. В задачи протагониста входит не только выяснить правду, но и сделать так, чтобы о ней не узнал больше никто, в том числе и из уст этого самого юного американца, которого по завершении следствия нужно будет устранить. Но после того как атаки террористов повторяются еще несколько раз, агент понимает, что парнишка здесь ни при чем, но решает воспользоваться им для того, чтобы добраться до того, кто на самом деле стоит за этими терактами.
Берлинский кинофестиваль в самом разгаре. В отличие от прошлого года, когда здесь проходили гала-премьеры "Золушки" и "50 оттенков серого", нынешний фестиваль по количеству звезд и событий выглядит скромнее, хотя по красным фестивальным дорожкам прошлись не только Джордж Клуни и Тильда Суинтон, но и Эмма Томпмон, Джулианна Мур и Синтия Никсон, к которым сегодня добавились Джуд Лоу и Колин Фёрт, это не сравнится со звездопадом 65-го фестиваля. Но Берлинале не из тех кинофорумов, которые гоняются за звездным статусом - фестиваль этот скорее о проблемах в обществе, чем о гламуре и стиле. Сюда едут фильмы, которые режиссеры не могли не снять, потому что у них наболело.
Поскольку программа очень насыщенная и уже отсмотрено 16 фильмов из запланированных сорока, буду выкладывать тексты по мере написания.
Огонь над морем / Fuocoammare (Fire at the sea), Италия, Франция
Режиссер: Джанфранко Росси
Проблема беженцев, накрывшая волной Европу после арабской весны в странах Магриба, усилилась с началом военной операции в Сирии. Некогда спокойные прибрежные городки и острова на Средиземноморье в одночасье превратились в перевалочные пункты по приему мигрантов. На примере итальянского острова Лампедуза, режиссер Джанфранко Росси решает показать, как реагируют на это внезапное нашествие местные жители и приходит к неожиданному выводу, что старушка Европа готова стерпеть любые подобные катаклизмы. Приток мигрантов для них, как огонь над морем - явление опасное, но временное и тем, кто на берегу, никак не угрожающее. Сопереживание тем, кто бежит из стран, охваченных огнем войны, затмевает мысли о том, что их мирное поселение и Европу в целом ждет, когда приехавшие начнут устанавливать свои порядки, ведь только ступив на итальянскую землю, те, кто выжил, переправляясь на переполненных лодках, начинает чувствовать себя на гостеприимной земле, как дома. И возвращаться к корням, никто из них не собирается. Только чистый детский разум, если еще не видит опасность от вторжения, но понимает, что все прибывшие на его землю, нарушают веками установленный порядок. И он готов взять в руки любое оружие, будь то рогатка или воображаемый пока автомат, чтобы предотвратить вторжение иноземцев. А ведь однажды этот ребенок вырастет.
Специальный полуночный выпуск (Midnight Special), США
Режиссер: Джефф Николс
После параноидальных "Укрытия" и "Мада", Джефф Николс продолжает тему побега, на этот раз фантастическом ключе. Из общины нового религиозного культа похищен объект поклонения - 8-летний мальчик. Похититель - его отец, который пытается укрыть своего сына, у которого проявились сверхъестественные способности, от лишнего внимания, потому как понимает, что эти способности не позволят сыну долго оставаться в мире людей. На поимку близнецов брошены все силы полиции, ФБР и секретного агентства по контролю за паранормальными явлениями.
На самом деле, эта история, местами напоминающая серию из "Секретных материалов" и "День, когда Земля остановилась", вовсе не о супергероях, а о том, как сложно родителям осознавать, что их ребенок вот-вот перейдет в иной мир, принят это и отпустить его. Для семейной драмы о скором расставании с близкими, реализовано все блестяще, но вот зритель, который придет на фантастическое кино, может выйти из зала разочарованным.
В сети распространяется очередной ролик на тему «”Безумный Макс” тоже вдохновлён Тарковским», в связи с чем хочу кратко выступить.
То, что Иньярриту вдохновлялся Тарковским – это несомненно и видно невооружённым взглядом, ролик только подтвердил очевидное не на словах, а наглядно, за что его автору, безусловно, спасибо. В связи с 80-летием Андрея Арсеньевича я делал для «НК» большой материал, в котором вскользь (самую малость) обозначил эту тему – влияние Тарковского на мировое кино; так случись «Выживший» тогда – ясно, что на нём одном можно было бы все сравнения построить.
В случае же с фильмом Миллера – вернее, с роликом, который делает вид, что сравнивает фрагменты «Макса» с фрагментами из «Сталкера», «Рублёва», «Жертвоприношения» и пр. (и я намеренно не ставлю на него ссылки) – это ни что иное как профанация, «доказывающая» совершенно неочевидные вещи. Сопоставление отдельных кадров с другими отдельными кадрами в данном случае совершенно необоснованно и является грубейшей натяжкой. Подобрав схожие композиции или близкие ракурсы, автор якобы указывает на «цитаты» - тогда как для Миллера это «просто кадры», рождённые исключительно из его профессионального и чувственного понимания кинематографа: как и где поставить камеру и т.п. Его кино «похоже» на кино Тарковского ровно потому, что и то, и это – кино, оно придумано, сыграно, снято и посмотрено зрителями.
Блин, если в кадре вы просто показываете воду - из ста зрителей хотя бы один сразу воскликнет: «Да это Тарковский!» И не потому, что Тарковский запатентовал эту воду, а потому, что снял её, скажем так, эталонно – и теперь каждому удобно козырнуть этим своим «секретным» знанием.
