И ЗАПОВЕДАЛ ГОСПОДЬ . . . (11/98)
Мы продолжаем обсуждать пятую Моисееву заповедь: “Не прелюбы сотвори” (“Не прелюбодействуй”).
И перешли к разговору о браке.
Нехранение чувств, желаний по отношению к другому человеку приводит к тому, что
после заключения брак в Церкви, а значит, и на Небе по нашей требовательности
и алчности физической, плотской природы мы часто преступаем в браке разумные
нормы. Не случайно в Таинстве венчания есть такие слова: “Господи, дай вступающим
брак целомудрия!”
Тот, кто полюбит ценность единения двух сердец, будет искать, внимательно смотреть
на свою жизнь и беречь себя для нее. Вот основа целостности человека: от его
первого дня до последнего он созидает себя для брака. И потом, когда тот состоялся,
созидает в браке. Венчание - только начало той жизни, где нужно многое понять
про себя, многое сделать для другого, чтобы научиться относиться к нему вровень
- как к себе.
Если в браке чувственное начало ставят выше духовного, то в первое время это
вроде бы незаметно, а потом приводит к тому, что люди предаются всяким недостойным
видам отношений. Сила, чистота и душевность совместной жизни теряются. Это следствие
того, что исчезает живое чувство, и тогда нужна искусственность, то же, что и
для людей, которые считают “свободными” и находятся вне брака. Они не понимают:
человек никогда в полном смысле не принадлежит сам себе.
И если он растратил всю свою юность, молодость, все силы, как это бывает на каждом
шагу, то что понесет в брак, кроме разных болезненных впечатлений, страхов и
дурных привычек? Часто - больше ничего. Нечему раскрываться, нечем удивлять другого
человека. В душе - только выжженная пустыня.
Вот и получается: измена браку, прелюбодеяние совершается не только тогда, когда
брак состоялся, но и до него. Если живешь жизнью недостойной, значит, брак уже
поруган. И нужно покаяние, плач о том, чтобы чистота вернулась, вся совокупность
чувств, целостность человека, единство жизни восстановилось. Тогда жизнь будет
идти с силою. Не то, чтобы сказочно. Сказки - вымысел, слабое мечтание, фантазия.
Они не говорят о степени и совершенстве реальных отношений между людьми любящими.
При помощи Божией такие люди готовы ради другого на любую жертву, даже на смерть.
Для них это кажется очевидным, естественным, иначе и невозможно.
Но большинство думает, что в любви надо получать удовольствие от другого человека,
который нравится, приятен. Это настоящий эгоизм, как писал Клайв С. Льюис, демоническая
любовь, желающая поглотить другого.
Нет, радость в том, чтобы стараться исполнить что-то для суженого, послужить
близкому. Конечно, никто не отбирает нашей радости, но жертвенность делает нас
великими духовно: хорошо становится только тогда, когда хорошо другому. Забвение,
отрешение себя, оказывается, ведет не к утрате, а к обретению настоящей жизни
взаимным проникновенным соединением с любимым.
Некоторые святые считали: брак у народов, живших в язычестве, был той возможностью,
благодаря которой люди могли обрести спасение, хотя не знали христианства. Есть
между ними любовь, именно Божия любовь, значит, Бог - посреди них.
В нашей жизни, литературе, искусстве встречается мало примеров подлинной любви.
Настало особое время, когда люди не могут жить, потому что нарушена норма любви.
Правильная жизнь любви не иссушает людей, не превращает их чувства в привычку,
а наоборот. Чем дольше, тем больше они не могут наглядеться друг на друга, и
каждая разлука, встреча усиливают любовь. Некоторые уже пожилые супруги души
не чают друг в друге.
Это и есть верный путь, который начинается с малого зерна. Оно развивается внутренним
трудом, упованием, молитвою. Здесь молитва бывает особенно действенна, приносит
удивительные плоды. Все просимое становится явью. И человек понимает, что не
своим умением вырвал это у обстоятельств, а получает свыше.
О.Алексий ПОТОКИН