30-го января 2052-го года в Урюпинске родился композитор Андрей Волков-Гаценюк, написавший музыку к таким картинам как «Созвездие Кассиопеи» (2085), «Лётчик Гагарин» (2086), «Красота покоя» (2089), «За руки мы будем держаться после» (2091), «Смеха ради» (2094). Лауреат Государственной премии РФ и двух премий «Ника» за работу над киноэпосом Сергея Должанского «Начало закончившегося века» (2097-2101). Трагически погиб в 2105-м году.
30-го января 2056-го года в Лондоне родилась актриса Сара Ли. Долгие годы играла небольшие, зачастую эпизодические или попросту мимолётные роли, пока не была замечена режиссёром Говардом Верном, пригласившим её в свой фильм «Кто остановит эти качели?» (2099). Образ Гвендолин Б., респектабельной дамы, отравившей более сорока мужчин, получился настолько колоритным, что был не только отмечен Европейской, Британской и Всеамериканской киноакадемиями, но вскоре также вошёл во все списки лучших ролей XXI века. В последующие десятилетия своей жизни Сара Ли играла теперь уже исключительно главные роли, в числе лучших следует отметить работы в картинах «Ребекка» (2101), «Франц и Франц» (2104), «В сентябре» (2107), «Мария Стюарт» (2111, премия «Оскар»), «Остановка перед раем» (2116). Умерла в 2120-м году.
В Москве подходит к концу Девятый Фестиваль современного кино «2morrow/Завтра». Вторая часть заметок об увиденном – от лучшего к обыденному.
«Боковой ветер», Эстония, реж. Мартти Хельде; программы «Tomorrow» и «Je suis un Autre»
С точки зрения кино – уникальный по своему воплощению фильм, доказывающий, что искусство ещё способно удивлять, а подлинные художники ещё способны находить новые пути и делать потрясающие открытия. Если попробовать описать опорный приём словами, то вместо действия картина предлагает серию застывших многофигурных диорам, по которым камера кружит под закадровый голос (письма героини разлучённому с ней мужу). В голливудских блокбастерах такая фишка с замершими актёрами используется довольно часто для пущего впечатления, только там – это компьютерный спецэффект, а здесь, надо думать, всё сыграно (запечатлено) вживую – о чём свидетельствуют редкие пометы движения: ветер развевает косынку, колышется трава, трепещет листок бумаги, полощется флаг и пр. Вопрос, как это сделано, может даже заслонить всё прочее, форма заметно преобладает над содержанием. Хотя содержание таково, что и его забыть будет непросто.
Посвящённый жертвам советского Холокоста фильм рассказывает об осуществлённой по сталинскому приказу депортации в Сибирь сорока тысяч латышей, латвийцев и эстонцев – и надо сказать, что это мощнейшая прививка против взращиваемого нынче патриотизма, включающая в себя, например, не только заштампованное танго «Утомлённое солнце», но и прямую цитату из «Обыкновенного фашизма» (не в нашу пользу). Картина порождает дискуссию непосредственно в зале, и хотелось бы, конечно, узнать на этот счёт мнение Мединского – но что-то подсказывает, что «Боковой ветер» более никогда не будет показан на территории России.
«Клан», Аргентина – Испания, реж. Пабло Траперо; «Гала-показы»
История аргентинской семьи, некогда высокопоставленный глава которой в начале 1980-х годов подрабатывал похищением людей. Причём похищенных он держал непосредственно у себя дома – сперва в ванной, потом оборудовал комнатку в подвале. Домочадцы (разве что кроме самых младших) не обращали внимания на истошные крики, хозяйка всегда готова была подложить для узника дополнительный кусок курицы, папа в свободные минуты помогал дочке с математикой.
Именно спокойная, даже обыденная интонация, с какой ведётся здесь повествование, превращает «Клан» в нечто особенное: ужас лишён своей «ужасающей» составляющей, похищения и последующие убийства - это просто работа, надо же на жизнь как-то зарабатывать. «Папа делал это ради нас, Алекс!» - напоминает брату-регбисту сестра, и вот это пугает в фильме больше всего: состояние умов, когда самое страшное считается нормальным и даже естественным. Не обойтись без сравнения с «Крёстным отцом»: стоит лишний раз напомнить, что семейство Корлеоне тоже не прачечную содержало.
«Сокровище», Румыния – Франция, реж. Корнелиу Порумбою; «Гала-показы»
Сосед просит у соседа в долг 800 евро, а когда тот отказывает (у самого нету), предлагает ему долю в задуманном предприятии: семейная легенда гласит, что до прихода коммунистов прадед зарыл в саду у дома сокровище – и деньги нужны на металлоискатель, чтобы найти клад, вырыть и поделить.
