Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Комментарии по недельной главе Торы


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru
НЕДЕЛЬНАЯ ГЛАВА ТОРЫ "МИКЕЦ"
О свечах
15. Заповедь зажигания ханукальных свечей отличается от других заповедей в двух
отношениях.

1) В отношении всех заповедей есть их обычное исполнение и есть исполнение особо
тщательное ("великолепное", "идур"), но нет исполнения "самого великолепного",
"идур мин а-идур".

Это можно показать на словах из Талмуда52: каков предел тщательного исполнения
заповеди? До третьей части. Затем Талмуд добавляет: до третьей части (человек
платит за то, что нужно для исполнения заповеди) из своего, а если более того
— из того, что принадлежит Всевышнему53. Получается, что можно исполнять заповеди
все более и более тщательно, до бесконечности, и все это включается в определение
"тщательное исполнение". А при исполнении заповеди о ханукальных свечах есть
обычное исполнение, исполнение тщательное и "наиболее тщательное", "меадрин
мин а-меадрин"54.

2) Все другие заповеди евреи исполняют обычным образом, а заповедь зажигания
ханукальных свечей повсеместно принято55 исполнять не только обычным образом,
но и тщательно и даже наиболее тщательно.

52. Бава кама, 96. 53. В комм. Раши (и в Тосафот) этому дается следующее объяснение:
то, что до трети, это — "собственные затраты" человека, так как за это ему не
будет вознаграждения при жизни (в этом мире), как сказано: "Этот день (этот
мир) — время "делать их" (заповеди), но не получать за них вознаграждение" (см.
Авода зара, 3а, где дается интерпретация сказанного в Дварим, 7:11). Вознаграждение
ожидает человека только в Мире Грядущем. Но за наиболее тщательное исполнение
заповедей, "от трети и далее", человек получает Б-жественное вознаграждение
уже в этом мире. (Другие комментаторы — см. Шита мекубецет — считают, что до
трети исполнение обязательно, независимо от того, беден человек или богат, а
если выше — это "Б-жье", это соответствует богатству, даруемому благословением
Б-га.) Независимо от сказанного все это рассматривается лишь как тщательное
исполнение.
54. См. Шабат, 21б. Следует каждую ночь зажигать одну ханукальную свечу, и этого
достаточно для хозяина дома и всех членов семьи; те, кто тщательно исполняют
заповедь, каж дую ночь зажигают одну свечу на каждого члена семьи, а те, кто
исполняет эту заповедь наиболее тщательно... со гласно закону школы Гилеля,
зажигают в первую ночь одну свечу, затем в каждую ночь прибавляют по свече.
55. Шулхан арух, Орах хаим. 671:2, замечания Рамо.

16. В день Хануки произошли два чудесных явления:

1) победа в войне, в связи с чем установлено в молитве этого дня читать "Алель"56
и благодарение;

2) чудо, происшедшее с маслом, в связи с чем была установлена заповедь зажигания
свечей. Наиболее тщательное исполнение заповеди связано не с прочтением "2Алеля"
и благодарением, а с заповедью зажигания свечей в память о чуде с флаконом масла.
Чтобы понять, какое преимущество имеет чудо с флаконом масла перед другими чудесами,
а также и по сравнению с чудом военной победы, приведем сначала объяснение трех
видов Б-жественного руководства миром.

1) Ведение мира естественным образом. Оно может быть очень высоким и приносящим
большой успех, но это успех, соответствующий природе.

2) Ведение мира чудесным образом, который выше природы. Такой была победа в
Хануку — чудо, которое выше природы, потому что сильные были преданы в руки
слабых, многие в руки немногих"57. Если бы это была победа сильных над сильными,
это также был бы успех, потому что это — война, однако нельзя было бы назвать
это чудом. Победа слабых над сильными и немногих над множеством — это выше природы.

3) Ведение мира, которое превосходит даже чудо. Это нечто такое, что не должно
происходить ни в связи с материальными потребностями, ни даже в связи с потребностями
души58, это подобно тщательному исполнению заповеди. А если рассмотреть связанное
с душой, это и было чудо, заключавшееся в том, что было найдено чистое масло.
Это связано только с душой, и более того — это должно было показать любовь к
евреям (потому что, согласно закону, можно было зажечь свечи и нечистым маслом,
так как тогда, когда дело касается всего общества, нечистота или разрешается,
и чудо было совершено для того, чтобы показать любовь к евреям).

56. Псалмы восхвалений, Теилим, гл. 113—118.
57. Молитва "Аль а-нисим".
58. Иными словами, как физическая жизнь, так и духовная может продолжаться без
ведения мира, превосходящего чудесное.

