И ЗАПОВЕДАЛ ГОСПОДЬ (01/97)
Сегодня мы переходим к обсуждению пятой ветхозаветной заповеди которая звучит
так: “Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет, и да долголетен будеши
на земли”(“Почитай отца своего и мать свою, чтобы тебе хорошо было и чтобы ты
долго жил на земле”).
Это не просто очередная заповедь, данная Моисею Богом в скрижалях. С нее по смыслу
начинается новая группа заповедей, которая говорит об отношении человека к людям.
А те заповеди, которые мы уже разобрали, с разных, понятных для нас сторон характеризовали
отношение человека к Богу. Когда есть любовь к Нему, мы не будем делать многих
вещей. И Бог показывает нам в заповедях: если мы не умеем хранить себя от кумиров
или суетной жизни, то не можем сказать, что любим Господа.
Так же и отношение наше к другим людям, которое выражается в Библии просто: “Возлюби
ближнего своего, как самого себя”, - в заповедях, данных на Синае, распадалось
как бы на пять составляющих. Они должны были показать человеку: нарушая эти законы
мы ни в коем случае не можем сказать, что любим другого.
И хотя есть формальное деление на любовь к Богу и любовь к человеку, Сам Христос
говорил, что эти заповеди равны. Равенство их означало не какую-то особую меру,
которую кладут на весы правосудия и потому за нарушение заповедей любви к Богу
и человеку мы получаем одинаковое возмездие. Нет, эти слова были глубже и означали,
что, согрешая против человека, мы грешим против Бога. И это свидетельствует о
самом устройстве человека, его души: пока жив человек, его от Бога отделить нельзя.
“Всякое дыхание да славит Господа”! И жизнь свидетельствует, что под искаженной
формой, когда человек может быть злым, подлым, хитрым, недостойным, циничным,
все равно есть часть здоровая, светлая. Как в больном теле, пронизанном струпьями,
пока правильно работает хотя бы часть органов, жизнь побеждает. Болезнь зиждется
на жизни, сокрытой, мучимой, но тем не менее дающей жить и самой болезни. Часто
паразит питается только живым существом - и со смертью его сам погибает.
Эту краткую заповедь :”Возлюби ближнего своего, как самого себя, - можно исполнить
только тогда, когда видишь в человеке не только друга, родственника или коллегу,
но подобие Божие или возможность такого подобия.
Мы часто любим людей, несмотря на их недостойную жизнь или нераскрывшиеся возможности,
чувствуем, что человек носит в себе некую сокрытую силу, которая делает его прекрасным,
интересным. И его возможно полюбить, потому что он имеет в себе жизнь неповторимую,
несравнимую ни с какими другими обстоятельствами и людьми.
Между прочим, одним из первых насущных трудов христианина является очищение зрения,
вынимание сучков, сора из глаз. Из-за них мы замечаем в других зло, начистоту,
неправду и не замечаем образ Бога, Который должен нас преобразить в подобных
Ему личностей.
Долго, даже приходя в храм, человек склонен видеть недостатки в людях, их неумение,
незнание, непонимание чего-то - и раздражаться от них. Гораздо меньше его радует,
что в человеке пробуждается жизнь. Пробуждение всегда носит отпечаток слабости,
немощи, беззащитности, некой неявности, его легко заглушить, принизить. И мы
по себе знаем: когда в нас рождается что-нибудь благое, хорошее, трудно бывает
его сохранить, хочется спрятать, уберечь от чужих глаз. И мы, обладая темным
зрением, темным восприятием мира, не может в полной мере проявлять любовь к ближним,
которая соответствовала бы заповеди.
Все ветхозаветные заповеди, кроме одной, носят запретительный характер: не убей,
не укради, не сотвори себе кумира, не вспоминай имя Божие всуе и прочее. Они
как бы отсекают иную жизнь, говорят: в этих делах нет ничего Божиего.
И только пятая заповедь дает обетование человеку и, выполняя ее, мы приобщаемся
какой-то иной жизни. Другие заповеди этого не обещают: не делай - и все. А мы
знаем: если человек не делает зла, это не значит, что он добр. И даже делание
добра не значит, что добро это истинное. Оно должно быть испытано временем, обстоятельствами
и лишь в постоянстве своем может свидетельствовать, что оно не человеческое,
а данное Богом.
Заповедь о почитании отца и матери обещает человеку благо и долголетие на земле.
Она была дана в дохристианскую эпоху и относились не к христианам. Но заповеди
вообще имеют универсальный характер. Любой человек, их выполняющий, является
Божиим, если даже не знаком со Священным Писанием.
Апостол Павел говорил, что закон записан на плотяных скрижалях нашего сердца,
что язычники тоже понимают, знают его и могут выполнять, с них тоже за это спрашивается.
Другое дело, что нужна благодать Божия, Божия помощь - иначе заповеди в полноте
не выполнишь. Но человеку, который искренне хочет осмыслить, начать жизнь по
заповедям, их суть часто открывается. Правда, выполнение бывает связано с особой
борьбой, тут человек в одиночку будет слаб. И ему понадобится Крещение, чтобы
освободиться от первородного греха и язв, которые мы невольно получаем в наследство
от наших отцов и праотцев, понадобится особый покров, усыновление Богом.
О.Алексий ПОТОКИН