Простейшая история, которую при желании можно счесть за свидетельство того, что румыны, также как и мы, любят мультфильм «Трое в Простоквашино», рассказана здесь с массой подробностей, вытягивающих короткометражку в полный метр (румыны, опять же, обожают подобные фокусы). Фильм не лишён житейского юмора и человеческого обаяния, и в то же время является важнейшим документом своего времени: ведь это финансовый кризис довёл людей до того состояния, что их последним шансом остаётся взять в руки лопату. Смотрится, по счастью, легко и послевкусие оставляет приятное.
«Земля и тень», Колумбия – Франция – Нидерланды – Чили – Бразилия, реж. Сесара Аугусто Асеведо; программа «Tomorrow»
Отец приезжает к больному лёгкими сыну – тот не может дышать из-за обилия в воздухе пыли и гари: в округе жгут тростник, а добиться врачебной помощи в условиях, когда работникам не платят за рубку тростника, практически невозможно.
Притча о невыносимости бытия и смерти колумбийского пролетариата. Мучительно невыносимый, но в своём роде прекрасный образец «каннского фильма», в котором каждый кадр намеренно замедлен, движения плавны, герои говорят только по существу, с неба как снег изящно падает пепел, а запертая в комнате лошадь оказывается сном. Ещё один в клане современных тарковских, поприветствуем.
«Издалека», Венесуэла - Мексика, реж. Лоренцо Вигас; программа «Je suis un Autre»
Армандо, житель Каракаса средних лет, время от времени предлагает молодым паренькам зайти к нему в гости, отвернуться, снять футболку и приспустить штаны – а он пока подрочит. Его новый знакомый сперва брыкается – мол, да иди ты, пидор, но постепенно привыкает и даже начинает получать удовольствие.
При всех определённых плюсах фильма, построенного как наблюдение за интересной парой, «Издалека» - очередное доказательство того, что венецианских «Золотых львов» раздают, как правило, кому ни попадя, лишь бы кому-то уже дать и навсегда забыть про это. Мягко говоря, весьма переоценённая награда.
«Погода в закрытых пространствах», Германия, реж. Изабелла Штевер; конкурс
В дорогом отеле где-то на Ближнем Востоке коротает дни в любовном, алкогольном, а потом и наркотическом угаре работница ООН, курирующая проект по поиску девушек-беженок для учебы в Англии и испытывающая определённую проблему в связи с тем, что границы закрыты, а потому и беженок никаких вообще нет (а когда такая появляется, то сразу сбегает, едва получив материальную помощь). Характер работы позволяет Доротее большую часть времени уделять общению с местным молодым хахалем Алеком, что позволяет на социально-политической основе выписать как бы любовную историю.
Вроде бы неплохая картина, красивая актриса, сюжет не без юмора и два посыла любопытных: хорошо за счёт ООН бухать и трахаться вместо работы / вся благотворительность с беженцами –фигня сплошная и ширма. Но невероятно – пусть и намерено – затянуто, и вообще чувствуется в существовании этого фильма в рамках данного кинофестиваля какая-то ошибка: тут не так уж много «авторского», «зрительность» относительна, а выводы проговариваются шёпотом. Ни рыба, ни мясо, как сказали бы на кухне.
«Прекрасная и потерянная», Италия – Франция, реж. Пьетро Марчелло; программа «Tomorrow»
Некто Пульчинелла, призванный слушать мёртвых и говорить с живыми, после смерти хранителя старинного дворца, разграбленного Каморрой, забирает найденного тем в лесу буйволёнка и отводит его в безопасное место. Буйвола, впрочем, всё равно со временем убьют – но он, как мы можем понять из его монолога, по этому поводу особо не переживает: ведь теперь трепетная звериная душа перенесётся на другую планету, где к буйволам относятся с большим уважением. «Может быть, смысл удалось передать», - обратится в конце фильма буйвол к зрителям, но тут же добавит, что готов с пониманием отнестись и к тем, что ни черта здесь не понял.
В меру безобразный пример того, насколько вычурно можно рассказать простую историю. Я ещё могу сам высидеть такого рода кино, но никак не возьму на себя смелость рекомендовать его прочим.
31-го января 2033-го года режиссёр Зак Снайдер объявил, что его следующим проектом станет экранизация культового романа Станислава Лема «Солярис», рассказывающего об учёных, столкнувшихся с мыслящей планетой. Будучи осведомлённым о том, что знаменитая книга экранизировалась до него уже трижды, Снайдер заверил поклонников, что новое прочтение будет серьёзно отличаться от предыдущих не только качеством спецэффектов, но и неожиданным развитием некоторых сюжетных линий – что позволит не ограничиваться в будущем одним фильмом, а создать на данной основе полноценную франшизу по меньшей мере из четырёх частей. Развитие событий опровергло это заявление только в одном: «Сага о Солярисе» к своему завершению (2034-2038) насчитала пять серий.