17. Так как все, что Наверху, зависит от служения, совер шаемого людьми59, есть
три вида служения человека, от которого зависит, какое из трех ведений мира
происходит на деле.

Естественное ведение мира происходит вследствие изучения Торы и исполнения заповедей,
как сказано60: "Если по установлениям Моим будете вы поступать... то Я дам вам
дожди вовремя, и земля даст урожай свой..." и прочие благословения.

Ведение мира чудесным образом происходит вследствие тщательного исполнения заповедей,
когда не довольствуются тем, чтобы исполнять заповеди всего лишь согласно требованию
закона, но тщательно их исполняют, старают ся исполнить заповедь еще лучше,
тогда и Всевышний отвечает тем же — таким ведением мира, которое выше природы.

А третий вид ведения мира происходит вследствие самоотверженности души — что
еще выше, чем тщательное исполнение заповеди.

59. "Человеку воздают той мерой, какой мерит он" (Сота, 1:7— 9; см. Санедрин).
"Всевышний — твоя тень" (Теилим, 121:5), т.е. Б-г поступает с человеком, как
его тень: так же, как тень следует за каждым движением человека, Б-г поступает
в соответствии с его поведением (Кетер шем тов, разд. 60). Баал-Шем-Тов и Межиричский
Магид так объясняли мишну в трактате Авот, 2:1: "Знай то, что (дословно) Наверху
от тебя" — "Знай, (что) то, что Наверху — от тебя". Т. е. твои действия, твое
поведение, определяют то, что Наверху (Цаваат Риваш, п. 142 и прим. к этому
месту). Происходящее Наверху непосредственно вызывается и определяется поступками
людей, находящихся внизу.
60. Ваикра, 26:3 и далее.

18. В чем выражается преимущество самоотверженности над тщательным исполнением
заповеди? Тщательное исполнение заключается в том, что человек исполняет заповедь
не потому, что он обязан это делать, — он делает это с удовольствием и с живым
желанием. Поэтому он всячески старается сделать это как можно лучше, великолепнее,
хотя к этому его ничто не обязывает.

Это можно сравнить с исполнением царского приказа. Если человек не делает этого
живо и с удовольствием, а только как приказ, он и делает это, лишь бы исполнить
приказ, а не старается сделать это как можно лучше. Но если это ему дорого и
он живо это ощущает, он старается как можно лучше это сделать. Но даже если
он с удоволь ствием исполняет приказ, его "я" остается чем-то своим отдельным.
Он ощущает удовольствие от исполнения заповеди, но есть и тот, другой, кто тоже
это ощущает. А при самоотверженности совсем нет его отдельного "я" всем своим
существом он в том, чтобы исполнить Высшее Желание. Ему не важно, он ли это
думает, говорит или делает, важно только, чтобы это было сделано, а значит,
и не важно, сделает ли это он или кто-либо другой, лишь бы это было сделано.

Когда есть самоотверженность, человек настолько полностью отвлечен от самого
себя, отвлечен даже от своеи души, что для него важно лишь исполнить заповедь.
И тогда Всевышний отвечает ему тем же, Он отвечает руководством Свыше, которое
выше чудесного, настолько, что оно вообще не связано с действительностью.

19. Так как в дни Хануки евреи поступали с самоотверженностью, свершилось чудо
с флаконом масла, чтобы показать любовь к евреям, не связанную с происходящим
в действительности. При тщательном исполнении воли Всевышнего происходит чудесное,
то, что выше природы, но с ней связано. Но поступая с самоотверженностью, человек
совершенно отказывается от себя, и тогда руководство Свыше не связано с действительностью.

И наоборот: когда Б-г ведет мир так, что это не связано с действительностью,
это вызывает в нас самоотверженность. Действительно, самоотверженность свойственна
всем евреям. Даже самый ничтожный человек может ею проникнуться (что, однако,
не касается изучения Торы, пожертвований и пр.).

Поэтому в дни Хануки, когда Б-жественное руководство миром было таким, чтобы
оно показывало любовь к евреям — а это происходило в результате самоотверженности
евреев, — у евреев это вызывало наиболее тщательное исполнение заповедей, намного
более тщательное, чем это требуется по законам Торы, наиболее тщательное, совершенное
подчинение и отказ от себя.

Это выражается и в зажигании ханукальных свечей, которое принято исполнять наиболее
тщательным образом, чего нет в отношении иных заповедей. Ибо самый существенный
аспект Хануки заключается в самоотверженности, в полном отказе от самого себя.


Из беседы Любавичского Ребе шлита Короля Мошиаха
в день зажигания пятой свечи Хануки 5713 г. (1952 г.)


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Поиск

В избранное