И ЗАПОВЕДАЛ ГОСПОДЬ (08/97)
Посмотрим дальше, что стоит за пятой ветхозаветной заповедью: “Чти отца твоего
и матерь твою, и благо тебе будет, и долголетен ты будешь на земле”.
Не умея бывать детьми (о чем мы уже говорили), мы не умеем быть отцами, матерями.
Помните, в Евангелии сказано: горе тому человеку, через которого приходят соблазны.
Если мы не сумеем научить этому своих детей, то разрушим нашу будущую жизнь.
Отец и мать могут полностью пожертвовать собой ради ребенка. Но если они не научат
его уважать себя, ценить себя, все их старания пойдут только во зло. Они воспитают
эгоиста, который будет топтать любого человека.
Это как раз распространено у нас - настолько, что мы смиряемся с неуважительным
отношением к нам, с грубостью, хамством. И тут - утеря главного наследства. Мы
не умеем вложить в душу человека основу всех отношений между людьми. Наш ребенок
становится несчастным. Не пережив в детстве, он и в зрелые годы, и в старости
не способен почувствовать себя и малым, и неразумным, и недостойным, и вместе
с тем - не просто покинутым, а чьим-то человеком.
Пятая заповедь требует от нас многого по отношению к детям. Требует не муштры
и воспитания, а взаимного поиска. Кто (а ведь тут нет никакого правила !) искал
своего ребенка, взаимного понимания с ним? Не только исправления его слабостей,
но и встречи с ним, равенства в чем-то?
Истинное отцовство и материнство мы здесь заменяем ложным авторитетом, силой,
которая убивает эти понятия.
Апостол Павел, обращаясь к родителям, говорил: ”Отцы, не раздражайте ваших детей”.
Постоянное унижение, подчеркивающее недостоинство, незнание, непонимание, вызывает
у ребенка только протест. Человек все равно за свое достоинство будет так или
иначе бороться. Если оно унижается, он отгородится, станет слепым и глухим. Научится
не видеть, не слышать очевидного, даже полезного. Вот так мы приучаем к искривлению,
лукавству слух и зрение друг друга.
Дети все видят, слышат, понимают. Так надо, не унижая своего и их достоинства,
научить их тому, чтобы они наши слабости не использовали в своих целях (а это
часто бывает, становится притчей во языцех в спорах), а понимали. Это сделало
бы их свободными. Потому что наши слабости они скорее всего и унаследуют.
Необходима не реклама своих достоинств перед детьми, а умение предостеречь их
на своем примере. Если это сделать искренне, то мы реально им поможем.
Римская поговорка гласит: “Кто предупрежден, тот вооружен”. И наши потомки не
будут бессильны, не будут слепо натыкаться на препятствия, которые заложены в
них самих.
Как раз эта сторона - совершенно не в традиции теперешней жизни. Наши беды, падения
остаются неведомы детям. Непонятно, почему. Ведь пережить падения - уже победа,
раскаянный грех - это достоинство человека, его величие. Мы же не умеем ни каяться,
ни переживать неудачи. Не можем поделиться ими со своими чадами. И ложатся они
на них таинственным грузом, часто вызывают у них недоумения.
А нераскаянный родительский грех - это ответственность. Если мы оставляем его
в своей жизни, он обязательно скажется на детях. На них ложатся и наши угрозы,
неприятие, скрытые проклятия, недовольство. Грех взаимного непочитания пронизывает,
отравляет наше существо.
Несколько слов хотелось бы сказать о духовном отцовстве и сыновстве. Раньше духовное
отцовство становилось выше, чем плотское. И оно поистине таким является. Молитвенная
забота о другом человеке, воспри-емником которого ты стал, принимается Богом
безусловно, даже если духовные отец или мать не стяжали глубокой молитвы или
нецерковны. Такое простое попечение - свято.
Сейчас Крещение воспринимают как простую формальность. Просят даже, чтобы крестный
был заочным. Он не удосуживается придти на крестины, приложить свою душу к тому,
что Бог приемлет еще одного человека, совершается великое Таинство.
Невежество, дикость дошли до последнего предела. Многое могло бы измениться в
нашей жизни, если бы чада имели почтение перед своими духовными матерями и отцами,
обращались к ним со своими жизненными вопросами. Часто между ними не существует
никакой связи, кроме шуточек.
Этот момент обязательно надо в себе переломить, серьезно к нему отнестись. Тут
сразу станет вопрос: стоит ли мне быть крестным отцом? Как себя проявлять, чтобы
исполнить свой долг не по букве, а по совести?
Ведь главное - духовное отцовство и материнство может утвердить в нас веру истинную.
Даже небольшие усилия, которые прикладывает здесь человек, приводят к великим
результатам.
О.Алексий ПОТОКИН