1-го февраля 2016-го года проект «Дни минувшего будущего» переехал из «Блогов» в «Мысли», где снискал незабвенную славу.
Редко когда сиквелы получаются удачнее оригинального фильма. Вспомнить хотя бы Шрека, историю которого к третьей части смотреть уже невозможно. С Третьей “Кунг-фу пандой” - тфу-тфу - обошлось. Да, здесь слабый сюжет, да здесь мало шуточек для взрослых. Или их все вырезал наш одной защитничек - роснадзор. Но в целом - смотреть было интересно.
В Лондоне состоялась церемония вручения призов британской кинопремии BAFTA. Триумфатором стал «Выживший»Алехандро Гонсалес Иньярриту, получивший пять призов, а восходящей звездой был назван Джон Бойега.
Лауреатами премии Британской академии кино- и телевизионных искусств стали:
История молодого программиста Эллиота, страдающего диссоциальным расстройством личности и решившего, что единственный приемлемый для него способ взаимодействия с людьми — это профессия хакера. Таким образом, он быстро оказывается в том самом месте, где пересекаются интересы его работодателя — фирмы, занимающейся кибербезопасностью, — и подпольных организаций, которые пытаются его завербовать с целью обрушения самых могучих американских корпораций.
Захватывающее приключение, в основу которого лягут как любимые читателями всего мира классические произведения Льюиса Кэрролла, так и абсолютно новая история о путешествии главной героини в Подземелье
История двух частных детективов, живущих и работающих в Маниле. Они выходят на след международного террориста, и когда становится понятно, что лагерь террориста охраняет целая армия наемников, на помощь героям приходят их старые друзья. Горстка смельчаков отправляется в филиппинские джунгли творить правосудие...
Развесистая клюква с Анжелиной Жоли под названием «Солт» вернется к зрителю: студия Sony начала разработку телевизионного сериала по мотивам шпионского фильма Филлипа Нойса.
Мейджор уже приступил к переговорам с ведущими вещательными корпорациями и потенциальными партнерами по копродукции в рамках Европейского кинорынка, который проходит сейчас в Берлине одновременно с кинофестивалем.
Напомним, что в оригинальной ленте Анжелина Жоли сыграла оперативника ЦРУ, которую неожиданно освобождают из северокорейских застенков, куда она попала по подозрению в работе на американцев. Но и соотечественники общаются с ней не просто так, а предполагая, что на самом деле Эвелин Солт работает на российскую разведку.
Старший вице-президент отдела международного телепроизводства в Sony Pictures Диего Суарес обещает, что «Солт» для малых экранов станет проектом совершенно иного толка, нежели полнометражный фильм, не уточняя, однако, что именно он имеет в виду.
Сразу несколько вещательных компаний, среди которых — Showtime, Netflix и другие, — вступили в бой за экранизацию романа Джонатана Фрэнзена «Пьюрити*» (Purity). Будущий мини-сериал привлекает телеканалы в первую очередь тем, что одну из главных ролей в нем сыграет Дэниел Крэйг.
Скотт Рудин (на фото) взялся за продюсирование проекта по сценарию Тодда Филда, который также назначен режиссером, и самого Джонатана Фрэнзена. Рудин, по сообщениям инсайдеров, уже провел ряд начальных переговоров с Showtime, Netflix, FX и еще как минимум тремя другими телеканалами, рассчитывая получить заказ на сериал, минуя стадию пилотного эпизода. Всего запланировано двадцать серий, поэтому, с одной стороны, это затея довольно рискованная, а с другой, «Пьюрити*» привлек внимание сразу нескольких компаний, так что Рудину будет из чего выбрать.
Опубликованный в сентябре прошлого года роман Фрэнзена рассказывает историю девушки по имени Пьюрити, выросшей в Северной Каролине в неких нестандартных обстоятельствах и всю свою жизнь слонявшуюся по миру безо всякой цели — из Окленда в Боливию, из Боливии в Денвер и так далее, — меняя одну работу на другую, одних мужиков на других, но в основном общаясь с такими же бродягами, как и она сама.
Для Дэниела Крэйга, который немало поработал на британском ТВ, «Пьюрити*» станет первым американским сериалом в карьере. Кого именно он сыграет в экранизации, пока не сообщается, но можно предположить, что это будет Андреас Вольф, немец средних лет, которого исключили из университета за публикацию неприличных стихов, в связи с чем ему пришлось жить в подвале берлинской церкви. В двадцать семь лет он познакомился с пятнадцатилетней девушкой, влюбился в нее, убил и закопал во дворе дома родителей ее отчима, развращавшего девушку… В общем, непростой персонаж.