И ЗАПОВЕДАЛ ГОСПОДЬ . . . (01/98)
Моисеева заповедь “Не убий” известна практически всем. Она очень глубокая. И
сегодня мы посмотрим дальше, какой смысл, какой завет Божий скрывается в ней.
Если иметь в виду человеческую жизнь, то значение слов “не убий” оказывается
значительно глубже, чем поначалу кажется. Мы обычно смотрим на свои самые грубые
действия: я не оборвал ничью жизнь своей рукой. Но ведь я мог отдать приказ или
создать ситуацию, в которой будут гибнуть люди, а сам при этом оставаться в стороне,
умыть руки.
Но мы же считаем Понтия Пилата ответственным за казнь Христа. Он знал, что Христос
невиновен.
“Умывать руки” можно как бы на разных уровнях. Первый - видеть явно, что творится
беззаконие, что гибнет человек - и отойти. Вторая - дальше по той же тропиночке:
так обустроить собственную жизнь, чтобы не видеть, не знать, не смотреть, не
думать “о страшном”. Еще дальше - доказать себе, что другие убивают, а я в этом
не участвую. Сейчас многие телепередачи предлагают нам какие-то безобразные крайности
и картины. И человек, глядя на них, убеждает себя: есть звери, а я - только зритель
и здесь ни при чем.
А ведь Евангелие нам ясно говорит: если ты принял в сердце грех, ты его уже совершил.
То есть фактически зритель всегда становится соучастником убийства. Простое любопытство
создает рекламу подобным делам. Посмотрите, во что играют дети. Они чувствуют,
что нам это нравится, что это популярно и нужно. Героями нашего времени становятся
преступники. Убивают, садятся в тюрьму, опять выходят. Судьба их вроде интересна
и таинственна.
Но ведь это не так. Она же прозрачна, их судьба. Люди думают, что в казустике,
в последовательности шагов нашей мерзости можно найти какую-то тайну. Совсем
не так. Если я переступил черту, я уже за ней, уже пал. И внешние факторы, украшающие
и романтизирующие ситуацию падения, так же как и оправдывающие обстоятельства,
тут не важны.
У нас возник по-настоящему алчный интерес к детективам, к фильмам, где совершаются
массовые убийства. Многие интересуются ими, спокойно воспринимают. Больше того,
подобное “искусство” становится чуть ли не единственным источником необыкновенных
ощущений. Значит, душа явно и живо чувствует и переживает.
Если мы в обычной жизни спрятались за десять засовов, махнули рукой на то, что
снаружи творится, и читаем книги, смотрим фильмы, где убийства - одно на другом,
то, оказывается, причастны к групповым преступлениям там и тут. Убийство творим
мы.
Шестая заповедь людьми постоянно нарушается - в самом прямом и грубом смысле.
Поэтому человек и не имеет в себе жизни: нет в нем жалости, добродетелей, цель
его - если не явно, то подсознательно служить злу, он бьет, мучает, губит. Если
я его не останавливаю, то становлюсь соучастником убийства, сам превращаюсь в
мертвеца.
Помните, человек подошел к Господу и сказал, что хочет идти за Ним. Но сначала
просил разрешения похоронить отца. Господь сказал: предоставь мертвым погребать
своих мертвецов. И многие недоумевают: что бы это значило?
Представьте такую ситуацию. Поле битвы. Идет рукопашная. Отца убивают. Что мне
делать? Броситься его закапывать? Или помогать своим?
Конечно продолжать битву, защищать жизнь. Иначе наша сторона лишится сразу двух
воинов.
Подобное случается часто, хоть и в иных обстоятельствах. И когда “мертвый” сеет
вокруг себя смерть, я должен ему помешать - вплоть до лишения его жизни.
Таким образом шестая заповедь говорит нам, чтобы мы были зрячими. Все, что несет
гибель людям, обязательно останавливали. Какова мера здесь, определит наша совесть.
И критерий тут таков: если я человека останавливаю с ненавистью и жестокостью,
то не прав. Если же останавливаю - и готов в любую секунду простить и пожалеть,
как только он скажет: “Извини, я все понял!” - значит, прав.
О.Алексий ПОТОКИН