И ЗАПОВЕДАЛ ГОСПОДЬ . . . (12/97)
“Не убий” - так лаконично звучит шестая ветхозаветная заповедь. О ней мы начали
говорить в прошлый раз и убедились, что смысл ее куда глубже, чем кажется на
первый взгляд. Не греши, не нарушай ничего Божиего в мире - такой завет несет
она в себе.
Когда Бог сотворил человека и вдунул в него душу, то сказал ему: ты должен управлять
этим миром, заботиться о нем. И пока человек жил рядом с Богом, он не отделял
себя ни от кого, со всем творением был един.
О том, что он и Ева - разные люди, Адам узнал только после того, как они согрешили,
ослушались Бога, не доверились Ему. А до того он говорило ней: плоть от плоти
моей, кость от кости моей. То есть ты - мое продолжение. Но вот он стал сам по
себе - индивидуальностью, а не личностью - и увидел, что и она сама по себе,
отличается от него. Это было уже убийство их отношений, нарушение Богом данной
нормы.
От любви рождается любовь. От любви не мог бы родиться сын - убийца своего брата.
Но отношения Евы и Адама нарушились - и рождение такого сына стало неизбежно.
Первый грех, сотворенный Адамом, был, по сути, самоубийством. Что он сделал?
Предал, обрубил, нарушил отношения доверия с Богом и тем самым погубил свое бессмертие.
Недаром в Евангелии есть такое откровение: “Не бойтесь убивающих тело, души же
не могущих убить, а бойтесь более того, кто может и душу и тело погубить а геенне”
(МФ.,10,28).
Было обетование дано Адаму: если вкусишь плод с этого дерева, то смертью умрешь.
Он вкусил - и потом еще жил и жил, более 900 лет. Мы видим тут, что действие
смерти, которым он оказывается охвачен, продолжительно по времени. Но само действие
уже совершилось в вечности.
Причем, предав отношения с Богом, Адам почувствовал себя одиноким, как бы отрезал
себя от жизни, ведь Бог есть жизнь. Так что заповедь “Не убий” касается прежде
всего нас самих. Когда человек умер, он начинает нести гибель другим. Подобное
рождает подобное. Только живое рождает жизнь. Нет дерева худого, которое приносит
плоды хорошие. И не бывает дерева доброго, которое приносило бы худые плоды.
Так что жизнь нарушается прежде всего в самом человеке.
Каждый грех может довести нас до крайности и при этом становится настолько явен
и быстр по своим последствиям, что совершенно нетерпим. Нетерпимо убийство детей,
стариков, любого человека. Или бессмысленное уничтожение животных, всего живого.
Ужастно лишение жизни младенцев во чреве. Ведь тут мы, по-житейски говоря, назначены
отвечать за жизнь другого человека, пока несамостоятельного, кормить его. Зарабатывать
деньги и обеспечивать его всем необходимым. Мы не имеем права распоряжаться его
жизнью. Он - самобытный Божий человек. И убийство - грубое нарушение, страшное
нарушение нормы бытия.
Когда Моисей выходил со своим народом из Египта и фараон не отпускал евреев из
плена, то самая последняя, самая страшная казнь для египтян была - лишение жизни
всех первенцев. После этого народ ослабевает, оскудевает. Первенец недаром был
наследником всего, в нем есть особая крепость, в нем передается таинственное
назначение, глубинная структура рода.
Из Библии мы видим, как важно первородство. Когда Исаак и Исав рождались, то
сначала на свет появилась рука ребенка - и повитуха тут же накинула на нее нитку,
чтобы пометить, кто из детей первенец.
Так как люди у нас живут бездумно, то получается, что сила нашей нации растрачивается,
уничтожается. Часто в молодых семьях дети рождаются уже после какого-то количества
абортов. Поэтому люди наши слабые. Мы не можем передать им силу, крепость, выносливость,
никто ничего не несет и понести не может - ни трудов, ни ответственности. А там,
где есть первенец, на него-то и ложатся главные тяготы, он служит опорой в семье.
На нем - помыслительная, особая благодать.
Исключение первенцев из жизни делает нас дебилыми. Мы же знаем, что египтяне
через какое-то время исчезли с лица земли. Их нет, не осталось никого.
Если семья, род теряют первенца, это невосполнимая утрата. Хотя другие дети могут
быть талантливыми, умными, трудолюбивыми и святыми. Но существуют определенные
духовные законы, пути Божии. Мы их коверкаем, отбрасываем - и сами того не замечая,
а потом обвиняем Господа в том, что многое в этой жизни не связывается, не имеет
благодатного завершения.
О.Алексий ПОТОКИН