И ЗАПОВЕДАЛ ГОСПОДЬ (05/97)
После небольшого перерыва продолжим разговор о пятой ветхозаветной заповеди:
“Чти отца твоего и матерь твою, и благо будет тебе, и долголетен ты будешь на
земле”.
Остановились мы на том, что правильное воздание чести отцу и матери определяет
нашу жизнь и перед Богом и перед людьми на земле.
Мы знаем народы, которые не являются христианами, но ведут относительно благую
жизнь, и даже иногда более достойную, чем мы. Это связано с тем, что вера у нас
стала холодной. А они умеют сохранить искреннее почитание старших, своих родителей.
И заповедь, обещающая долголетие и благоденствие на земле, совершается над ними.
У них могут быть страшные законы, по которым легко убить, отомстить. Но поистине
детское склонение перед отцом и матерью, детское почитание мудрости седин, делает
их жизнь устойчивой, непоколебимой.
Наше доброе отношение к старшим мы часто считаем великой жертвой, необыкновенной
доблестью, редким случаем. Раньше многодетная семья считалась счастьем для родителей,
потому что каждый ребенок вносил лепту на содержание матери и отца. Теперь даже
большое количество детей не гарантирует, что родители будут обеспечены в самом
необходимом. О них забывают, от них отказываются. И даже в те моменты, когда,
казалось бы, помогают, как их называют уничижительно, “стариками”, то не совершают
главного. Если посмотреть внимательно на нашу жизнь, то окажется, что пожилые
люди как бы мешают нам своими советами, просьбами, пониманием жизни. Они кажутся
отсталыми, никчемными. И чувствуют всем своим существом, что не нужны. Это никакими
деньгами, никакими подношениями не восполнишь. Когда внутри человек осознает,
что он прекрасно обходится без матери и отца, когда чувствует, что доброе отношение
к ним - только дань прошлому, воспоминаниям о детстве, то такое существование
для родителей бывает хуже смерти.
Отец и мать видят, что от них как бы откупаются, им создают условия сытой жизни.
Но самой то жизни нет! Никакой их принцип не приводится в жизнь, не осуществляются
их желания, сокровенные, которые они сами не могут осуществить, а могут - только
их дети или те, кто их уважает. Но таких близких людей - не находится.
И тут не нужно оправдываться тем, что родители часто бывают больны, неразумны.
Мы говорим про другое. Мы ведь тоже часто бываем неразумны, однако умеем отличать
разумное от неразумного в себе, а иных людей просто целиком вычеркиваем из жизни,
пренебрегая ими. Их ценности, радости и становятся далекими от нас. Их беды,
от которых они мучаются (ломается жизнь, уходят те, кого любили) нам кажутся
смешными. Мы не чувствуем, что даже чужую ошибку надо уважать, силы, потраченные
впустую, тоже надо ценить. И когда исподволь показываем, что чья-то жизнь прожита
зря, то вершим самый страшный суд, которому может подвергнуться человек.
У нас и живут-то недолго. Но и при том многие люди жалуются, что устают от жизни
и хотят смерти. Потому что эта смерть фактически наступила - прежде всего в их
близких, ради которых они и жили. И их упования не оправдались.
Церковь в молитвенном поминании на первое место всегда ставит родителей. И научает
вглядываться в лица предков своих, понимать их жизнь, учит человека быть единым
с ними. Ведь недаром Господь говорил про единое тело, мы составляем его. И пока
не почувствовали себя едиными с родителями, не почувствовали благоговейного
почитания, можно считать, что от тела этого отпали.
Сколько раз менялись разные теории на земле ! Человек бросался из крайности в
крайность. И потерял знание: без своих предков, вопреки им построить жизнь невозможно.
И что должны чтить их для нашего блага, для нашего долгоденствия, обратить свои
взоры не только в будущее, но и внимательно смотреть в прошедшее.
Тем более, Священно е Писание говорит: все было, ничто не ново под луной. Многих
ошибок мы могли бы избежать. Сколько времени мы тратим, пока проходим заново
ошибки своих предков! Сколько грехов, сколько заблуждений бывает у нас из-за
того, что не придаем значения жизни других людей.
Часто мы оправдываемся: они жили в других условиях, в другой обстановке. Но у
каждого человека в течение жизни бывают и различные условия, и разнообразная
обстановка. Как человечество, так и человек Богом испытываются всем и по-разному.
Внешне обстоятельства могут иметь разные формы. Пугать человека можно копьем
и электрической дубинкой. Но результат один: боль. И уповать на прогресс, на
изменение человечества в сути своей - большое заблуждение нашего времени.
О.Алексий ПОТОКИН