Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Семейная православная газета

  Все выпуски  

Семейная православная газета И ЗАПОВЕДАЛ ГОСПОДЬ . . . (03/98)


Информационный Канал Subscribe.Ru

И ЗАПОВЕДАЛ ГОСПОДЬ  . . . (03/98)

“Не убий”. Прежде чем продолжить разговор о шестой ветхозаветной заповеди, напомню
вам, что христианин должен понимать, что такое жизнь и что такое смерть.
К сожалению, мы не даем воли жизни ни в себе, ни тем более в других, подавляем
ее. Такое подавление, или насилие,- уже дело смерти.
Самый тяжелый грех - самоубийство, по сути, с него начались все беды человека.
Такой первый вред Адам причинил себе, а потом уже дальше пошло.
Если посмотреть на этот грех как бы по ступеням - с высших до самых тонких, еле
заметных, то прежде всего видно: он совершенно лишен и тени покаяния, чем закрывает
возможность прощения Богом. Поэтому никогда нельзя накладывать на себя руки.
Это - выражение ненависти к Богу и к людям. Тем самым человек как бы говорит:
“Я создан плохо, все, что здесь существует,- плохо, мне оно не нужно, сам я никому
не нужен”. Отсюда - самоубийство.
Подобные состояния проявляются и в нашей физической, и в духовной практике. Мы
не следим за своим здоровьем, допускаем вещи, которые вредят ему,- курим, выпиваем
и так далее. С духовной точки зрения допускаем состояния, которые являются смертью
для души,- отчаяние, печаль, уныние, а из них потом вырастает и дело.
Бывают моменты вроде бы незаметные. Человек привыкает к тому, что ему скучно,
он оставлен, ему нечего делать, некуда себя приложить. Это состояние смерти души.
Подобная праздность сердца обязательно и быстро родит сознательный грех.
Показателем тог, что в нас все умирает, является наша бесчувственность. Мы уже
говорили о том, что каждое движение, пустяк, мелочь должны нас трогать. Это не
значит, будто надо сильно реагировать на них. Нет, адекватно. Мастер тот, кто
все детали в картине, музыкальном произведении учел. Смотрите, как специалист,
увидев крошечную неточность, заключает: все не то!
В жизни постоянно что-то происходит. А нас - не касается, не задевает. Многое
мы выполняем как роботы, как механизмы. Это очень серьезный сигнал. Подобная
привычка - признак явной смерти. Тут уже начинает играть роль человеческая психология,
не живая душа, а психика, то есть застывшая форма. Поэтому появляются истерики,
депрессии, когда человек подавлен, загнан, внутренне уходит от жизни, теряет
связь с нею.
Эти состояния страшны. Они быстро подталкивают людей к выводам о бессмысленности,
никчемности жизни, лишают сил. И святые настойчиво повторяли, что из них надо
немедленно выходить любым способом, чтобы начать чувствовать, даже объесться,
удариться.
Верующему человеку тут открыт иной путь - исповедь, как можно быстрее. Медлить
нельзя.
Нам необходимо быть внимательными к себе, откровенно смотреть на свою жизнь.
Сколько у нас времени уходит на состояния праздности, безволия, распада, когда
нам тоскливо, плохо, неуютно! Для того чтобы справиться с ними, надо понять,
где мы и зачем живем. Тут только многие люди осознают: жизнь на земле - не рай
и раем не будет. Мы друг другу не можем быть спасителями и избавителями. Мы -
крест друг друга. И становится ясно, что такое крест и что есть вещи, которые
ложатся на тебя неудобоносимо. Всегда они будут отягощать и колоть (хотя при
всем том жизнь может быть прекрасна, полна).
Если человек предается таким состояниям, то следующим этапом становится разрушение
его отношений с близкими, вообще со всеми людьми и с Богом. Начинается клевета
на Бога постоянная: “Все ты сделал не так, недосмотрел, не устроил, забыл про
меня”. Человек ведет себя агрессивно. А ведь слово может убивать сильнее, чем
дело.
Следующая ступень, казалось бы, менее заметная, наше равнодушие - тоже убийство.
Когда я безразлично прохожу мимо людей, не обращая к ним доброго взгляда, то
этим как бы говорю: “Ты не мой человек, не нужен мне, неинтересен, в моей жизни
лишний, мешаешь. Без тебя хорошо. И я тороплюсь сделать так, чтобы тебя не было”.
Равнодушие служит одобрением и даже разрешением чужого зла, так как человек не
чувствует своей причастности к нему, а как Понтий Пилат умывает руки: “Неповинен
и я в крови Праведника Сего” (Мф.,27,24).
Это - самое настоящее убийство. 

О.Алексий ПОТОКИН

http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Адрес подписки
Отписаться

В избранное