И ЗАПОВЕДАЛ ГОСПОДЬ (11/96)
Мы продолжаем разговор о четвертой ветхозаветной заповеди: “Помни день субботний,
чтобы святить его, шесть дней трудись и делай в них всякие дела твои, а в день
седьмой - Суббота Господу Богу твоему”.
Как трудиться? Каким должно быть вознаграждение за труд ? Эти вопросы и начали
разбирать в прошлый раз.
Как только мы переходим крайности, сразу нарушается смысл. Все можно довести
до абсурда, любое слово. Так и в труде. Нельзя работать от и до. Надо отдавать
себя труду полностью. И вознаграждение должно быть адекватно затратам.
Многие сейчас поменяли поприще кардинально. Бросили медицину, педагогику - и
ушли в коммерцию. Но я с большим уважением отношусь к тем, кто остался на своем
рабочем месте. Человек приносит жертву. И вы уже платите ему не деньгами, а любовью,
благодарностью. Это больше, чем деньги. Возможно, он чувствует благодарность
своих пациентов, которых спасает. Это в конце концов дороже.
Но и здесь могут быть такие условия, когда на попечении у людей - родители немощные,
дети. Их кормить надо. И это нарушение в обществе, если человек прокормить их
не может. Мы не проживем, если станем выкалывать себе глаза, отрубать руку, вырывать
язык. Так и здесь. Если пренебрегается учителями, которые воспитывают, передают
знания и опыт детям, если пренебрегается врачами, которые поддерживают здоровье
людей, то такое общество не проживет. Значит, изменится что-то у нас, так не
может быть.
Ждать ли этих изменений терпеливо? Или устраивать бунты? Бунтовать никогда не
надо. Евангелист предлагает другое решение: будь настойчив. И даже судья неправедный
тебя услышит. В конце концов, ситуация коснется всех и каждого. Невозможно человеку
изолироваться, даже если он высокое положение занимает, чтобы ему хватило учителей,
врачей, а остальные - пусть, как хотят. Коснется всех неизбежно.
Наш обычный труд должен быть истовым, с полной отдачей. Все мы имеем душу и тело.
Тело требует поддержки. Но так было не всегда. До греха своего Адам жил без забот
о теле. После греха Господь сказал ему: в поте лица будешь добывать свой хлеб.
И четвертая заповедь регламентирует нашу жизнь уже в падшем состоянии. Где-то
в генах, в глубине души у нас, может быть, и есть представление, что можно жить
иначе. Только не теперь, а в раю, где есть Источник жизни - любовь Божия, чистота,
честность перед Ним человека, взаимность, которую мы утеряли.
Некоторые люди удивляются: как это в будущей жизни Господь обещал нам вечное
блаженство? И мы, что же, не будем ничего делать? Как же это - безделье полное?
Но, понимаете, когда мы думаем ничего не делать, то как бы чувствуем себя одинокими,
отрезанными от всего мира. А там мы будем жить жизнью других людей. Будем обращены
к ним, растворены в них, про себя забудем. Та жизнь будет полная.
А ничего не делать - это смерть, когда все прекращается. Прекращается делание
внутреннее.
Вот отработаем мы на службе несколько десятков лет - и нам дают пенсию, отработаем
шесть дней - имеем выходной. И над душой своей трудимся, стараемся молиться.
Когда ничего не получается, ничего не понимаем, то читаем Евангелие. Стоим в
храме. А на седьмой день душа откроется - и почувствует в себе силу, радость,
благодать. И будет чтить этот день сама по себе, потому, что она уже может ликовать,
а не потому, что надо. Вступит в силу естественный закон души.
И во всем будет так. И в отношениях. Шесть дней будем трудиться друг для друга,
понимать долгую жизнь друг друга, чтобы потом души слились, родилось понимание.
Даже мысли, желания начинают в одно мгновение приходить.
Человек может трудиться всю жизнь над какой-то теорией, наукой - и потом уже
она начинает приносить плоды. Не ему, а людям. Не он за нее деньги получает,
а она - а силу входит.
Есть такие ложные представления, что можно получить все даром. Ничего подобного!
Даром можно было давать только Адаму до его падения. А если падшему человеку
дать, то он все проест, пропьет и разленится.
Если человек женится, он должен знать, что на труды идет. Рождаются дети - тоже
труды. И так во всем.
В воскресный день человек должен уметь отложить вообще все. Даже то, что он делает
ради Бога, все поприща. И душой предстоять Господу. Святые так и жили. Они не
ели, не пили, умели душою предстоять Богу. И воскресный день у них был всегда.
Апостол Павел говорит: кто умеет любить, над таким нет закона. И воскресный день
может оказаться гораздо длиннее, чем остальные шесть дней.
Если говорить о формальном исполнении седьмого дня, когда душа только начинает
веровать, то стоит в этот день придти в храм. А может, накануне. Потому что воскресенье
начинается с вечера субботы, как и все праздники начинаются с вечера. Помолиться,
исповедоваться. Если священник благословит, причаститься. Помянуть близких -
живущих и тех, которые умерли. То есть в этот день подводится внутренний итог
жизни человека - и за неделю, и за все время. Мы действительно проверяем: то
ли делаем, лишнее - не лишнее, за много или мало беремся, душа не потеряла ли
внутреннюю основу, при которой только и можно трудиться.
О.Алексий ПОТОКИН