И ЗАПОВЕДАЛ ГОСПОДЬ . . . (06/98)
Седьмая заповедь Ветхого Завета, данная Богом Моисею на Синае, нам говорит так:
“Не прелюбы сотвори” (“Не прелюбодействуй”). Все десять заповедей даны народу
грубому во времена жестокие и распущенные. И веками понимание седьмой заповеди
сводилось к отрицанию самых грубых человеческих пороков.
Сегодня прежде всего стоит указать именно это ее значение, доступное для людей,
далеких от Бога и Церкви. И они должны знать: есть предел в той жизни, от которой
человек получает “удовольствие” - некое подобие чувственного переживания. В современном
мире оно ассоциируется со словом “любовь”. А по сути это недозволенные формы
эксплуатации чувственной природы людей - их плоти. Но она должна проявлять себя
только в гармонии с душой, звучать от “избытка сердца”.
Такие уродливые проявления чувственности апостол Павел запрещал конкретизировать,
называть именами, соответствующими их сути. Потому что одно только упоминание
их оскверняет человека, делает причастником греха и беззакония. Так уж мы устроены.
Итак, будем говорить о таких деяниях, которые не упоминаются в Церкви. На деле
это означает, что при определенных условиях человек не входит в Церковь, отлучается
от нее. То есть подобное поведение выводит его за рамки общения с Богом. И даже
покаяние у такого человека принимается только тогда, когда он прекратит свою
недостойную жизнь.
Как рассказывает Священное Писание, Богом были попущены потоп и гибель двух городов
от того нечестия, которому предались люди. В настоящее время, по обету Божию,
потопа не будет. И казни, как в Содоме и Гоморре, не повторятся. На их примере
Господь показал нам, какова участь тех, кто предается подобным порокам. Бог милостив,
Он все-таки жалеет нас и ждет, когда человек остановится, увидит и осудит себя
за это.
В рассказе о потопе читаем: “люди стали плоть”. Что это значит? Мы знаем: душа
человека живет в теле, тело является ее храмом. Видимо, когда места для храма
не осталось, когда тело человеческое перестало служить душе, а начало воспроизводить
чисто животные функции, когда оно как бы даже исключило возможность отдаленного
служения чему-то духовному, тогда Господь и повелел стихиям предать людей смерти.
Потому что такая жизнь уже не могла привести человека в состояние богоподобия,
к тем целям, на которые рассчитывалось при его творении.
Священное Писание открывает: в то время сыны Божии стали входить к дочерям человеческим,
и от них родились исполины. Некоторые Святые Отцы считают: это означало, что
люди, потеряв собственную духовную жизнь, начали иметь какое-то телесное общение
с духовным миром, и беззаконие коснулось переживаний не только между людьми,
но и между ними и павшими духовными созданиями.
В наше время не только проводятся “эксперименты” с духами, но и создается техника,
позволяющая человеку при помощи компьютера или иной аппаратуры иметь дело с воображаемым
существом. Церковь утверждает: за всем, что есть в нашем реальном мире, даже
фантазиями, стоят живые существа. Поэтому подобные упражнения, такая “виртуальная
реальность” признаются духовными, но безбожными и демоническими, а посему и беззаконными.
Плотское состояние является перерождением существа человека. Это некий рак души,
который естественные жизненные потребности извращает и превращает в орудия не
жизни, но смерти. Причем в этом состоянии человек теряет контроль над собой и
не может адекватно оценивать свое состояние. Оно кажется ему нормальным и даже
в чем-то хорошим.
В наше время появляется много проповедников распущенной жизни, утверждающих,
что это - некая норма, что просто люди разные, природа в них неодинаково проявляется:
у одних так, у других - иначе. Каждому, дескать, задана своя программа. Просто
надо себя понять, почувствовать, что тебе свойственно: кому - быть человеком,
кому - хуже, чем скотом.
Библия отвергает такой взгляд. Любой из нас способен на земле к жизни подлинной,
духовной, небесной. Другое дело, что человек может себя растлить - и жизнь будет
ему не в милость, не в радость, а в мучение. Но это уже результат его желаний,
усилий, воли, подавления совести, труда. Ведь трудиться можно не только во благо,
но и на саморазрушение, стремиться не к совершенству, а к жизни животной и даже
насекомоподобной.
Кстати, сейчас разработаны такие методики и технологии плотской индустрии, которые
предлагаются как благие: мол, извольте усовершенствовать себя, своих детей и
извлекать максимум удовольствий из того, что ни для какого чистого человека недопустимо.
подобный тип прогресса, просвещения кощунственен, безобразен, приводит к потере
здорового состояния не только души, но и организма. Ведь это грех - единственный
из всех - непосредственно действует на человеческое тело.
О.Алексий ПОТОКИН