И ЗАПОВЕДАЛ ГОСПОДЬ . . . (02/98)
Мы продолжаем разговор о шестой ветхозаветной заповеди “Не убий”. И в прошлый
раз остановились на том, что человек, умертвивший собственную душу, сеет вокруг
себя смерть. Таких людей всегда надо останавливать. Но делать это не в состоянии
озлобленности, а быть готовым простить, если услышим слова раскаяния.
Вообще никого, особенно детей, нельзя наказывать только потому и в тот момент,
когда они нас “довели”. Первое, что тут необходимо, успокоиться самому. И наказывать
- осознанно. Мне неприятно причинять ребенку боль, не хочется этого делать. Но
если я не научу его сейчас, его научит жизнь. Это будет страшнее и намного больнее.
В шестой заповеди мы видим: человек обязан знать, что есть жизнь и что есть смерть,
останавливать смерть и давать волю жизни. Поэтому-то христианам нужно служить
в армии и являться защитниками людей. Никакого препятствия здесь нет.
Другое дело, что всегда, в любых условиях следует отдавать себе отчет в том,
что делаешь. Ситуации на войне меняются. И могут появиться бесчеловечные приказы,
положим, касающиеся смерти детей. Если я совестью своей это понял, то не должен
такой приказ выполнять, чего бы мне это не стоило.
Жертвовать собой ради других на поле брани человек способен только тогда, когда
и в обыденной жизни поступает так. Военный, который не остановит хулигана на
улице или в транспорте, на войне не защитит нас.
Не прятаться, а быть защитником других - один из главных смыслов существования
мужчины. А мы к тому же называемся воинами Христовыми. Явная война для нас идет
всегда. Но начинается она, конечно, с неявной - внутренней.
Когда внешне мы просто отступаем от заповедей, совершается маленькое, незначительное
движение даже не ко злу, а от добра. А иногда движение отсутствует. Впадаем в
статичное, аморфное состояние. Как оно проявится дальше?
Вы знаете, что бывает прямой удар в сердце - и жизнь мгновенно оборвана. А может
быть нарушен в организме какой-нибудь узел - и через пять минут, день или год
погибнет человек. Так и тут: нарушил свой внутренний мир - и это скажется впоследствии.
Апостол Павел говорил: через одного человека - Адама пришла в жизнь смерть. Поэтому
в каком-то смысле он отвечает за умирание всех людей. А через Богочеловека в
мир пришла жизнь, и так же - для всех.
С этой стороны мы посмотрим и на шестую заповедь. Есть жизнь совершенная, которая
не заканчивается на земле и обязательно продолжается в вечности. Она проявляется
в нас как желание встречи с Богов, небоязненность плотской смерти, как некое
страдание о том, что здесь все несовершенно.
Я имею в виду не то страдание, когда все плохо, все не так, всем недовольны.
Нет, такие люди как раз боятся умирать. Речь о тех, кто счастлив и благодатен
на земле, но у них остается жажда Бога, полноты жизни во всем. Они видят несовершенство
здешнего мира и знают, так как вкушали ее, что есть настоящая жизнь и что он
совершенна.
Им понятно, где, за какой гранью совершенство наступит - и они спокойно смотрят:
жизнь не остановится, не прекратится за нашим гробом, а наоборот - восполнится
обязательно. Нигде, ни в чем не будет в ней ущерба: ни в свободе, ни в возможностях.
Человек может заботиться о других, участвовать во всем происходящем.
Мы это явно видим на примере святых. Они ведь живы. Но их мы почему-то отделяем
как бы от общей жизни, не считаем обычными. То, что их назвали святыми - нам
о многом говорит. А они - какими были, такими остались. И в нашей жизни участвуют.
Пока человек живет на земле, он постоянно проверяет себя. Хочется все доделать
здесь, не оставить никакого недостатка на детях, наших подопечных, в делах. Хочется
некой завершенности. А она невозможна. И мы оставляем свои дела в наследство,
надеемся, что они потомками, потом будут завершены, уже за чертою для нас.
Стараться все закончить обязательно самому - признак неверия. Так же, как и чувство:
то, что мы делаем здесь ради Бога - как бы никчемно, никому не нужно. Может,
делаем не то? Желаем не тог? Тогда это чувство правомерно. Ведь по сути все нужно
созидать, не угождая этому миру, а для вечности. В нашем отечестве особенно явно
многие чувствуют, что строительство “града земного” приносит горькие плоды.
Проще всего эту мысль понять на человеческих отношениях. Обычно они у нас обрывочны,
их можно пресечь - и ничего. Но пока наши отношения развиваются, пока мы чувствуем,
что много недосказано, не пережито, не узнано, они не рвутся, а укрепляются,
делаются возвышеннее и красивее.
То же самое и в отношениях с Богом. Что является камнем преткновения для многих?
Вот помолился человек раз-другой - и почувствовал радость, благодать. Этой меркой
и начинает себя мерить. Когда молитва бывает рассеянной, трудной, то думает:
плохо молился. А если опять приходит благодатное состояние, то хорошо.
А думать надо иначе: я не молился еще никогда. У меня с Богом состоялась еще
не беседа, а обмен жестами и отдельными словами, которые Он мне подсказал и дал.
Мера же общения с ростом личности, осознанием себя может быть необыкновенная.
И должна быть. Это доступно каждому, об этом свидетельствовал Сам Христос: “Царство
небесное внутри вас”. Вот величина Человека.
Иногда на мгновение тень подобного состояния касается каждого. Но обычно оно
нас не увлекает, мы не чувствуем его абсолютной необходимости. А это и есть жизнь
души, единственно возможная, подлинная. Остальное, все, что такие состояния пересекает,
- дела смерти.
О.Алексий ПОТОКИН