И ЗАПОВЕДАЛ ГОСПОДЬ (12/96)
Сегодня мы завершаем разговор о четвертой ветхозаветной заповеди: “Помни день
субботний, чтобы святить его, шесть дней трудись и делай в них всякие дела твои,
а в день седьмой - Суббота Господу Богу твоему”.
Конечно, заповедь эта, как и все остальные, неисчерпаема. Но каждому из нас это
открывается постепенно.
Иногда бывает так, что люди трудятся шесть дней сквозь зубы и ненавидят всех,
свою работу. Такой труд никому не нужен. Это не труд, а истязание.
Что делать в подобном случае? Привести себя в порядок, чтобы душа выздоровела.
Как? Тут краткого рецепта не дашь. Но иногда малого достаточно. Например, посмотреть,
почему труд стал таким подневольным, тяжелым?
Часто люди по незнанию начинают завидовать другим. Им кажется, кому-то все легко
дается, есть лучшие места работы, перестают свое место ценить. Не знают, что
бывают всяческие испытания, что человек механически трудиться не может. Вспомните,
когда мы начинаем работать, у нас душа свежая, мы во всем видим смысл. А потом
привыкаем, многое делаем автоматически. И, конечно, этот автоматизм все убивает.
Отказаться от него, пройти через него не так-то просто. Но можно и нужно.
Часто бывает в наше время, что не сам труд, а производственные отношения нас
угнетают. Люди не выносят, что на службе есть начальник, сослуживцы. Вот без
них бы трудились и радовались, а с ними - никак невозможно.
В понятие труда входит и сама работа, и то, что начальство надо терпеть, не осуждать,
и сослуживцев, как себя, как братьев любить. Люди этого не хотят. Неприязнь сначала
обращается на какого-то человека, а потом переносится и на всю работу.
Владыка Антоний рассказывал, как во время войны он по приказу капрала канаву
копал: копал - кажется, с запада на восток. Капрал пришел, раскричался:
- Не так! Надо с юга на север.
Надо так надо. Будущий владыка начал спокойно и радостно копать другую канаву.
Вот и нам следует принять начальство таким, как есть. Принять его порой не обоснованные
требования. Это трудно. Но когда человек себя пересилит, душа его очень многое
получает. Это обязательно надо пережить. И даже в семье, если супруг или супруга
просят сделать что-то неразумное - стоит выполнить. И делу будет лучше, и отношениям.
Есть суеверие, что в воскресенье нельзя трудиться, стирать, мыть. Это совершенно
не так. Вообще сказано: тот служит Богу, кто служит ближнему. К Серафиму Саровскому
монахи обращались:
- Отче, братия за Литургией, а мы тут обед готовим! Душа наша скорбит.
- Радость моя,- говорил он,- если ты трудишься ради брата, ты совершаешь Литургию.
Ничего страшного, если человеку придется в этот день поухаживать за больным.
Я не верю, что в течение месяца у него не будет дня, который он принесет Господу.
Ну, пусть это окажется Понедельник, Вторник. Литургии у нас во все дни равны.
Можно оправдывать себя, накапливать дела так, что сходить в церковь станет невозможно.
Тут уже человек со своим лукавством сам должен управиться.
Можно ли просто отдохнуть? Пусть это будет в субботу. Но нужен и такой день,
когда человек приложит особые усилия, потрудится, помолится, покается, приведет
душу в порядок.
С другой стороны, сидеть сложа руки в этот день гораздо хуже, чем трудиться.
Любая праздность хуже труда.
Расслабление, отвлечение от реальности внешне вроде бы дает человеку передышку.
А на деле - вредит. Это нарушение и заповеди Божией, и самого естества человека.
Увидите, что потом трудно собираться на работу. А этот день должен пройти так,
чтобы душа стала бодрой, пришло понимание, зачем мне нужна следующая неделя,
осознание, что мой труд необходим. Человек вызревает, получает внутреннюю силу,
чтобы жить следующую неделю, а не просто физически приводит себя в порядок.
Последнее само собой получится.
Мы знаем, что для спортсмена отдых - смена нагрузки. Если душе не давать нагрузки,
она становится дебелой. Верующий ли человек, неверующий - я никому не рекомендовал
бы расслабляться, вырабатывать такой жизненный ритм. Он будет все больше и больше
потом захватывать.
Правда, бывают состояния физического перенапряжения, нервозности. В такой момент
стоит дать себе передышку, выспаться, дать волю чувствам - порадоваться, попеть.
Но сейчас не так много людей, которые с такой напряженностью шесть дней трудятся,
что потом им нужен очень основательный отдых. Что-то я вообще не вижу, чтобы
кто-то трудился хоть час напряженно. Все-таки мы расслабленные. Раньше люди иначе
трудились.
Иудеи утверждали, что в день субботний нельзя ничего делать. А Господь их обличал.
Он в субботу исцелял, прощал. И говорил, что это день милости.
Раньше в воскресный день ходили в тюрьму, в больницу, как бы приносили себя в
жертву. В тюрьме не очень то приятно. В больнице нанюхаешься, натерпишься, насмотришься,
если действительно идешь к больным, которые страждут.
Четвертая заповедь - заповедь не бездействия, а особого труда, особой милости,
которая устремлена к высшему.
О.Алексий ПОТОКИН