И ЗАПОВЕДАЛ ГОСПОДЬ . . . (09/98)
“Не прелюбы сотвори” (“Не прелюбодействуй”). Обсуждая эту ветхозаветную заповедь
в прошлый раз, мы говорили не только о грехах, Церковью осуждаемых, но и о благих
человеческих отношениях. И остановились на следующем: когда у людей появляется
желание жить ради друг друга и нести общий крест, тогда начинают открываться
их души. Они совместно изживают страх того, что собственные постыдные слабости,
болезни души могут привести к краху отношений. И стараются, узнав о сокровенной
ране близкого человека, облегчить боль суженого, покрыть и разделить ее.
Очень важно, чтобы нас не ломали, не переделывали, не причиняли страдание. Чтобы
наши недостатки другим человеком покрывались, охранялись.
У нас есть открытые раны в душе: наши страхи, слабости, неумелости какие-то,
невежество, которые естественны. Открытые раны требуют особого внимания, защиты
и нашей собственной, и тех, кто нас окружает. Если близкий человек небережлив,
он и посмеется, и заденет - невольно даже. А когда люди относятся друг к другу
бережливо, терпеливо, то потихонечку начинают открываться те наши стороны, которые
мы старательно прячем, в которых бываем одиноки, безутешны, непонимаемы.
Вслед за появлением общей внутренней жизни, разборчивой, внимательной, приходит
желание большего. Хочется, чтобы эта жизнь расширялась, чтобы были наследники
ее. И люди открываются друг другу не только душой, но и физически. Это благословляется
и бывает прекрасно, глубоко, сильно.
Не в учебных пособиях надо искать ответа, что хорошо и что плохо, а у любимого
человека. Ведь каждый - неповторим. И малейшее прикосновение к любимому может
быть исключительным, благодатным, действовать так остро, сильно, что иное уже
и не мыслится.
А все современные технологии совместной жизни - это просто советы людям уже умершим,
нечувствительным, отмороженным. Им, конечно, нужны очень сильные средства - до
иступления дойти, до озверения, чтобы что-нибудь почувствовать.
Такие технологии сами по себе свидетельствуют о том, что люди даже в себе уже
ничего не понимают, не знают. Это ухищрение, ложь, когда человек, не чувствуя,
не открывая творчески, использует какой-то чужой опыт и через него старается
вызвать реакцию, похожую на ту, что бывает при подлинных чувствах друг к другу.
Понять себя, жизнь не хотят, зато научиться “любить”, приобретать “друзей” и
деньги - с удовольствием.
Но суррогат и есть суррогат. Временно может подействовать, создать иллюзию чувств.
Но это настолько преходящее, быстротекущее и изменчиво, что в следующий раз уже
требуется воздействие все сильнее и сильнее. В конце концов мы видим: это один
из тех путей, на которых человек изменяется. Естественное умирает - и возникает
противоестественное. Все падшие люди одинаковы. Начинают с малого, потом малое
отступление развивается, и в итоге они приходят к крайностям, преображаются -
только не в образ Божий. Взгляните на лица людей порочных, чья икона в них проглядывает.
Такой путь тоже требует усилий, обучения. У Пушкина Дон Хуан свидетельствует,
что был прилежным учеником порока. Люди научаются, сами не понимая, какую цену
платят за это свое умение.
Тут есть прямая аналогия с воровством. Ему тоже нужно учиться, осваивать “тонкие
технологии”. Иногда клиент и не знает, что его обманули, вроде бы получает какую-то
прибыль. И только специалист может догадаться, кто воспользовался его деньгами,
где они были “прокручены”. И ему вернули не совсем то, что должны были дать.
Есть и более грубые примеры. Люди пользуются отрицательными сторонами человека,
эксплуатируют их. Это всегда является трагедией - и для хищника, и для жертвы,
для обманщиков и обманутых.
О.Алексий ПОТОКИН