И ЗАПОВЕДАЛ ГОСПОДЬ . . . (08/98)
“Не прелюбы сотвори” - так звучит седьмая заповедь, данная Богом Моисею на Синае.
О ней мы продолжаем говорить сегодня. А в прошлый раз остановились на том, что
люди утратили все представления о норме. Даже над детьми совершают насилия.
Такая жизнь недопустима. И наша реакция на подобные явления должна быть острой.
Не гневной: пойти, забить камнями, уничтожить, - нет. Эти грехи должны возмущать,
не приниматься. Никакого обсуждения их, соучастия в них быть не может.
Здесь нет предмета для обсуждения, дискуссии. Человек обязан все понять, почувствовать
сам. И люди повинные в подобных грехах, не должны участвовать в церковных Таинствах.
Они отлучаются от Причастия, а прежде отлучались и от Церкви на долгие годы.
Человек, который уже раскаялся, нес повинность за то, что и себя губил, и другому
был соблазном.
Сейчас я продолжу перечисление грехов противоестественных, то есть направленных
против естества. Они не свойственны природе, разрушают ее. К ним относятся кровосмешение,
запрещенный чувственный интерес к близким родственникам, различные способы “самоудовлетвориения”,
влечение чувственное к животным. Особенно разрушительны, часто вызывающие необратимые
последствия в духовной жизни, групповые грехи против седьмой заповеди.
Мы не будем даже думать о тех случаях, когда человек живет по извращенным законам,
когда движение его психических и энергетических сил действует не по естеству.
Седьмая заповедь такова, что при желании каждый человек может и должен разобраться
в праведном устроении этой стороны своей жизни без сравнения с чьим-то ошибочным
опытом (тут особенно ложно звучит совет учиться на чужих ошибках).
Отметим, что седьмую заповедь преступают все нормально физически устроенные люди,
у которых духовная природа болеет, хотя это, может быть, и не видно внешне, вроде
бы никак не проявляется. Падение всегда начинается с помыслов, и, если человеку
свойственна “лишь мечтательность”, то есть зрительное или чувственное воображение
пороков, хотя бы небольшой интерес, который может проявляться как волнение при
прикосновении с запретными или как отсутствие защитной реакции при такой встрече
(внутренний дискомфорт, тошнота), то, значит, сердце уже задето, грех совершен.
Три заповеди стоят рядом: “Не прелюбы сотвори”, “Не приноси свидетельства ложного
на друга своего”, “Не укради”. По сути все они говорят : не воруй. Только одна
обращается к области высших духовных чувств и любви, другая - относится к правде,
ведь мы можем глумиться и над нею, а третья - к чужой собственности.
Понимание седьмой заповеди как некоей лжи, окрадывания помогает увидеть истоки
прелюбодеяния. Само это слово свидетельствует о том, что происходит нечто превышающее
нормы любви, в любую сторону - и уменьшения, и преувеличения.
У пророков Исаии и Иеремии встречается запрет на любодеяние в отношение Бога.
Там сказано, что люди согрешили перед своим Богом и прелюбодействовали с другими
богами. То есть они с идолами устанавливали отношения подобные тем, какие мы
устанавливаем с Отцом Небесным. И некоторым своим привычкам, привязанностям придавали
абсолютное значение.
В этом смысле всякая измена Святой Троице, иная вера являются прелюбодеянием
духовным. Человек изменяет или форму отношений, или их существо. Это мы уже обсуждали
подробно, когда говорили о сотворении кумиров, о почитании Троицы как единственного
в высшем, верховном смысле понимаемого Бога. Подобная измена может быть наивной,
а не расчетливой и злобной, по причине невежества. Но судите сами: какой солдат
раньше получит взыскание - который тайно борется со своими в пользу врага или
тот, который, не различая погон, испугается при встрече с поваром?
Церковь осуждает превышение норм в еде, питье, любой естественной потребности
человека, а также противоестественное пренебрежение какими-то потребностями.
Многие подвижники, монахи, отшельники, находясь в пустыне, в борении, часто были
побеждаемы своими плотскими похотениями и блудной страстью. И для того, чтобы
справиться с этим, они иногда себя оскопляли. Церковь извергала их из своих рядов
за то, что таким недостойным образом, надругательством над природой пытались
устроить свою духовную жизнь.
Апостол Павел говорит: оба жизненных пути хороши - и монашеский, воздержанный,
и супружеский, чтоб не разжигаться, чтоб похотская страсть не овладевала человеком,
а имелась естественная, а значит, прекрасная жизнь в подлинной любви с дорогим,
родным человеком.
Невольно пришлось сказать несколько низменных слов. Когда говоришь о грехе, даже
высокое приходится обсуждать подобными терминами, и оно невольно унижается. Поэтому
хочется обратиться к нормальным, благим человеческим отношениям.
Они возникают как некое внимание к другому человеку. Мы узнаем его, находимся
рядом, но не помышляем о нем как о собственном. Недаром в Священном Писании говорится:
не пожелай души и тела другого человека. Пока не связан с ним какими-то определенными
узами, не смей мечтать о нем, предаваться мысленным радостям по отношению к нему.
Кто говорит: “Я влюбился!” (а предмет его любви не ответил), тот нарушает норму,
посягает на то, что ему не принадлежит. Берет чужое.
Когда интерес людей станет взаимным, тогда в процессе совместной жизни они узнают
друг друга в труде, отдыхе, в беседах, в несовершенстве личном и взаимном (лишь
трусы малодушно идеализируют своего избранника или избранницу, а потом горько
разочаровываются). Появится желание строить совместную жизнь. И уже после этого
жертвенного желания нести совместный крест, жить ради друг друга, помогать друг
другу, потихонечку начнут открывать их души, которые всегда требуют поддержки
и помощи. Нам всегда нужны помощь, понимание.
О.Алексий ПОТОКИН