И ЗАПОВЕДАЛ ГОСПОДЬ . . . (07/98)
В прошлый раз мы начали говорить о седьмой заповеди, данной Богом Моисею : “Не
прелюбы сотвори” (“Не прелюбодействуй”). И прежде всего остановились на том грубом
растлении человека, которое лишает его здоровья тела и души.
Мы знаем, что в чувственных проявлениях сейчас умножается всевозможная жестокость,
что появляются какие-то фантазии, которые воплощаются в жизнь. Все это выводит
человека за двери храма. И пока он это не оставит, в храм заходить не должен.
Нам дана совесть. Когда она притупляется, остается природное чувство стыда. Оно
свойственно не только людям, но и животным.
Адам и Ева, когда согрешили, устыдились. Чувство стыда подсказало им, что они
наги, что их действия не прикрыты ничем высоким, духовным, что ложь и обман обнажили
их плотскую природу - и та стала как бы главенствующей в их целях и поведении.
Современный человек, если пал, тоже может испытывать стыд. Но длительная нечестивая
жизнь подавляет его, и мы видим много современных тенденций , когда люди предаются
беззаконию даже массово. Это было свойственно язычеству. Вспомните вакханалии,
служения античным божествам. Или славянские праздники на Ивана Купалу до эпохи
христианства. Они превращались в массовое беззаконие. Такие беззакония Церковь
считает просто преступными.
Сегодняшняя жизнь предлагает иные взгляды, уже как бы не религиозные, а философские.
Например, возникают общества нудистов. Там говорится, что природа человеческая
прекрасна, Богом создана. Природа прекрасною и была, пока человек не пал. Она
прекрасна, когда духовна. А когда она плоть - и ничего, кроме плоти она бесстыдна.
И сообщества, которые проповедуют красоту тела, делают его главным, такое бесстыдство
узаконивают.
Больше того, в современном обществе если и считается , что торговля телом - что-то
неприличное, то демонстрация его - уже целая престижная и доходная индустрия,
желанная цель многих юных душ.
Если я врач, если в мои обязанности входит облегчать болезни, то обнаженное тело
не должно меня задевать за какие-то недостойные струны души. Наоборот, здесь
нужны чувства естественные. Но мы так устроены, что некоторые вещи для нас опасны.
В случае болезни, недуга обнажение может быть оправданно. Но в праздном состоянии
совершенно неприемлемо с духовной точки зрения. Косвенно это признается даже
на конкурсах красоты: чтобы как-то у “красоты” прикрыть наготу, испытывается
интеллект модели в ответах на примитивные вопросы. Это - стыдливый маневр для
прикрытия пошлости мероприятия.
Именно исходя из понимания природы человека, Церковь всегда старалась прикрыть
тело, чтобы вид не оказывал невольного действия на людей, берегла их от излишних
неполезных эмоций. И это - не бунт против творения Божия. Даже на иконе разрешалось
открывать только лицо и руки святых. Редко когда у мучеников и преподобных бывают
открыты тела, на которых есть раны - следы борений, трудов человека, в которых
само тело запечатлевает высокий подвиг.
И в нашей жизни, чтобы не производить особого воздействия на окружающих, мы стараемся
вести себя скромно, без демонстрации, чтобы не привлекать излишнего внимания.
Ведь человек бывает настолько богат красотою, что она способна другого подчинить,
сделать идолом.
Современная культура - наоборот. Она действует вопреки этой установке и всячески
рекламирует все “прелести человека”. Даже выставляет напоказ как некий товар,
как агрессивное орудие привлечения внимания и желаний.
Это насилие, вторжение в жизнь, когда подчеркивается, словно бы утверждается:
вот человек достойный, а есть - намного хуже, а есть - просто уродливые люди.
Нет, тело бывает и страдающим, и в чем-то ущербным. Оно искалечено и жизнью,
и нами. Но первый взгляд христианина должен быть обращен на душу. А тело помогает
раскрывать суть души, ее жизни, подвига, стояния, состояния. Оно вспомогательно
всегда. Мы должны любить его, заботиться о нем, но не делать предметом своего
служения.
Священное Писание осуждает нарушение природы человека, когда цель наличия полов
- рождение детей - отметается, отбрасывается или забывается. И жизнь человека
в этой таинственной и сокровенной области становится болезненной, искаженной.
Сейчас появились даже какие-то “меньшинства”. Люди природу, пол меняют на противоположные
медицинскими путями. Или отказываются от естественного употребления своего тела.
Священное Писание говорит о гибели двух городов - Содома и Гоморры. Название
одного из них стало нарицательным - “содомский грех”.
Церковь строго осуждает внимание человека к существам своего пола. И даже жена
Лота, которая оглянулась назад, выходя из Содома, превратилась в соляный столб.
Следовательно, просто внимание к такому греху недостойно человека. И поэтому,
что бы мир ни говорил, какие бы лукавые доводы ни приводил в оправдание порока,
они не должны на нас действовать хотя бы как нечто достойное внимания.
Существуют такие болезни, как проказа, чума. В подобной болезни я должен быть
изолирован от людей, чтобы никого не заразить. И содомский грех можно считать
чумой. Больного надо жалеть, но нельзя потакать всему безнравственному, агрессивному,
разнузданному, заразному, что заполонило мир.
Сколько сейчас насильников! Даже детей они не щадят. Человек находится в страшном
состоянии, все нормы и рамки потеряны. Это недопустимо, потому что грозит катастрофой
для человечества даже в смысле его выживания.
Если мы поймем это, то уже получим возможность переустроить жизнь терпением,
поиском, может быть, слезами и кровью. Но знать, что такая жизнь недопустима,
мы обязаны.
О.Алексий ПОТОКИН