Исходя из предложенного в осуждаемом мною ролике принципа, можно к практически любой ленте найти свой «источник вдохновения». Есть в кадре обезьяна – это наверняка «Космическая одиссея». Если молчащая женщина – любой фильм Бергмана. Толстая женщина – Феллини. Лестница – Эйзенштейн. Вы просто дайте мне монтажный стол и времени свободного побольше – я вам таких «влияний» накопаю, сам вздрогну.
Но при этом когда за столом в красивых позах сидят тринадцать человек, никто не скажет, что это отсылка к «Виридиане» - всякий умник узнает «Тайную вечерю». Потому как это в принципе арсенал более-менее грамотного человека, тем более кинематографиста – знать какие-то очевидные вещи, переваривать их и потом использовать в своих целях. Без какого-либо ПРЯМОГО влияния – просто как часть своего само собой разумеющегося внутреннего образования.
Тарковский, конечно, велик. Но давайте всё же не вспоминать всякий раз для того, чтобы тупо подчеркнуть значение именно нашего кино по сравнению со всеми прочими. Говоря проще, не следует полоскать его имя всуе.
ПС. Я обожаю «Безумного Макса» и болею за него больше, чем за «Выжившего», - и Тарковский здесь решительно ни при чём.
Во второй части греческое семейство раскроет некоторые свои фамильные секреты, и без еще одной свадьбы дело, естественно, тоже не обойдется — еще более масштабной и еще более греческой, чем первая.
Отец восьмилетнего мальчика, когда у того обнаруживаются сверхъестественные способности, пытается спрятать его от всего мира: безумного деда, сделавшего из внука новый культ, полиции, репортеров и исследователей паранормальных явлений.
История женщины, чей не особенно дружный с законом муж оказывается на пороге дома в полумертвом состоянии, буквально изрешеченный пулями. Главной героине приходится обратиться за помощью к своему бывшему любовнику, которого она просит заняться обороной ее фермы, ведь те, кто «разобрался» с ее мужем, намерены довести дело до конца.
История безжалостного убийцы, который, решив, что сидеть пожизненный срок в тюрьме — неинтересно, соглашается стать подопытным кроликом в медицинском эксперименте, суть которого заключается в следующем: герою пересаживают мозг недавно погибшего при исполнении оперативника спецслужб.
«Дэдпул» благополучно вышел в прокат и стрижет кассу, до второй части и обещанных «Икс-Форс*» еще жить и жить, поэтому Райан Рейнольдс не стал терять время впустую и начал переговоры о своем участии в научно-фантастическом проекте Даниэля Эспиносы«Жизнь*».
В каком-то смысле, наверное, этого следовало ожидать, ведь сценаристы фильма Пол Верник и Ретт Риз написали «Дэдпула», и их новая работа не могла не привлечь внимания Рейнольдса. Да и с Даниэлем Эспиносой актер уже работал раньше над картиной «Код доступа «Кейптаун». Более того: отдельные источники сообщают, что переговоры с Рейнольдсом начались еще до того, как «Дэдпул» принялся рвать в прокате всех, кто имел несчастье оказаться рядом. В итоге у него есть все шансы составить компанию Ребекке Фергюсон в фантастической истории о том, как на Марсе нашли жизнь.
Успех похождений болтливого наемника уже стал для Рейнольдса спасением, ведь до этого момента фильмы с ним в главной роли практически неизменно проваливались, что «Зеленый Фонарь», что «Призрачный патруль», даже «Погребенный заживо», в котором актер был очень хорош, не вызвал у публики повышенного внимания — просто в силу специфики: не каждому интересно смотреть, как мужик весь фильм лежит в деревянном ящике, каким бы хорошим артистом этот мужик ни был. Проваливались они вряд ли по вине актера, но и те его фильмы, которые были успешны, становились таковыми не потому, что Райан на втором плане вытягивал на себе всё, что можно. Кое-кто уже сравнивает Райана с Робертом Дауни-младшим: дескать, это сильный актер, которому просто нужен был собственный большой хит, который станет для него трамплином. «Дэдпул» на эту роль вполне годится.
Ни для кого не секрет, что многие приписывают успех «Дэдпула» заветной букве R в возрастном рейтинге. И приписывают настолько успешно, что по сети поползли слухи, будто бы таким же рейтингом обзаведется и третий «Росомаха».
Слух этот, на сей раз, отнюдь не безосновательный. Пользователь ресурса Reddit под ником RayChaos побывал на презентации студии Fox в рамках Toy Fair 2016 и притащил оттуда вот такой буклет.
На буклете, как мы видим, написано: «Кинотеатральный релиз — 3 марта 2017 года, выход для домашнего просмотра — летом 2017-го. Режиссер Джеймс Мэнголд, в главной роли Хью Джекмен. Предполагаемый рейтинг — R».
То есть, сама студия Fox предполагает, что третий «Росомаха» будет с рейтингом R. В принципе, это не самый неслыханный поступок студии, в конце концов, крайний «Росомаха» вышел на DVD в специальном «безрейтинговом» издании и считался фанатами самым жестким из кинокомиксов — ровно до выхода «Дэдпула».
Конечно, многое будет зависеть не столько от сценария Дэвида Джеймса Келли, сколько от того, как это будет воплощать Джеймс Мэнголд. Одной кровищи и обнаженки с нецензурной бранью будет мало. Безусловно, всё это моментально сделает «Росомаху» фильмом с рейтингом R, но триумф «Дэдпула» случился не поэтому. Секрет успеха как минимум в том, что всё это было подано в правильных пропорциях для создания не только точного портрета героя, но и вполне однозначной атмосферы. Ну и, наверное, потому, что зритель соскучился по вот такому честному, невыхолощенному кино.